Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры административного и уголовно-правового характера в отношении наркопотребителей: анализ изменений российского законодательства

 

Обосновывается необходимость создания национальной системы реабилитации; анализируются правовые нормы, обеспечивающие внедрение в национальную правовую систему Российской Федерации института «альтернативной ответственности» для наркопотребителей.

Ключевые слова: наркоситуация, лечение и реабилитация наркозависимых, освобождение от административной и уголовной ответственности.

A.M. Bychkova

 

MEASURES OF ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL-LEGAL NATURE AIMED AT DRUG USERS: AN ANALYSIS OF CHANGES IN RUSSIAN LEGISLATION

 

The article presents the necessity of creation of the national rehabilitation system; analyzed legal norms, providing implementation of the national legal system of the Russian Federation the institute of «alternative responsibility» for drug users.

Key words: drug situation, treatment and rehabilitation of drug addicts, exemption from administrative and criminal responsibility.

 

 

Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что в Российской Федерации из числа наркопотребителей порядка 75% (6 млн. человек) употребляет наркотики каннабисной группы, 15% (1,5 млн. человек) - психостимуляторы, 9% (800 тыс. человек) - наркотики опийной группы [1]. Несколько иные сведения приводит в своих выступлениях директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, по словам которого, «по данным мониторинга наркоситуации, в России насчитывается до 8 млн. лиц, с разной степенью регулярности употребляющих наркотики (около 5,5 % населения страны), из которых около 1,5 млн. – потребители наркотиков опийной группы, большей частью, героина и ацетилированного опия, то есть наиболее активные наркопотребители» [2].

Потребители опиатных наркотиков, в силу специфики протекания абстинентного синдрома, ежедневно вынуждены добывать деньги, как минимум на две ежедневные дозы, затрачивая на это около 100 долларов. Нетрудно предположить, что эти деньги наркоман добывает исключительно преступным путем, либо распространяя наркотики, либо совершая грабежи и кражи. Таким образом, полуторамиллионная армия героиновых потребителей не только ежесуточно достает 3 миллиона наркодоз или ежегодно 1 миллиард доз, но и совершает массу преступлений для приобретения вожделенных наркопаек.

В России ежегодно расследуется 250 тысяч преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, при том, что количество фактов сбыта, как показано выше, составляет примерно 1 миллиард. Совершенно очевидно, что выявить и расследовать такое число фактов сбыта наркотиков нереально, к тому же латентность наркопреступлений несопоставимо больше общеуголовной, поскольку отсутствует фактор виктимизации: сбыт и приобретение наркотиков совершаются при взаимном удовольствии наркосбытчика и наркопотребителя.

В тексте государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» приводятся данные опросов наркопотребителей, согласно которым из числа опрошенных потребителей наркотиков 18,7% считают, что не смогут самостоятельно отказаться от наркотиков, 5,3% - не собираются отказываться. 22,8% данных лиц убеждены, что вылечиться от наркомании практически невозможно, 23,8% - что можно вылечиться только принудительно [1].

В соответствии с поручением Президента России, в ФСКН был разработан проект Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Выступая в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации, глава ФСКН предположил, что главным результатом реализации этой госпрограммы станет формирование всех необходимых механизмов, инфраструктуры и условий для ежегодного включения до 150 тысяч потребителей наркотиков в программы комплексной реабилитации и ресоциализации. Примерно столько же наркопотребителей привлекается каждый год к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков [2].

В связи с вышеизложенным, безусловно положительным фактором является запущенный органами власти процесс создания национальной системы реабилитации, которая впервые позволяет ввести в правовую систему страны т.н. «институт альтернативной ответственности». Это совершенно новый для нашей национальной системы права институт, который вводит в систему права возможность для самого наркопотребителя, привлекаемого к ответственности, в процессуальном порядке сделать осознанный выбор между угрозой лишения свободы и перспективой освобождения от наркозависимости через реабилитационные программы.

Серьезным этапом на этом пути является выработка реального правового механизма, побуждающего наркопотребителя принимать осознанное решение в процессуальном порядке к прохождению реабилитации как альтернативы лишению свободы. Рассмотрим основные изменения в законодательстве, запускающие этот механизм.

Прежде всего, как положительный факт, отметим, что Законом от 25 ноября 2013 г. в статью 1 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. №3-ФЗ введены следующие основополагающие понятия:

лечение больных наркоманией - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений наркомании либо связанных с ней состояний, восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни;

реабилитация больных наркоманией - комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных вследствие потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача функций пораженного органа либо системы организма и (или) компенсацию утраченных функций, а также максимально возможное восстановление и (или) формирование социальных навыков и навыков психологической устойчивости;

побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации - комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принимать решение о лечении от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации.

Как известно, в Российской Федерации существует как административная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, установленная ст. 6.9. КоАП РФ, так и предусмотренная примечанием к этой же статье возможность освобождения от административной ответственности для лица, добровольно обратившегося в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Согласно этому же примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ, лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

В связи с этим, обращает на себя внимание введенная Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. №313-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях статья 6.9.1, которая, по сути, вводит элементы принуждения к лечению от наркомании, устанавливая ответственность за уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 6.9 КоАП РФ, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Санкция ст. 6.9.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

В соответствии с примечанием к статье 6.9.1 КоАП РФ, лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

В числе уголовно-правовых мер, побуждающих больных наркоманией к лечению от наркомании, несомненно, стоит отметить также введенную в 2011 году норму об отсрочке отбывания наказания больным наркоманией. Согласно ч. 1 ст. 82.1 УК РФ, осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.

В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда (ч.2. ст. 82.1 УК РФ). После прохождения курса лечения от наркомании, медицинской реабилитации, социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания (ч.3. ст. 82.1 УК РФ). В случае, если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, признанный больным наркоманией, совершил новое преступление, суд отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает ему наказание по правилам назначения наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ) и направляет осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

Помимо этого, Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ УК РФ был дополнен ст. 72.1 («Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией»). В соответствии с данной статьей, при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (ч.1. ст. 72.1). Контроль за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией (ч.2. ст. 72.1).

При этом законодатель принципиально избегает приравнивания этой «обязанности» к статусу «принудительных мер медицинского характера». Так, изменена ч. 3 ст. 54 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», входившая в противоречие с действующим УК РФ, из статьи 97 которого в 2003 году из перечня лиц, которым могли быть назначены принудительные меры медицинского характера, была изъята такая категория, как «лица, совершившие преступление и признанные нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании». Только в связи с принятием поправок 25 ноября 2013 г. указание ч.3 ст. 54 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» о том, что «больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации» заменено на более соответствующую действующему законодательству формулировку: «На больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Таким образом, новая редакция ч.3 ст. 54 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», по сути, предусматривает, что суд может возложить обязанность пройти лечение от наркомании не только для лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, но и на всех прочих «больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения». Вместе с тем, анализ действующего законодательства показывает, что механизм реализации возложения обязанности прохождения лечения вне сферы действия уголовного и административного законодательства пока не выработан.

Признавая необходимость введения института «альтернативной ответственности» для лиц, совершивших правонарушения и преступления, отметим, что для его полноценной реализации необходимо принятие Закона «О медицинской и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией». Отсутствие данного Закона является серьезным пробелом в нормативно-правовом регулировании отношений в данной сфере.

 

Список использованной литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 4 марта 2013 г. №294-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков» // СПС «КонсультантПлюс», 2013.

2. О мобилизации и концентрации сил на борьбу с наркопреступностью и обеспечение антинаркотической безопасности России: Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на «правительственном часе» на заседании Совета Федерации по теме «О приоритетных направлениях государственной политики в сфере борьбы с наркоманией», 19 февраля 2014 г., Москва [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fskn.gov.ru

 

Информация об авторе

Бычкова Анна Михайловна - кандидат юридических наук, кафедра теории и истории государства и права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

 

Information about the author

Bychkova, Anna Mikhailovna (Irkutsk) - PhD in Law, Ass. Professor, Chair of theory and history of state and law, Baikal National University of Economics and Law (11, Lenin str., Irkutsk, 664043, e-mail: [email protected])

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...