Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вера в справедливость как одна из причин экстремизма.

Соловьева Марина Александровна

Студентка 2 курса специальности психология факультета

СП Гуманитарного университета

Вера в справедливость как одна из причин экстремизма.

Аннотация: в данной работе предметом изучения является феномен экстремизма. Основное направление в его исследовании заключается в понимании веры в справедливый мир как одной из важных причин экстремизма. Также в работе рассмотрены психологические особенности лиц, склонных к экстремизму.

Ключевые слова: экстремизм, справедливый мир, чувствительность к справедливости, психологические особенности, синдром сверхценной идеи справедливости.

 

Проблема экстремизма, значительно обострившаяся под влиянием имеющего места кризиса этнических и правовых ценностей разной степени интенсивности, существуют практически во всех современных государствах, в том числе и в России.

Экстремизм - один из серьезных вызовов современной цивилизации, угроза стабильности и мирному развитию общества. В соответствии с этой тревожной тенденцией в современном российском обществе отмечается значительный уровень распространенности экстремизма. Рост числа преступлений экстремистской направленности заставляет говорить об актуальности изучения данной темы. Отрицая основные, конституционно закрепленные права и свободы граждан или выступая против сложившегося порядка осуществления властных отношений, экстремизм представляет собой социально опасный феномен. В связи с этим необычайно важно глубокое научное познание сущности экстремизма, причин и способов борьбы с ним.

В современных мировых реалиях одной из самых важных причин экстремизма является вера в справедливость. Как показывает анализ литературы, одной из наиболее важных причин всевозможных экстремистских практик является недовольство своим социальным положением или устройством общества и государства. Цель подобного протеста – восстановить справедливость, равенство в правах и т.п. Таким образом, человек, в поисках своего места при политическом строе, который не отвечает его представлениям о справедливости, испытывает желание коренного слома государственного устройства, в том числе через действие экстремистских и террористических организаций.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность крайним взглядам и мерам. Как правило, выражается в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни и т.д.

Значимую роль в экстремизации отдельных категорий населения, в особенности, молодежи, играют СМИ, в том числе Интернет. Информационное манипулирование экстремистскими организациями и группами строится на двух распространённых видах концепций: справедливости и сущности веры.

Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Но проблема заключается именно в том, что сущность справедливости каждым человеком трактуется различно.

Справедливость стала привлекать особое внимание психологов после Второй мировой войны, что привело к возникновению четырех направлений исследования. Так, теория относительной депривации (relative deprivation theory) утверждает, что установка и реальное поведение, направленные на восстановление справедливости, зависят от того, насколько расходятся ожидания человека и те реальные социальные, политические, экономические блага, которые он получает. Теория равенства (equity theory) постулирует, что люди стремятся уравнять друг друга в распределении благ, и это стремление столь сильно, что они готовы ради него поступиться даже частью собственных преимуществ – в частности, именно поэтому некоторые отказываются от денег, которые ими не заработаны. Третье направление основывалось на гипотезе справедливого мира (just world hypothesis) – когнитивного заблуждения относительно того, что каждый в мире получает по заслугам, изученной М. Лернером (M.Lerner), и приведшей к появлению теории веры в справедливый мир. Четвертая линия исследований – теория процедурной справедливости (procedural fairness theory) – рассматривает, каким образом в процессе разрешения конфликтов и примирения враждующих сторон участники принятия решения могут воздействовать на содержание правил, по которым следует оценивать меру справедливости, или на сам результат. Интегрируя все существующие к настоящему моменту психологические теории справедливости, М.Лернер отметил, что на протяжении некоторого времени психологи высказывали предположение о существовании отдельного мотива справедливости (justice motive theory), который реализуется в поведении, направленном на восстановление справедливости. Итак, феномен справедливости на уровне индивидуального сознания и поведения – это чрезвычайно противоречивое явление, переплетение позитивного и негативного, уязвимости и ресурсов человека.

Теоретическая основа нашей работы задана теорией веры в справедливый мир, обоснованной германо-американским исследователем Мелвином Лернером и получившей дальнейшее развитие в работах Клаудии Дальберт, Майкла Ву, в нашей стране – С. К. Нартовой-Бочавер и Н. Б. Астаниной. Основная идея теории “Веры в справедливый мир” состоит в том, что каждый человек стремится понизить уровень неопределенности в своем бытии, упорядочивая его и по возможности устанавливая простые связи и зависимости между происходящими событиями. Так, человек склонен объяснять негативные явления ошибками и действиями самого субъекта. Негативное событие – это следствие или даже возмездие субъекту за его халатность и безответственность. Мир воспринимается как справедливое место, в котором каждый получает по заслугам. Сам М.Лернер называл веру в справедливый мир когнитивным заблуждением, фундаментальной ошибкой, отмечая сложность мира и происходящих в нем событий, связи между которыми не очевидны.

Исследования убедили, что подобная мировоззренческая установка отнюдь не универсальна – многие люди совершенно не согласны с тем, что мир устроен справедливо. Эмпирические исследования, проведенные в основном при помощи шкальных методик, показали, что имеет смысл различать веру в справедливость мира вообще (general beliefin a just world) и веру в справедливость по отношению к самому себе (personal beliefin a just world) (И. Липкус и К. Дальберт). Феноменологически эти два измерения веры в справедливость различны и порождают различные жизненные установки: так, наиболее благополучно сочетание веры в справедливость мира вообще и по отношению к субъекту в частности, но это встречается редко. Бывает, что человек верит в справедливость на свете, но считает, что сам несправедливо обойден – такое мироотношение порождает стремление к компенсации, реваншу и чревато асоциальными установками и действиями. Вопрос о правах часто сопровождается психологическим разрешением реализовывать их любыми средствами.

Еще один вариант – тотальная вера в несправедливость мира во всех проявлениях, что порождает депрессивные переживания, виктимность, низкий уровень эмоционального и социального благополучия.

Основываясь на данных о влиянии черт личности на восприятие справедливости и реальное поведение человека, ряд авторов предположили, что люди обладают различной чувствительностью к справедливости, т.е. в разной мере склонны переживать несправедливость по отношению к себе и с разной силой реагируют на наблюдаемую несправедливость. Было также обнаружено, что готовность воспринимать несправедливость и сила реакций на нее достаточно устойчивы в различных контекстах и на протяжении времени. Все это подвело немецкого психолога М. Шмитта к предположению о том, что существует отдельная черта личности, выполняющая в структуре индивидуальности определенные функции и проявляющаяся в поведении. Первоначально ее назвали “чувствительность к произошедшей несправедливости” (Sensitivity to befallenin justice), но позже термин был изменен на “чувствительность к справедливости” - ЧС, (justice sensitivity). Поскольку для обнаружения этой чувствительности обычно используются реальные или гипотетические ситуации, в которых справедливость нарушается, то можно также говорить и о чувствительности к несправедливости, т.е. задавать противоположный полюс того же самого конструкта.

Эмпирические исследования ЧС показывают, что ее измерения имеют различную феноменологию и определяют различные поведенческие установки. Таким образом, важно не только то, представляет ли справедливость значимую ценность для личности, но, что намного важнее, из какой позиции субъект к ней относится, и какой личный опыт проецирует на готовность быть обиженным, чувствовать себя защитником слабых или проявлять великодушие в ущерб собственным интересам. Все это восходит к идее справедливости, однако порождает совершенно разные жизненные стратегии, которые, могут быть изучены с точки зрения их связи с социальным поведением. Вера в справедливый мир упорядочивает события, происходящие в мире. Но, как ни странно, большинство связей, возникающих в пространстве личности вокруг переменных, маркирующих конструкт справедливости, неблагоприятны, что подводит к следующему заключению: начиная “фильтровать” свое бытие сквозь призму справедливости, человек рискует вызвать не самое лучшее отношение со стороны других и вообще стать не очень счастливым. И хотя справедливость – необходимая социальная ценность, возникает впечатление, что, возможно, она может быть как помощником, так и помехой. Как и многие другие на первый взгляд позитивные феномены, идея справедливости – “обоюдоострый меч”.

Особенности экстремистско-террористической деятельности заставляют предположить наличие следующих психологических качеств у ее исполнителей:

- ярая приверженность какой-либо идеологии вплоть до фанатизма и групповой нарциссизм предполагают наличие нарциссического радикала в структуре личности (Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 2. Практика. М., 1996);

- экстремальность деятельности и ее группо-центрический характер предполагают преобладание групповой идентичности над эго-идентичностью и слабую выраженность последней;

- ориентация на насилие и устрашение предполагает наличие выраженного параноидного радикала в структуре личности (Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика.М., 2006).

В личности террориста и экстремиста перечисленные особенности будут весьма выраженными. Представленные в более мягкой форме, они будут проявляться в виде ксенофобии.

Также следует отметить, что по своим внешним признакам экстремизм сходен с таким психическим отклонением, как «синдром сверхценных идей». Экстремистская идеология рождается в результате неадекватного отражения реальной критической социально-исторической ситуации, которая сама по себе является фактором, способствующим искажению ее нормального, адекватного осмысления, т. е. фактором, способствующим психогенным расстройствам мышления. Будучи создана нормальными людьми в ненормальных обстоятельствах, экстремистская идеология чем прочнее овладевает сознанием человека, тем сильнее способствует развитию у него именно синдрома сверхценной идеи справедливости.

Список использованной литературы

  1. http://www.ekstremizm.ru/ Портал «Экстремизм.ru»
  2. http://www.rg.ru/ официальный сайт Российской газеты
  3. Астэр И.В. Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления. Современные исследования социальных проблем, Выпуск № 2 / 2012. С.23
  4. Вехов И.В. Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля: дис. канд. социологических наук. СпбГУ, Санкт-Петербург, 2011. С.6
  5. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют / Пер. с англ. СПб., 2005. С.42.
  6. Ильичев Г.И. Экстремизм - это в какой-то степени мода // Деловая пресса. 2004. № 13. С.15
  7. Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
  8. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 2006
  9. С. К. Нартова-Бочавер, Н. Б. Астанина. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования. Психологический журнал, 2014, том 35, № 1, с. 16–32
  10. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 2. Практика. М., 1996
  11. Фалалеев М.Б. Без экстремизма // Российская газета. 2009. № 104. С. 1.
  12. Экстремизм и его причины. Под ред. Ю.М.Антоняна. — М.: Логос, 2010. — 288 c

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...