Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поправки и пересмотр Конституции




В России, как и во многих других странах, порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию предусматривается по общему правилу, самой Конституцией.

В соответствии с Конституцией предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также группами численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

Предложения о поправках и пересмотре конституционных положений вызывают в разных случаях далеко не одинаковые процедурные и иные неразрывно связанные с ними последствия. Это зависит от того, какие главы и статьи конституции Российской Федерации они затрагивают.

Например, если эти предложения касаются глав 1 ("Основы конституционного строя"), 2 ("Права и свободы человека и гражданина") и 9 ("Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), то, согласно Конституции, здесь действуют следующие порядок и положения.

а) положений этих глав Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, как это предусмотрено в отношении всех остальных ее глав; б) если предложение о пересмотре положений 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание; в) Конституционное Собрание должно либо подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации либо сделать вывод о необходимости ее изменения и разработать проект новой Конституции; г) разработанный проект Конституции для того, чтобы стать основным законом страны, должен быть либо утвержден (принят) Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов, либо вынесен на всенародное голосование; д) в случае проведения всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (п. 1-3 ст. 136).

Поправок, относящиеся к остальным, 3-8-й главам Конституции России, то они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

Этот порядок закреплен в п. 2 ст. 108 Конституции и требует для принятия поправок: а) одобрения их большинством не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета Федерации; б) одобрения их не менее двумя третями голосов от общего их числа депутатов Государственной Думы и в) подписания и обнародования их в течение четырнадцати дней Президентом.

Кроме того, Конституцией России требуется для вступления поправок в силу "одобрение их органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации".

Местное самоуправление

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Значит, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.

Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения, и других обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть. Итак, формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Полномочия местного самоуправления — это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории. Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, других территорий путем прямого волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий. Вот почему в правовых актах полномочия местного самоуправления обычно определяются путем закрепления полномочий органов местного самоуправления. Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся к различным областям деятельности — экономической, социально-культурной и др.

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы самоуправления, обжаловать в суде решения и действия или бездействие органов местного самоуправления.

Конституцией названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, осуществление охраны общественного порядка, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов. Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Местное самоуправление предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них функций и полномочий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...