Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старшая, подготовительная группы.

Младшая группа.

Внимание детей привлекают движущиеся объекты с яркими отличительными особенностями. Организуется наблюдение за животными (как в уголке природы, так и на участке). Например, наблюдения за крупными насекомыми (жуками, бабочками), птицами, прилетающими на кормушку. Вводятся наблюдения за растениями участка, имеющими интересные особенности внешнего вида (березой, елью и т.д.). Постепенно содержание наблюдений усложняется. Используются сравнительные наблюдения. Для этого выбирается два объекта, контрастных по внешнему виду. Воспитатель предлагает их сравнить (вначале по одному признаку). Например: кто больше – голубь или воробей?

Основная задача наблюдения – заинтересовать детей, привлечь их внимание к объекту.

Наблюдение начинается с сюрпризного момента, художественного слова и др. приемов. В процессе наблюдения детям задаются несложные вопросы констатирующего характера (например: Кто это? Что сейчас делает? и т. д.). Вопросы должны быть краткими, точно сформулированными.

Необходимо использовать разнообразные приемы обследования. Они позволяют получить максимум чувственной информации об объекте, его признаках и свойствах (например, воспитатель предлагает потрогать ствол дерева, обхватить его руками, понюхать цветы и т.д.). используются отдельные поисковые действия. Например: «Кто играет с ветрячками, флажками?», «Кто нагрел скамейку, дорожку, высушил кукольную одежду?» и т. д.

В конце наблюдения используют несложное пояснение. Оно должно быть кратким, закреплять полученные в ходе наблюдения знания. Например: Сегодня на улице светит солнышко. Оно желтое, яркое, теплое, лучистое. Выводы делает сам воспитатель.

Средняя группа.

В силу познавательной активности детей этой возрастной группы важным является формирование у них бережного отношения к объектам природы.

Дети данной возрастной группы обладают определенным запасом знаний. Исходя из этого, приемы руководства наблюдением будут меняться. Детей учат принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. Лучше, если это будет задача, связанная с практической деятельностью (например: «Рассмотрим рыбку, а потом будем рисовать ее»).

Продолжают организовываться сравнительные наблюдения (за контрастными объектами). Например: осенью организуется наблюдение за хвойными и лиственными деревьями. Дети выделяют различия. Продолжают знакомиться не только с особенностями внешнего вида растений и животных, но и с приспособлениями живых организмов к условиям среды. Например: в ходе наблюдения за насекомыми осенью воспитатель отмечает, что насекомых стало мало, они спрятались под листья, кору деревьев, потому что холодно. Дети учатся устанавливать несложные причинно-следственные связи. Например: на солнечной стороне сосульки тонкие, потому что снег здесь быстрее тает.

Широко используются вопросы (не только констатирующего, но и частично поискового характера). Например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?», «Почему сегодня люди одели легкие курточки?» и т.д. Используется личный опыт детей.

Особое внимание уделяется формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. Воспитатель использует наводящие вопросы. Например: «Сможете ли вы узнать снегиря, если увидите его на улице? Как узнаете?».

Старшая, подготовительная группы.

Усложняется тематика и содержание наблюдений. В сравнительных наблюдениях дети находят не только признаки сходства, но и различия объектов.

Уровень самостоятельности детей возрастает. Дети способны сами ставить познавательную задачу, намечать несложный план наблюдения. Например: «Сначала рассмотрим, какой кролик, потом – что он ест, как передвигается». Детям старшего дошкольного возраста становятся доступны сложные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им нужно чаще задавать вопрос «Почему?». Например: спрашивая, почему на нашем участке не растет трава, воспитатель может получить длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (первое звено), значит, растение не может своими корнями ее раздвинуть».

Широко используются вопросы проблемного характера, поисковая деятельность. Например: вынести зимой на прогулку термос с горячей водой, подержать его над веткой дерева, понаблюдать, как будут образовываться ледяные кристаллы. Уточнить, что такое иней, почему он образуется.

Для объяснения некоторых закономерностей демонстрируют модели. Используют несложные приборы (лупу, барометр, флюгер, дождемер и др.).

Дети учатся самостоятельно анализировать результаты наблюдения, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Расширяются возможности по фиксированию результатов (через заполнение календарей природы, рисунки и т. д.).

Т. о., выбор объекта наблюдения, содержание наблюдения, а также приемы руководства ходом данной деятельности будут определяться возрастными особенностями детей конкретной группы.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...