Пчелиный воск, раствор в бензине
Раствор пчелиного воска в бензине или пинене применяют для вощения оборота и торцов деревянной основы (см. разд. 3.5.3). Состав, м. ч. Воск пчелиный……………………………………… 3 Бензин (или пинен)…………………………………. 1 Способ приготовления Известно два способа. 1. Очищенный воск измельчают ножом, помещают в эмалированную, стеклянную или фарфоровую посуду _____________________________________________________________ 53 и заливают пиненом или бензином. Смесь оставляют на 24 часа до получения однородной массы. 2. Воск, очищенный и размягчённый, растапливают на водяной бане (60°С). Затем смешивают с растворителем (бензином или пиненом). Растворитель вливают в воск малыми порциями и тщательно размешивают. ВНИМАНИЕ! Эту операцию необходимо выполнять вдали от нагревательных приборов. Способ хранения Хранению не подлежит: употреблять только свежеприготовленным. Воско-даммарная мастика Воско-даммарную мастику употребляют при укреплении шелушений красочного слоя и отставшего грунта на иконах с недавно нанесённым защитным покрытием (см. разд. 3.4.3.7), а также при реставрации деревянной основы (см. разд. 3.5.2). Состав, м. ч. Воск пчелиный............................................................ 2, 3 Даммарная смола........................................................ 1,1 Способ приготовления Раскрошенную смолу и воск плавят на закрытом огне в отдельных посудах, а затем смолу выливают в воск. Тщательно перемешанный сплав смолы и воска снимают с подогрева. Способ хранения В закрытом сосуде, в естественных условиях. Воско-канифольная мастика Воско-канифольную мастику употребляют для заделки трещин при реставрации деревянной основы (см. разд. 3.5.2); Состав, м. ч. Воск пчелиный............................................................ 2, 3
Канифоль..................................................................... 1,1 Способ приготовления Раскрошенную смолу и воск плавят на закрытом огне в отдельных посудах, а затем смолу выливают в воск. Тщательно перемешанный сплав смолы и воска снимают с подогрева. Способ хранения В закрытом сосуде, в естественных условиях. _____________________________________________________________ 54 Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия (о мерах безопасности см. разд. 3.1.1). Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия употребляют в процессе укрепления икон, ранее хранившихся во влажном помещении (см. разд. 3.4.5). Состав Пентахлорфенолят натрия........ ……………………. 1 г Спирт этиловый......................... ……………………. 70 мл Вода дистиллированная............ ……………………. 29 мл Способ приготовления Пентахлорфенолят натрия разбавляют в воде, затем добавляют спирт. Способ хранения В герметически закрытой посуде, в естественных условиях. Раствор ДДТ в спирте или ацетоне Раствор ДДТ в ацетоне или этиловом спирте употребляют для обработки икон, поражённых личинками жучка-точильщика (см. разд. 3.2.2.2). Состав ДДТ.............................................................................. 3-5 г Ацетон (спирт этиловый)........................................... 97-95 мл ВНИМАНИЕ! При работе контакт с препаратом должен быть минимальным. Способ приготовления В колбу помещают 3-5 г ДДТ, доливают ацетоном или спиртом до 100 мл. Способ хранения В герметически закрытой стеклянной посуде, в естественных условиях. Желтково-водная эмульсия Желтково-водную эмульсию употребляют: в соотношении 1:2 для укрепления шелушений красочного слоя в виде небольших продольных вздутий на иконе с новым реставрационным покрытием (см. разд. 3.4.2.2б); в соотношении 1:10 для удаления профилактической заклейки, нанесённой на яичную эмульсию давнего времени (см. разд. 3.4.6.1а). Состав, м. ч. Желток куриного яйца................................................ 1,1 Вода дистиллированная.............................................. 2, 10
________________________________________________________________ Способ приготовления Яйцо кладут на ладонь и быстрым ударом ножа разбивают его. Осторожно отделяют желток от белка. Высушивают желток, перекатывая его с одной ладони на другую, каждый раз смывая белок со свободной ладони проточной водой и вытирая её полотенцем. Удерживая желток на руке, прорывают оболочку и аккуратно сливают желток в чистый мерный стакан, добавляют тонкой струёй воду, непрерывно перемешивая смесь небольшой щетинной кистью. Процеживают эмульсию через тонкую ткань в стеклянный сосуд с плотной крышкой. Способ хранения В закрытом сосуде, в прохладном месте. Желтковая эмульсия Желтковую эмульсию применяют при укреплении икон со старой профилактической заклейкой, нанесённой на желток (см. разд. 3.4.6.1в). Состав, м. ч. Желтково-водная эмульсия………………………… 1 Пинен........................................................................... 1 Морфолин.................................................................... 0,01мл на 1 желток Способ приготовления Желтково-водную эмульсию составляют в соотношении 1:1. Затем в сосуд добавляют пинен или морфолин, тщательно перемешивая смесь. Способ хранения В закрытом сосуде, в прохладном месте. 3.1.9. Водный раствор ПАВ типа "Прогресс" Водный раствор ПАВ типа "Прогресс" употребляют для удаления поверхностных загрязнений (см. разд. 3.6.2). Состав, м. ч. ПАВ типа "Прогресс"…............................................. 1 Вода дистиллированная............................................. 9 Способ приготовления Жидкости смешивают в указанном соотношении. Эмульсия для удаления поверхностных загрязнений Эмульсию употребляют для удаления поверхностных загрязнений (см. разд. 3.6.2). _____________________________________________________________ 56 Состав, м. ч. 10%-ный водный раствор ПАВ типа "Прогресс"…............................................. 70 Скипидар или пинен................................................... 25 Спирт этиловый........................................................... 5 Способ приготовления Жидкости смешивают в указанном соотношении. Обработка произведений, поражённых биоорганизмами 3.2.1. Микробиологические п овреждения Основная масса микроорганизмов развивается на поверхности произведения. В связи с этим первостепенное значение приобретает разработка мер борьбы с ростом микроорганизмов.
Борьба с микроорганизмами носит многосторонний характер: дезинфекция (обработка произведений с поверхности) и консервация (введение внутрь произведений ядовитых для микроорганизмов веществ). Дезинфекция Материалы и инструменты 1. Пентахлорфенолят натрия в 1%-мспиртовом растворе (см. разд. 3.1.5)26. 2. Беличья кисть. Метод работы Дезинфекционную обработку произведения выполняют смоченной в растворе и хорошо отжатой беличьей кистью с лицевой и оборотной стороны. Консервация Для предохранения темперной живописи от биоразрушений изнутри используют консерванты - ядовитые для микроорганизмов вещества, которые вводят в рыбий клей (см. разд. 3.1.1). Меры безопасности Плесневые грибы являются возбудителями ряда грибковых заболеваний у человека (грануломатозных некротических и полостных заболеваний лёгких, а также аллергических заболеваний, нагноений, кожных и ногтевых дерматитов). 26 См. также: БЕЗБОРОДОВА Л. Ф. Новые антисептики для защиты произведений масляной и темперной живописи. // Вопросы исследования, консервации и реставрации произведений искусства: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1984. - С. 126-129. _____________________________________________________________ 57 Учитывая тот факт, что микрофлора произведений искусства включает немало патогенных форм бактерий и плесневых грибов, необходимо соблюдать меры предосторожности. 1. Работая с заражённым произведением, необходимо обращать внимание на руки; если на руках имеются свежие порезы, ранки или трещины, их необходимо тщательно заклеивать медицинским лейкопластырем во избежание заражения от произведения. 2. По окончании работ с поражённым произведением необходимо вымыть руки с мылом и снять рабочий халат. 3. Категорически запрещается питаться или держать продукты в непосредственной близости от заражённого произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|