Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление процессом дисциплинирования сотрудников ОВД в процессе воспитательной и кадровой работы




 

Для определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используются следующие критерии:

- уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт);

- усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей (безотносительно к успехам и неудачам);

- результаты деятельности (успехи и недостатки);

- общественная активность, включающая в себя оказание помощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев;

- характер и количество поступков и проступков, в том числе и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания.

В определяющей мере дисциплинированность работника органа правопорядка зависит от его мотивов и степени их осознанности.

Различают три уровня осознанности мотивов: высший - когда сотрудник четко осознает цели и мотивы своего поведения; средний - при котором ему ясны лишь общие контуры собственных мыслей и чувств, побуждающих к поступку (или проступку); низкий - когда мотивы поведения не осознаются.

Поступки, мотивы которых не осознаются, имеют различную природу. Причиной таких поступков может быть чрезмерное эмоциональное напряжение, стресс, утомление или переутомление, склонность к негативным привычкам (например, употреблению алкоголя) и др. Однако неосознаваемость мотива поступка не следует смешивать с непризнанием его истинного мотива, которое выступает в виде своеобразной психологической защиты. Она заключается в попытке сотрудника отклонить менее привлекательный в профессионально-нравственном отношении мотив и приписать своим поступкам благородные побуждения.

Уровень дисциплины в подразделении ОВД зависит от уровня дисциплинированности каждого его сотрудника. Существенно влияют на уровень дисциплины в коллективе следующие социально-психологические факторы: психологическая совместимость и степень сплоченности членов коллектива, степень организационной и профессиональной подготовленности к совместной деятельности, качество официальных и неофициальных взаимоотношений.

Важное значение для поддержания высокого уровня дисциплины в коллективе имеет учет складывающихся формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) взаимоотношений.

В деятельности руководителей органов правопорядка по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности персонала важную роль играет дисциплинарная практика. Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно, и в ней используется все многообразие средств воздействия на личный состав, и учитываются психологические особенности подчиненных. Эффективная дисциплинарная практика связана с умением руководителя предъявлять обоснованные требования к подчиненным, справедливо применять поощрения за достижения в труде и налагать взыскания за совершенные дисциплинарные проступки. Исследования и практика управления органами правопорядка позволяют выделить 10 правил предъявления требований руководителем к подчиненным.

1. Реальность требований. Это правило побуждает руководителя предъявлять требовательность, исходя из содержания выполняемых подчиненным обязанностей, решаемых им профессионально-служебных задач, степени профессиональной подготовленности, опыта и профессиональных способностей.

2. Своевременность требований. Данное правило позволяет вести работу по предупреждению нарушений дисциплины со стороны персонала, во время реагировать на признаки недисциплинированности работников, мелкие проступки и халатное отношение подчиненных к должностным обязанностям.

3. Систематичность требований. Бессистемность, отсутствие связи в предъявлении различных требований к деятельности и поведению подчиненных со стороны руководителя снижает эффективность управленческих воздействий и дисциплинарной практики.

4. Аргументированность (доказательность) требований. Опираясь на это правило, руководитель должен добиваться понимания подчиненными содержания требований и внутреннего согласия с ними.

5. Последовательность в предъявлении требований. Это правило требует со стороны руководителя сочетать наращивание требовательности к подчиненным в соответствии с приобретаемым ими опытом, профессиональной квалификацией, а также их индивидуальными особенностями.

6. Предметность требований. Требования руководителя должны иметь точный адрес, указывать на содержание предстоящих действий подчиненных, сроки выполнения задач, предполагаемые результаты, способы и приемы работы. Беспредметные требования (типа "действуйте", "работайте лучше", "повышайте дисциплинированность", "следуйте правилам", работайте) не позволяют сформировать у подчиненных четких и ясных представлений о том, что ждет от них руководитель, как он будет оценивать их работу, за что поощрять и за что наказывать.

7. Справедливость требований. Данное правило заставляет руководителя быть предельно внимательным к своим оценкам и обобщениям, соотносить их с кругом выполняемых подчиненными должностных обязанностей, опытом работы, квалификацией и реальными результатами деятельности.

8. Тактичность и доброжелательность в предъявлении требований. Форма предъявления требовательности должна учитывать индивидуальные особенности подчиненного. Одному предъявить требования и покритиковать его целесообразно "с глазу на глаз". Другого следует спросить за недостатки и проступки на служебном совещании и т.д. Но в любом случае этика предъявления требований заставляет руководителя быть доброжелательным и конструктивным.

9. Побудительность требований.

10. Преемственность требований со стороны руководителей различного управленческого уровня и разных служб органов правопорядка.

Эффективное решение сложных оперативно-служебных задач, возложенных на ОВД, находится в прямой зависимости от уровня служебной дисциплины.

Во-первых, служебная дисциплина обеспечивает организованность, мобильность и постоянную готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по охране прав и законных интересов граждан.

Во-вторых, на основе твердой служебной дисциплины у сотрудников формируются высокие морально-психологические и профессиональные качества, необходимые для активной и наступательной борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка.

В-третьих, без дисциплины невозможна любая правоохранительная деятельность и поддержание режима законности в этой деятельности служебной дисциплины, а это в свою очередь существенно повышает результативность оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В процессе дисциплинирования должна применяться главным образом индивидуальная воспитательная работа. Этот процесс двусторонний. В нем активно участвуют и воспитатели и воспитуемые.

Важнейшими условиями успеха в индивидуальной работе являются: хорошее знание сотрудника его непосредственными начальниками; способность воспитателя аргументировано опровергнуть ошибочные взгляды сотрудника и убедить последнего в жизненной необходимости честно и старательно выполнять свой служебный долг.

Проводя индивидуальную работу с сотрудниками, воспитатель должен: хорошо изучить его достоинства и недостатки; следить за его настроением и влиянием на него окружающей среды; вовремя предупреждать проступки, а если они были им совершены - принимать действенные меры к его исправлению.

Дисциплинарная практика - это сложившийся в конкретном органе внутренних дел опыт применения к сотрудникам мер поощрения и дисциплинарного взыскания с целью укрепления служебной дисциплины и предупреждения ее нарушений [32; С.104].

Под анализом состояния дисциплины следует понимать процесс исследования различных сторон, составляющих дисциплину в целом, а также организационно-правовых и воспитательных мер по ее укреплению. Цель анализа дисциплины и законности - на основе достоверных данных объективно определить степень дисциплинированности сотрудника и соответствие этого поведения современным требованиям; оценить работу начальников, общественных организаций и формирований по воспитанию дисциплинированности у личного состава и наметить меры по укреплению законности и служебной дисциплины.

Следует отметить, что уровень законности и дисциплины в подразделении внутренних дел зависит от того, насколько умело, ведут воспитательную работу с сотрудниками начальники всех степеней, насколько учитываются особенности личности сотрудника. В последнее время получают развитие идеи системного, динамического, социально-психологического понимания личности и ее движения в системе социально-психологических связей.

А.Н. Леонтьев считал, что надо отказаться от традиционного для эмпирической психологии эгоцентрического «птоломеевского» понимания человека в пользу «коперниковского». «Тот «таинственный» центр личности, который называем «Я», - писал А.Н. Леонтьев, - центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии» [21; С.34]. Внешние причины действуют через внутренние условия, и наоборот. Поэтому то, что мы наблюдаем на службе у конкретного работника как его психологическую особенность, как проявляющуюся, актуальную психологию, не представляет собой чистого, рафинированного проявления присущих его психике устойчивых свойств. Они всегда — продукт преломления его качеств в данной деятельности и условиях. Если изменить условия и деятельность, то изменится и эта, казавшаяся нам точно определенной особенность.

«Феномены индивидуальной психологии личности в действительности существенно преобразуются в условиях совместной деятельности и общения, характерных для данного уровня развития группы, в которую включена личность. Индивидуально типичное в личности выступает как социально-психологическое» [21; С.35].

Конкретная личность стремится к чему-то на работе, намечает, думает, добивается чего-то не только в силу прочно присущих ей индивидуальных особенностей, но и под влиянием того, что ее окружает на работе, что она делает по обязанности. Это психологически объясняет, например, почему недостаточно дисциплинированный и воспитанный сотрудник ведет себя более дисциплинированно и воспитанно, если вся обстановка в организации стимулирует это. Напротив, даже в принципе дисциплинированный сотрудник в обстановке общей неорганизованности и беспорядка может снижать требовательность к себе, степень ответственного отношения к делу и совершать недисциплинированные поступки.

Задача психолога состоит в том, чтобы создать организационные социально-психологические условия, которые будут оказывать мобилизующее, стимулирующее, организующее, возвышающее и развивающее влияние на персонал в целом и каждого сотрудника в отдельности.

Деятельность руководителя по формированию дисциплинированности у сотрудников протекает в сложных обстоятельствах. Она является одной из составляющих частей в совокупной деятельности руководителя и имеет свои особенности. Ведущей ее функцией является педагогическая. На ошибки в определении ее роли и места в совокупной деятельности влияют имевшие в прошлом место неудачи в индивидуально-воспитательной работе и последовавшие за ними дисциплинарные взыскания; недостаточная удовлетворенность ее результатами; слабое понимание сущности этой деятельности в силу неподготовленности; отрицательные социально-психологические факторы в офицерском коллективе.

Эти причины значительно снижают уровень притязаний руководителя и соответственно приводят к выбору более легких целей: внешняя сторона дисциплинированности, достижение показного внутреннего порядка в подразделении, ужесточение требований к сотрудникам. Ими можно объяснить непоследовательность действий некоторых руководителей, стремление уйти от индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками, попытка подменить ее организацией их службы, увлечение решением хозяйственных проблем, желание добиться внешнего лоска в подразделении. При таком подходе индивидуальная воспитательная работа, составляющая суть деятельности по дисциплинированию подчиненных, уходит на второй план. Периодическое обращение к ней, вызванное либо указаниями старших начальников, либо неблагополучным состоянием дисциплины, как правило, успеха не приносит. В этом случае индивидуальная работа не мотивирована самим руководителем и поэтому она обречена на неудачу.

Эффективная деятельность возможна, если командир обладает профессионально важными личностными качествами: добросовестностью, дисциплинированностью, требовательностью, компетентностью. Тесная связь этих качеств способствует содержательному воздействию на мотивацию сотрудника, придает влиянию командиров на подчиненных характер убеждения, предотвращает конфликты и устраняет психологический барьер в общении командира с подчиненными.

В любом требовании командира к сотруднику он проявляет свои личностные качества. Вышеперечисленные качества особенно ценятся сотрудником, поэтому их развитие ваше среднего уровня повышает эффективность каждого воздействия. Меньше влияют на эффективность стремление в признании со стороны старших начальников и других офицеров, желание избегать взысканий; перспектива перехода на должность без личного состава; частые случаи нарушения дисциплины сотрудниками. Эта мотивы преобладают у тех командиров, чья деятельность малоэффективна. Существенным образом на эффективность влияет индивидуальный стиль деятельности командира, то есть основанное на его личностных качествах своеобразное использование средств воздействия.

Оптимальным для деятельности командира являются следующие направления:

- разъяснение сотрудникам служебного и личностного смысла образцового выполнения ими нормативных требований;

- предъявление сотрудникам требований организации, моральных норм и правил оценка и коррекция их поведения;

- поддержание уставного порядка в подразделении, организация деятельности и поведения сотрудников в соответствии с требованиями уставов;

- обеспечение своей примерности в дисциплине, развитие у себя дисциплинированности, добросовестности, требовательности, компетентности, совершенствование методической подготовки;

- поддержание авторитета дисциплинированных сотрудников, борьба с ложной дисциплинированностью, прогнозирование поведения подчиненных. Понижают эффективность деятельности угроза в оскорбления сотрудников.

Методами изучения дисциплинированности являются наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа, анализ поступков сотрудника. Правила их применения достаточно хорошо описаны в литературе. Их комплексное использование может дать достоверные результаты.

Для выявления ложной дисциплинированности руководителю целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:

- как сотрудник объясняет причины своего поступления на работу в органы внутренних дел;

- каковы мотивы его дисциплинированного поведения;

- что побуждает сотрудника к нарушениям служебной дисциплины;

- какие дисциплинарные воздействия для него менее желательны;

какое его отношение к своим обязанностям, к руководителям, к своей профессии.

Внешними признаками дисциплинированности являются:

- заинтересованное отношение сотрудника к своей работе, старательность и прилежность в выполнении своих обязанностей;

- ориентировка на добросовестное выполнение приказов командиров независимо от сложности задач;

- бескорыстие при старательном выполнении обязанностей;

- ровное и устойчивое положительное отношение к командирам независимо от складывающихся в общении с ним ситуаций;

- уверенность и уравновешенность в поведении, устойчивость к воздействию дезорганизующих факторов;

- успешно протекающий процесс адаптации;

- ориентация на суть дела, а не на личность командира;

- самостоятельность и зрелость суждений, их осмысленность и эмоциональность при выступлениях на собраниях и в общении с сослуживцами;

- минимальное количество нарушений дисциплины, успехи в работе.

У всех типов ложной дисциплинированности характерными поведенческими признаками могут быть:

- ориентация на избегание неудачи любой ценой при выполнении приказов;

- стремление выделится из общей массы, привлечь к себе внимание командира;

- преимущественная расположенность к активному выполнению тех приказов и распоряжений которые менее трудны, имеют наибольшие благоприятные последствия и позволяют руководить другими сотрудниками;

- неустойчивое отношение к командиру, зависящее от содержания предъявляемых им уставных требований и степени ущемления ими личных интересов сотрудника;

- подверженность групповому психологическому давления, неустойчивость взглядов и поведения в целом, высокая зависимость от дезорганизующих факторов;

- трудности процесса адаптации, проявляющейся в раздражительности, конфликтности, замкнутости, подавленном настроении, болезненной реакции на критику, попытках неповиновения, в пререканиях с командирами;

- ориентация на личность командира, навязчивая вежливость и заискивание в общении с ним, суетливость и излишняя активность при выполнении приказаний в его присутствии;

- склонность к неискренности в беседах с командиром, использование приемов самооправдания, самовосхваления, уклонения и соглашательства при обсуждении проступков сотрудника.

Определение начальником целесообразной формы предъявления требований требует от него не только психологических званий, но и психологической подготовки. При определении формы требований командиру надо соблюдать ряд правил.

1. Требования руководителя подразделения ОВД имеют глубокое воздействие, если они основаны на его стремлении воспитать из сотрудника настоящего профессионала, если начальник личностно заинтересован в успехе своей работы.

2. Требования должны быть подкреплены личной дисциплинированностью руководителя и носить систематический характер.

З. Начальнику следует стремиться избегать субъективизма в оценке поведения и исходить из результатов изучения.

4. Применение перечисленных ранее приемов воздействия возможно после анализа поведения сотрудника, его отношения к своим обязанностям, профессии и к командирам. При любом воздействии руководитель обязан сохранить благоприятные межличностные отношения с подчиненным, не допустить возникновения психологических барьеров.

5. Формы предъявления требований должны быть разнообразными - от уставных мер поощрения и наказания до приемов психологического воздействия.

Выводы по параграфу 3.1

 

1. Эффективность формирования дисциплинированности у сотрудников зависит от уровня социальной зрелости мотивации командира, развития его личностных качеств, из которых наиболее значимыми являются добросовестность, требовательность, дисциплинированность. Наибольший эффект достигается в том случае, если эти качества тесно взаимосвязаны между собой, объединяясь в мотивационно-ценностные образования.

2. На эффективность деятельности командира влияет стиль его руководства подчиненными, знание личного состава, учет уровня дисциплинированности милиционеров и педагогической целесообразности оказываемых на них воздействий. Для решения этих задач командир должен обладать достаточной психологической устойчивостью, развитыми механизмами саморегуляции, зрелостью эмоциональной сферы. Следовательно, необходима специальная психологическая подготовка руководителя подразделения ОВД к деятельности по формированию дисциплинированности у сотрудников.

3. Критериями сознательной дисциплинированности как цели деятельности руководителя следует считать - уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт); - усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей (безотносительно к успехам и неудачам); - результаты деятельности (успехи и недостатки); - общественная активность, включающая в себя оказание помощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев; - характер и количество поступков и проступков, в том числе и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания. Сознательная и ложная дисциплинированность также имеют отличительные поведенческие признаки.

4. Средствами поддержания и укрепления служебной дисциплины в подразделениях ОВД являются индивидуально-воспитательная работа и дисциплинарная практика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...