Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юрий Крижанич (1618-1683) «Политические думы»

 

Программу экономических и политических реформ в России Крижанич разработал в своем основном труде «Политические думы» (60-е гг. 17 века).

По мнению Крижанича, торговая политика государства российского должна защищать интересы отечественного производства – больше вывозить и меньше ввозить. Для этого должна быть продумана структура внешней торговли, чтобы не ввозить товары, которые можно производить у себя в стране. Крижанич считал покупку за рубежом предметов роскоши прямым вычетом из доходов от внешней торговли. Как сторонник вывоза готовых изделий, он осуждал вывоз сырья, хлеба, поскольку это связано с проблемой народонаселения страны.

Для защиты отечественной торговли Крижанич предлагал ввести государственную монополию ввоза вывоза, хотя это и ущемляло интересы частников-купцов, объясняя такую позицию приоритетом народнохозяйственных интересов перед частными. Это позволило бы России осуществлять посредническую торговлю между восточными и западными странами.

Крижанич понимал, что для развития торговли большое значение имели наличие хороших дорог, а также гарантия провоза грузов, т.е. охрана торговли.

В этих взглядах и позициях Крижанич приближается к теории «торгового баланса» меркантилистов. Однако в отличие от западных ученых этого направления активный торговый баланс – не единственный источник богатства. Более стабильные доходы государство может получить, развивая производительные силы, т.е. промышленность, земледелие, горное дело, флот.

В развитии мануфактурного производства и ремесла важную роль он отводил государству, которое представило бы для этого необходимые средства (капиталы). В земледелии он видел корень и основу всего богатства, считал, что земледелец кормит и обогащает всех и себя. Поэтому он отстаивал необходимость дальнейшего развития различных земледельческих промыслов (шелководства, рисоводства, виноградарства, табаководства), что обеспечило бы прибыль. Для подъема земледелия Крижанич считал необходимым снабжение земледельцев средствами производства.

Важную роль в подъеме экономики Ю.Крижанич отводил, как отмечалось, ремеслу, о котором государство должно заботиться. Это значит, что ремесленное производство должно быть организовано по договору с государством, за соответствующую плату; ремесло должно быть рационально размещено по стране, с учетом географических условий и близости сырья;; новые ремесла должны быть монополией отдельных городов и их следует оградить от конкуренции и засилья иностранцев. Хотя для обучения русской молодежи он считал целесообразным привлекать на работу в Россию иностранных мастеров. Если сын зависимого человека обучается искусному ремеслу, то Ю.Крижанич признавал возможным освободить его от холопства и предоставить личную свободу.

В «Политических думах» Ю.Крижанича содержится понятийный аппарат, хотя и неразработанный. Он предпринял попытку определить «общественное богатство», под которым понимал сумму материальных благ, и установить зависимость объема национального богатства от производительности труда. Он понимал различие между номинальной величиной и реальным содержанием монеты, т.е. функций меры стоимости и масштаба цен.

Крижанич раскрыл составляющие издержек производства, или цены товара. Она включает «первоначальные» на него затраты, транспортные расходы, среднюю прибыль (заранее регулируемую), а также пошлину. Пошлина – это оплата труда торговца, например, за хранение товара в торговых помещениях.

Отражая русскую действительность ХУ11 в., Крижанич выделял три сословия в структуре феодального общества: церковники, благородное сословие и простой народ, который в свою очередь включает четыре разряда: люди на жалованьи, торговцы, ремесленники, земледельцы. Он считал, что умственный труд более полезен, чем физический. Царь – божий наместник, не подвластный никаким законам. Он призывал власть думать о сохранении и приумножении народа, устранять разорительное налогообложение. Но в то же время он считал самодержавие идеальным государственным устройством, а феодально-крепостнический строй должен оставаться незыблемым.

 

 

Ермолай Еразм (середина ХУ1 века) «Благохотящим царем правительница и землемерие»

 

 

В середине ХУ1 века протопоп Московской дворцовой церкви Ермолай, принявший монашество под именем Еразм выступил своеобразным примирителем интересов бояр-вотчинников и дворян-помещиков. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм – противник боярского своевластия.

Произведение «Правительница» представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов ХУ1 в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.

Большое место в «Правительнице» занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на населения городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта.

Размер обеспечения землей и крестьянами Еразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.

В «Правительнице» рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения – раздача земли крестьянам и служилым людям – отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества – служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.

Среди мероприятий, предлагаемых Еразмом были следующие:

· уменьшение и законодательное установление размера обязательств крестьян землевладельцам;

· изменение порядка обеспечения потребностей царя в денежных средствах;

· изменение в области ямских повинностей;

· реформа измерения земли;

· отмена системы кормлений («корм» - налог, собираемый наместником на местах);

· урегулирование воинской повинности.

 

С этой целью он предлагал, чтобы крестьянин отдавал землевладельцу только пятую часть добываемого им продукта и был освобожден от всяких денежных выплат. При этом землевладелец должен получать необходимые ему деньги путем беспошлинной продажи части своих продуктов на рынке городским жителям.

Не выходя за пределы крепостнических отношений, Еразм рекомендует компромисс между реакционными боярами-вотчинниками и прогрессивным поместным дворянством, признание главенства духовной власти над светской, возврат к натуральному хозяйству.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...