кандидат пед. наук, доцент
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Бутковская Л.А. (МГПУ, Мозырь) Научный руководитель – Т.Н. Чечко, кандидат пед. наук, доцент
Одной из важнейших задач современной системы образования является создание условий для качественного обучения. «Внедрение компетентностного подхода — это важное условие повышения качества образования» [2, 47]. Компетентностный подход предполагает направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. «Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знания, навыки, опыт отношений и опыт деятельности» [2, 47]. Ключевыми понятиями компетентностного подхода являются понятия «компетенция», «компетентность». «Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере» [2; 47]. Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, выделяет следующее группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования [4].
По нашему мнению, ведущей для современной методики преподавания учебных предметов гуманитарной направленности в силу их специфики (русского и белорусского языков, иностранного языка, литературы) является коммуникативная компетенция. Поэтому в данной статье мы будем говорить о процессе формирования именно этой группы компетенций. Однако во избежание неясности, которая может возникнуть у читателя в ходе изучения статьи в связи с формулировкой названия выбранной нами группы, отметим следующее. В ряду научных статей, посвящённых данной теме, выявилась одна закономерность: все авторы, занимающиеся исследованиями компетенций, в частности, коммуникативных, отмечают, что процесс формирования данной группы осуществляется в рамках «деятельностного» (Зиннатова Н.Г.) или «коммуникативно-деятельностного» (Мали Л.Д.) подхода. Некоторые исследователи в своих работах данную группу компетенций так и называют – «коммуникативно-деятельностные» (Чечко Т.Н.). В связи с этим, раскрывая сущность и содержание отмеченной нами группы компетенций, в дальнейшем мы будем использовать формулировку «коммуникативно-деятельностные компетенции». Коммуникативно-деятельностные компетенции – термин, отображающий «способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [1, 27]. Процесс формирования коммуникативно-деятельностных компетенций предполагает такую организацию и направленность занятий по учебным предметам гуманитарного цикла, при которой цель обучения будет связана с обеспечением максимального приближения учебного процесса к реальному процессу социокультурного общения. Дети, подростки на протяжении всего периода обучения в школе, особенно в таких предметных областях, как язык (родной и иностранный) и литература, овладевают важнейшими практическими умениями – коммуникативно-речевыми – устными и письменными [5, 36—37]. Конечным «продуктом» данного процесса будет языковая личность, способная к продуктивному общению и сотрудничеству.
Структурными составляющими коммуникативно-деятельностных компетенций являются: теоретический компонент – «коммуникативно-значимые знания о системе языка, о речеведческих понятиях, о видах речевой деятельности, об особенностях функционирования единиц языка в речи, и практический компонент – «речевые умения в рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) видах речевой деятельности» [3]. Коммуникативно-деятельностные компетенции в свой состав включают: владение культурой устной и письменной речи; умение работать с художественными и научными текстами; умение использовать вербальные и невербальные способы передачи информации [5, 43]; умения создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи; владение способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями; владение способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения [2, 47—48]; умения пользоваться языковыми приёмами в различных видах речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). Необходимо отметить, что кроме собственно речевых умений и навыков, процесс формирования коммуникативно-деятельностных компетенций способствует развитию ряда личностных качеств учащихся, а именно самостоятельности, инициативности, ответственности, деловитости, креативности. Почему так важно осуществлять процесс формирования коммуникативно-деятельностных компетенций школьников? Отвечая на данный вопрос, отметим, что мыслительные процессы, которые, кстати, обусловливают учебно-познавательную деятельность школьников, могут протекать исключительно во внутренней речи. Учить мыслить – значит учить владеть речью. «Как говорит человек, так и мыслит» [5, 37]. Кроме того, следует отметить и тот факт, что практически все сферы человеческой жизни так или иначе предполагают общение. Речь – это средство, с помощью которого мы выражаем свои мысли, чувства, обмениваемся информацией. Чем выше уровень коммуникативной компетентности человека, тем более продуктивной будет его речь. Этим, в свою очередь, и обусловлена необходимость формирования коммуникативно-деятельностных компетенций школьников.
Таким образом, коммуникативно-деятельностные компетенции – это интегративно-целостные личностные новообразования, формирование которых осуществляется в результате специально организованного обучения и в результате естественной речевой деятельности.
Литература 1. Быстрова, Е.А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для О-26 студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с. 2. Зиннатова, Н.Г. Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода // Н.Г. Зиннатова // Педагогика: традиции и инновации: мастер. V международн. научн. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.), 2014, с 47–49. 3. Литвинко, Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приёмы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с. 4. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека – 2011. – №1. 5. Чечко, Т.Н. Формирование ключевых академических компетенций будущих учителей-филологов: монография / Т.Н. Чечко. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2016. – 188 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|