Принципы избирательного права. Избирательные цензы.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Административно-территориальное устройство субъектов РФ. Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы --территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении госу-дарственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходи-мых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения. Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки: - единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах; - тесная связь административно -территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами госу-дарственного, экономического, политического и социально-куль-турного развития; - единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ); - равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ); - единая сеть административно-территориальных единиц в субъ-ектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город); - единые принципы, лежащие в основе всего административно -территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ); - единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;
- автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим. ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ —факторы в соответствии с которыми территория субъекта РФ подразделяется на соответствующие административно-территориальные единицы. К числу таких факторов относятся: экономические — требующие учета характера, направленности развития промышленности определенной территории, наличия центров экономического тяготения и определенного состояния путей сообщения; демографические — учитывающие количество и плотность населения; исторические — учитывающие исторически сложившуюся систему расселения в данном регионе и устойчивые тенденции ее развития; национальные — предполагающие всесторонний учет национального состава населения и его особенностей, развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных групп, проживающих на данной территории; экологические и социальные — требующие обеспечения населения здоровой и безопасной средой обитания, учитывающие возможность оказать содействие рациональному использованию природных ресурсов и экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; административно-управленческие — принимающие во внимание максимальное приближение органов государственной власти и органов местного самоуправления к населению. Указанные принципы закрепляются в законах субъектов РФ, регламентирующих их административно-территориальное устройство, и являются обязательными. Виды. Современное федеративное устройство Российской Федерации закрепелено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются:республики;края;области;города федерального значения;автономнаяобласть:автономные округа.
Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.
Избирательное право. избирательное право — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Источники. Можно выделить следующие источники избирательного права: · Конституции · Специальные законы: · Избирательные кодексы · Законы о выборах и порядке голосования · Акты глав государств по вопросам избирательного права · Регламенты палат Парламента · Постановления исполнительных органов · вт.ч. акты избирательных комиссий · Постановления судебных органов · Акты органов местного самоуправления Следует также отметить, что особенности проведения выборов в субъектах федерации (для федераций) и муниципальных образований определяются, помимо общих норм, положениями нормативно-правовых актов соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований. Кроме того, в ряде стран с англо-саксонской системой права отдельные избирательные отношения регулируются обычаями.
Принципы избирательного права. Избирательные цензы. Принципы избирательного права — общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное проведение различных видов выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан. Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность. Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).
Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными). Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность. Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз. Возрастной ценз В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто (но не всегда) приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Ценз гражданства По общему правилу, принятому в большинстве стран, избирать и быть избранными в органы власти данного государства могут только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства избирательных прав обычно лишены.Что касается лиц с двойным гражданством, то их избирательные права также могут быть ограничены. В частности, российское законодательство лишает бипатридов пассивного избирательного права, сохраняя за ними активное. Ценз оседлости Данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|