Пробное раскрытие иконы
Под термином "раскрытие" мы понимаем освобождение иконы от позднейших наслоений до первоначального (авторского) красочного слоя36 Цель пробного раскрытия - отработка методики удаления слоев покрытия и записей. Пробное раскрытие принято выполнять на неотве- 36 Об отступлениях от общего правила см. разд. 4.3.3.2. _____________________________________________________________111
тственном участке иконы (поле, фоне) характерном для общего состояния поверхности (рис. 69). ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается выполнять пробное раскрытие на ликах, надписях. Пробное раскрытие обыкновенно выполняют на левой половине иконы, вверху: этот участок, как правило, отличается хорошей сохранностью грунта и красочного слоя. 4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы37 Работу начинают, определяя подходящие смеси растворителей (см. разд. 4.2, 4.2.1). На выбранном участке поверхности площадью не более 1x2 см олифу смачивают тампоном лёгкими вращательными движениями, не нажимая на неё. На тампоне остаётся золотисто-коричневый след. Это значит, что олифа растворяется. В этом случае её можно удалить путём неоднократного смачивания обрабатываемого участка тампонами; причём в каждый новый тампон растворённая олифа должна впитываться свободно. Тампон заменяют после насыщения. ВНИМАНИЕ! Работу нужно немедленно прекратить и подобрать другой растворитель (см. разд. 4.2, 4.2.1), если в окраске тампона, помимо золотисто-коричневого цвета олифы, появится другой цвет (колера того участка иконы, который открывается). Под воздействием растворителя олифа может только размягчиться и набухнуть. В этом случае её удаляют, так же смачивая тампонами, а затем сдвигая без механических усилий скальпелем.
Однако удалять олифу, работая тампоном или тампоном и скальпелем, удаётся редко. Если олифа не размягчается, необходимо увеличить время воздействия растворителя. Для этого используют компресс. Проверку действия растворителя на олифу начинают с малых экспозиций (1-2 минут) и постепенно, увеличивая экспозицию, подбирают то оптимальное время, когда олифа размягчилась, но красочный слой не затронут. На участок поверхности иконы накладывают небольшой кусок ткани и равномерно смачивают его рас- 37 Далее мы будем именовать покровный слой "олифой", имея в виду как собственно олифу, так и масляно-смоляные лаки. _____________________________________________________________112 творителем (см. разд. 4.2) при помощи пипетки или капельницы, следя за тем, чтобы на ткани не осталось сухих участков. Компресс должен плотно прилегать к поверхности, чтобы не было пузырьков воздуха - тогда плёнка будет сниматься равномерно. Кроме того, ткань должна быть смочена так, чтобы лишняя жидкость не растекалась по поверхности плёнки. Ткань накрывают стеклом. Поставив компресс, отмечают точное время. Через 1-2 минуты проверяют действие растворителя следующим образом: сдвинув немного стекло, пинцетом приподнимают край компресса и пробуют удалить олифу тампоном, смоченным тем же растворителем. Если олифа размягчилась недостаточно, край ткани опускают на прежнее место и снова накрывают стеклом. Эту операцию проделывают неоднократно, до той поры, когда размягчённую олифу легко удалить тампоном или сдвинуть скальпелем. По окончании процесса необходимо отметить время, потребное для размягчения олифы. Так, если при экспозиции в 20-25 минут олифа не размягчилась, следует поставить компресс, смоченный более активным растворителем (см. разд. 4.2). ВНИМАНИЕ! Увеличивать экспозицию более 25 минут не следует, ибо - так и не размягчив покровную плёнку - растворитель через кракелюры начнёт проникать в красочный слой и грунт.
Удаляя олифу, нужно помнить, что сцепление покровной плёнки с разными пигментами, входящими в колера реставрируемой иконы, может быть различным, и для раскрытия слоя живописи на одной иконе требуется применение различных экспозиций. Поэтому на иконе необходимо иногда выполнять несколько пробных раскрытий на различных её участках (рис. 69, 71). Так, известно, что нагревание олифы при покрытии красочного слоя (см. разд. 1.1) способствовало ее быстрому высыханию и образованию прочной покровной плёнки, но при этом происходило интенсивное пропитывание некоторых маслоёмких пигментов, спаивание пигментов с олифой на всю глубину красочного слоя. Это обстоятельство следует учитывать при удалении олифы и записей. Так, глауконит, охры имеют большую маслоёмкость, чем свинцовые белила и киноварь. Значит, экспозиция компресса на киновари будет значительно меньшей, чем, например, на охре. Экспозиция компресса должна быть минимальной при раскрытии рисунков, орнаментов, надписей, выполненных красками _____________________________________________________________113
по золочению. Известно также и то, что особенно трудно удаляется олифа, лежащая на зелёных красках, содержащих медь. (Химические анализы олифы с таких участков показывают, что она содержит большое количество меди.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|