Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия, структура и соперничество фирм




Слишком часто культура управления английскими фирмами противостояла инновациям и переменам. Дают о себе знать приверженность традициям, узость в понимании своей ответственности и излишняя забота о соблюдении формы и порядка.

Зачастую с такими особенностями управления сочетались и натянутые отношения между рабочими и предпринимателями. Атмосфера, близкая к состоянию классовой войны, вела к замораживанию существующего порядка на производстве. Профсоюзы обладают большой силой на переговорах по ограничению мер, ведущих к инновациям, и защищают отсталую производительность. Зачастую некоторые независимые профсоюзы, представляющие различные группы работников одного и того же предприятия или управленческого звена, вмешиваются в переговоры, осложняя их или создавая трудности на путях рационализации.

Исследователи нередко отмечают, что талантливые люди в основном избегают производства. В обществе существуют представления и условия, которые делят рабочие места на престижные и просто "коммерческие". Талантливые выпускники вузов идут в отрасли промышленности, где велик удельный вес науки, такие как химическая и фармацевтическая, в отрасли, считающиеся творческими или социально значимыми, такие как издательское дело, кино и телевидение, или в другие, например в столь далекие от фабрично-заводского производства, как юриспруденция и бухгалтерско-аудиторское дело. В последнее время талантливые и способные люди устремились в сервисные отрасли, такие как финансы, консультирование, реклама и программное обеспечение ЭВМ. "Приток умов" серьезно усилил отрасли, где Великобритания добилась международного успеха.

Мотивация к труду рабочего и менеджера во многих отраслях невысока. Здесь с подозрением смотрят на тех, кто работает изо всех сил или стремится побольше заработать. Охлаждению таких стремлений способствует и давящая система налогов. Кроме того, Англия представляет собой одну из немногих стран, где налогами облагают приращение капитала, что отбивает охоту к долговременным инвестициям. На предприятиях и в учреждениях нередко отсутствие на рабочем месте. В одном исследовании приводились данные о том, что в 1983 году в среднем 12% работников регулярно отсутствовали на работе, что гораздо больше, чем в других передовых странах.

Структура английского рынка капиталов способствует корпоративным целям, которые не поддерживают инвестиции и инновации. Британская структура аналогична американской. Доминируют институциональные инвесторы. Однако, в отличие от Германии, Японии и Швейцарии, они не рассматривают себя постоянными инвесторами. Возник тот же вид поведения на рынке, который типичен и для Америки. Учреждения-акционеры превыше всего заинтересованы в стоимости акций и высоких дивидендах, что проявляется в жестком торге, в особой заинтересованности менеджеров поддерживать курс акций, постоянном стремлении сорвать куш, во взрывах покупок и приобретении предприятий. В то время как такие операции часто ведут к значительному снижению их стоимости, а также к совершенствованию производства, что само по себе благо, реинвестирование по-прежнему держится на низком уровне. Темпы реальных вложений в английскую промышленность в послевоенный период были ниже темпов других стран, рассмотренных в данной книге.

Долгое время конкуренция на внутреннем рынке Великобритании оставалась "джентльменской". Традиционно предпочтение скорее отдавалось удовлетворительному, а не чему-либо выдающемуся. Компаниям недоставало четко выраженной ориентации на максимализацию прибыли, как у американских фирм, или японской нацеленности на завоевание международного рынка для большей доли своих товаров. Общим выбором или осознанной необходимостью стал путь к слиянию фирм, а не конкуренция между ними. Например, в автомобильной промышленности фирмы "Остин" и "Моррис" слились, образовав "Бритиш мотор корпорейшн"; позднее слияние с фирмой "Лейленд" привело к появлению "Бритиш Лейленд". Подобные шаги нередко приводили к итогу, который можно было ожидать, - долговременной утрате динамизма и дальнейшей эрозии некогда прочного положения на рынке.

Неконкурентная ориентация Великобритании усиливается как социальными нормами, так и системой образования, о которых говорилось выше. Приверженность к соблюдению протокола и формы подчас приводит англичан к нерешительности в действиях. На конкуренцию смотрят как на проявление безвкусицы и даже вульгарности.

Стремление избежать конкуренции неоднократно проявлялось в ходе возникновения и развития отраслей, о чем уже говорилось. Для английских фирм типичным примером поведения служит стремление блокировать экспорт новых видов техники и оборудования или сохранить на них английскую монополию. Неизбежным результатом этого становилось то, что фирмы других стран были вынуждены развивать свою технику и технологию, а предприниматели - покидать Англию, чтобы основать свои предприятия в других странах. Так, например, в Швейцарии и Германии были основаны отрасли производства текстильных машин (ныне ставшие ведущими в мире), как только Британия ограничила экспорт своих.

Не испытывая сильного давления ни со стороны покупателей, ни со стороны конкурентов, многие английские компании вступили на беззаботный путь медленного сползания с занимаемых позиций на рынке. Спрос сокращался медленно в силу верности постоянных покупателей. За рамками сферы производства и сбыта высокотехнологичных товаров производство обычной продукции все более ориентировалось на покупателей, чувствительных к цене товаров. Сокращение вложений в производство приводило в конечном счете к ограничению финансовых возможностей, при этом ослабевали и финансовые подпорки для приоритетных отраслей.

Конкуренцию ограничивали и низкие темпы формирования нового бизнеса. Некоторые из тех же факторов, которые определяли выбор жизненных целей и карьеры в сложившихся компаниях, подрывали сами устои предпринимательства. Основывать же и развивать бизнес ради богатства не было привлекательным делом для высших классов английского общества или тех, кто стремился к ним принадлежать. Попытки создания новых сфер предпринимательства сдерживались к тому же предрассудком, что неудача в деле непростительна.

Многие компании и отрасли основывались аутсайдерами. Одни были выходцами из низших слоев общества. Другие, как лорд Бивербрук, Ян Макгрегор, а в последние годы и Руперт Мердок, Роберт Масвелл и братья Саачи, прибыли из других стран и не были закомплексованы царившими понятиями и предрассудками. Воспринимаемые подчас с опасением и страхом, эти предприниматели разворошили и встряхнули тяжелые на подъем английские отрасли бизнеса. К сожалению, однако, многие дельцы, достигшие успеха, стремились усвоить манеры английского снобизма и отдалиться от бизнеса.

Роль правительства

Традиционно английское правительство занимает позицию невмешательства в развитие экономики, что во многом напоминает позицию американского правительства. В течение многих десятилетий доминировали представления, что проблемы конкуренции не существует, что вмешательство в функционирование рынка неизбежно приводит к разного рода осложнениям. Управление совокупным спросом, воздействие на величину учетной ставки с тем, чтобы контролировать уровень инфляции и биржевые цены, - вот главные рычаги английской экономический политики, свидетельствующие о ее ориентировке на макроэкономические, а не микроэкономические аспекты этой политики. Доминирующей силой в ее проведении остается министерство финансов, причем наращивание конкурентоспособности отнюдь не главная его цель. Открытие залежей нефти и газа в Северном море, хотя и приведшее к разрушению цикла девальвации и созданию стимулов к подъему английской промышленности посредством упрочившегося курса фунта стерлингов, еще более задержало проведение реформ в социальной политике. Однако осложнения в промышленности и хроническая безработица создали трудности со сбором налогов, что, в свою очередь, ограничило затраты на образование, инфраструктуру и другие области формирования благоприятных факторов.

Не испытывая сильного давления ни со стороны покупателей, ни со стороны конкурентов, многие английские компании вступили на беззаботный путь медленного сползания с занимаемых позиций на рынке. Спрос сокращался медленно в силу верности постоянных покупателей. За рамками сферы производства и сбыта высокотехнологичных товаров производство обычной продукции все более ориентировалось на покупателей, чувствительных к цене товаров. Сокращение вложений в производство приводило в конечном счете к ограничению финансовых возможностей, при этом ослабевали и финансовые подпорки для приоритетных отраслей.

Конкуренцию ограничивали и низкие темпы формирования нового бизнеса. Некоторые из тех же факторов, которые определяли выбор жизненных целей и карьеры в сложившихся компаниях, подрывали сами устои предпринимательства. Основывать же и развивать бизнес ради богатства не было привлекательным делом для высших классов английского общества или тех, кто стремился к ним принадлежать. Попытки создания новых сфер предпринимательства сдерживались к тому же предрассудком, что неудача в деле непростительна.

Многие компании и отрасли основывались аутсайдерами. Одни были выходцами из низших слоев общества. Другие, как лорд Бивербрук, Ян Макгрегор, а в последние годы и Руперт Мердок, Роберт Масвелл и братья Саачи, прибыли из других стран и не были закомплексованы царившими понятиями и предрассудками. Воспринимаемые подчас с опасением и страхом, эти предприниматели разворошили и встряхнули тяжелые на подъем английские отрасли бизнеса. К сожалению, однако, многие дельцы, достигшие успеха, стремились усвоить манеры английского снобизма и отдалиться от бизнеса.

Традиционно английское правительство занимает позицию невмешательства в развитие экономики, что во многом напоминает позицию американского правительства. В течение многих десятилетий доминировали представления, что проблемы конкуренции не существует, что вмешательство в функционирование рынка неизбежно приводит к разного рода осложнениям. Управление совокупным спросом, воздействие на величину учетной ставки с тем, чтобы контролировать уровень инфляции и биржевые цены, - вот главные рычаги английской экономический политики, свидетельствующие о ее ориентировке на макроэкономические, а не микроэкономические аспекты этой политики. Доминирующей силой в ее проведении остается министерство финансов, причем наращивание конкурентоспособности отнюдь не главная его цель. Открытие залежей нефти и газа в Северном море, хотя и приведшее к разрушению цикла девальвации и созданию стимулов к подъему английской промышленности посредством упрочившегося курса фунта стерлингов, еще более задержало проведение реформ в социальной политике. Однако осложнения в промышленности и хроническая безработица создали трудности со сбором налогов, что, в свою очередь, ограничило затраты на образование, инфраструктуру и другие области формирования благоприятных факторов.

Даже там, где правительство пыталось поддержать промышленность, принимаемые меры были неэффективны и подчас кратковременны. Такие действия с его стороны, как прямое вмешательство, выделение субсидий, консолидация отраслей и протекционизм, отражали лишь ошибочность его представлений о конкуренции. Основанная правительством Вильсона в 60-е годы Корпорация по реорганизации индустрии следовала в своей деятельности ложной теории, согласно которой поощрение английских компаний к слиянию друг с другом приведет к появлению в их лице конкурентов мирового уровня.

Все попытки консолидации таких отраслей, как сталелитейная, автомобильная, станкостроительная и компьютерная, окончились явным провалом. Программа научно-исследовательских разработок (НИР) в интересах промышленности, представляющая собой одну из немногих реальных программ правительства с целью успокоить общественность, встревоженную спадом производства, оказалась гибельной. Английское правительство попыталось отобрать наиболее эффективные технологии и дать фирмам прямые дотации на их внедрение. Но большинство из них оказались неудачными. В стране отсутствовали необходимые предпосылки для появления конкурентных национальных отраслей. Даже если бы были достигнуты технические успехи, немногие из них дали бы коммерческий эффект. Равным образом была неудачной и региональная политика, поскольку субсидии для привлечения вложений в кризисные регионы игнорировали отсутствие благоприятного конкурентного "ромба", наличие которого могло бы оправдать эти вложения в перспективе. Лишь немногие проекты правительства дали длительный ощутимый результат.

Резкие повороты в технической и экономической политике происходили и при последующих правительствах. Приходившим к власти консерваторам досаждали выступления рабочих, и продолжалось это до тех пор, пока правительство М. Тэтчер не сломало эту тенденцию. Правительства лейбористов стремились приспосабливать свою политику к требованиям профсоюзов, но это вело к утрате экономической гибкости. Вериги системы государственной собственности подрывали конкуренцию и динамизм в отраслях, подчиненных правительству или с ним связанных. Разительные расхождения программ двух партий срывали и без того редкие попытки частных фирм строить долговременные планы производства. Зачем вкладывать средства в завтрашние проекты, если завтрашний день "может принести высокие налоги, а то и национализацию?

Для ряда отраслей, преимущественно из сферы услуг, политика английского правительства в силу самого ее отсутствия была явно положительным фактором. Необычно слабая степень регулирования сверху позволяла избежать отдельных неблагоприятных факторов, с которыми сталкивались другие страны, и не препятствовала нововведениям и рационализации. Уже говорилось о том, как английские фирмы ухитрялись избегать принуждений, обрушивавшихся на иностранные фирмы в аукционном деле. Подобным же образом слабая степень регулирования свыше проявилась в торговле и страховании. В этих отраслях английские фирмы были открыты новому, как никто в мире.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...