Буквенное обозначение нот.
Ноты и обозначения клавиш на фисгармонии в Западной и Индийской музыкальной системах ASHOKA KRISHNA DAS Введение (можно пропустить) Меня часто просят разные вайшнавы помочь им в подборе той или иной мелодии Харе Кришна или какого-нибудь бхаджана. Кто-то просил записать видео, снимая мою руку, кто-то просил записать ему мелодию в какой-то его собственной системе обозначений, в чём, я хочу сказать, современные вайшнавы довольно изобретательны:), имея сильное желание научиться вести киртан. Однако же “изобретение велосипеда” не совсем согласуется с философией юкта-вайрагьи. Иными словами, гораздо практичнее и энергосберегательнее было бы всё же разобраться в одной или двух из наиболее популярных уже существующих музыкальных систем – Западной (Европейской) или Восточной (Индийской). И это потому, что: 1)эти системы уже заранее хорошо проработаны и удобны в использовании; 2)они открывают перспективы для эффективного музыкального роста и минимизируют вероятность зайти в тупик в своём обучении; 3)этими системами всё же пользуется абсолютное большинство преданных по отношению к вышеупомянутым индивидуально разработанным, поэтому в данном случае у вас гораздо больше шансов, что вы будете общаться с другими музыкантами на одном языке, а также вам будет доступно к изучению гораздо больше музыкального материала, содержащегося на просторах интернета. Теперь, собственно, к теме Интервал. Тон. Полутон. Музыку как способ самовыражения можно рассмотреть как язык, только язык универсальный. Как и в любом другом языке, в музыке есть свои буквы алфавита – это, как вы уже догадались, ноты. Разница лишь в том, что речевые звуки различаются фонетически, тогда как музыкальные звуки (помимо отличий по физической индивидуальной звуковой частоте) – интервально. Слово интервал означает “расстояние”; в данном случае речь идёт о звуковом расстоянии между нотами. Вообще интервалы – это очень важная тема, заслуживающая отдельного поста (который я в скором времени напишу). Здесь же лишь для сохранения логической цепочки я затрону эту тему лишь отчасти.
Интервалы (“расстояния”) между нотами измеряются специальными музыкальными единицами измерения, называемыми тонами и полутонами (1 тон = 2 полутона. Прим. автора), где полутон – это наименьшая функциональная музыкальная единица (цена деления) {Если кому интересно, математически полутон можно выразить как [x*(2)ˆ(1/12)-x], где x – это частота нижней ноты интервала “длиной” в полутон}. Октава. Звукоряд. Ступени. Рассмотрим клавиатуру фисгармонии (Рис.1). Рис.1 Клавиатура, октавы и ноты (взято из книги "Музыка Гаудия-вайшнавов"). Можно заметить, что клавиатура разделена на одинаковые участки, состоящие из 7 белых и 5 чёрных (=12) клавиш. Один такой раздел называется октавой. Обратите внимание на то, что октавы могут начинаться с любой клавиши, просто на Рисунке 1 отображено стандартное обозначение для ориентации по клавиатуре. Уточнение: октавой также называют интервал между двумя одноимёнными клавишами из двух соседних разделов клавиш (важно не путаться между этими понятиями). Звукоряд – это... ряд, последовательность всех звуков восходящем порядке. Существует 7 основных звуков звукоряда, называемых ступенями и обозначаемых римскими цифрами. Их можно построить от любой клавиши по следующей схеме: I-тон-II-тон-III -полутон-IV-тон- V-тон-VI-тон-VII-полутон-VIII, где VIII ступень – это I ступень следующей октавы. Эта схема образует стандартный, основополагающий мажорный лад (об этом позже). Если, к примеру, построить этот лад от клавиши “До” (см. Рис.1), то он пройдёт по всем семи белым клавишам. В иных случаях он затронет одну или более чёрных клавиш. У читателей уже наверняка возник вопрос: Да где уже ноты??? Сколько можно? Да, понимаю, но проблема в том, что в западной и восточной системах под нотами подразумеваются несколько отличные друг от друга понятия. И для объяснения этого необходимо, так сказать, подготовить почву.
Ноты в западной системе. Ноты.
Рис.2 Ноты и знаки альтерации Отличительная черта западной системы в том, что названия нот прикреплены к Знаки альтерации. Понижение или повышение этих нот называется альтерацией. Выделяются следующие знаки альтерации: 1) Знак «♯» (диез) – повышаетноту на пол тона. 2) Знак «♭» (бемоль) – понижает ноту на пол тона. 3)Знак «х» (дубльдиез) – повышает ноту на тон (2 раза по полтона). 4) Знак«♭♭» (дубльбемоль) – понижает ноту на тон. 5) Знак «♮» (бекар) – отменяет значение вышеперечисленных знаков. Например, нота До,повышенная на пол-тона, будет называться До-диез (До♯), а Ми,пониженная на пол тона, – Ми-бемоль (Ми♭) и т.д. Ноты, альтерированные на пол- Буквенное обозначение нот. На западе, чаще в Европе, а в особенности в Англии и в Америке, принято называть ноты буквами алфавита, где: A=Ля, B=Си, C=До, D=Ре, E=Ми, F=Фа, G=Соль.
Рис.3 Буквенное обозначение нот Ноты в индийской системе. Ноты. Положение “Са”. В индийской системе (далее “Саргам”!) ноты называют свара, и их тоже семь: Са, Ре, Га, Ма, Па, Дха, Ни (часто обозначаемые, как: S, R, G, M, P, D, N), которые тоже строятся по стандартному мажорному ладу (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон), который здесь называется билавал тхат (но об этом в другой заметке). Однако в этой системе, в отличие от западной, сварами (нотами) названы основные семь ступеней звукоряда, а не конкретные клавиши на фисгармонии. То есть, мы берём любую клавишу на фисгармонии, называем её “Са” и выстраиваем от неё вверх билавал тхат (мажорный лад), называя все последующие ступени, соответственно: “Ре”, “Га”, “Ма”, “Па”, “Дха”, “Ни”. Чтобы как-то идентифицировать различные “положения Са”, в Индии всё же определённым образом обозначают клавиши (см. Рис.4). Например, нота Са может быть в положении: White 1 (W1) - White 7 (W7) или Black 1 (B1) - Black 5 (B5), – всего 12 положений. Рис.4 Обозначение клавиш фисгармонии в Индии Знаки альтерации. В Саргаме свары тоже способны к альтерации, но из-за нефиксированного положения “Са” на этот процесс накланываются некоторые дополнительные ограничения, которые в реальности намного упрощают жизнь музыканту. Изначальное, неальтерированное положение свар называется шуддха (“чистые”), тогда как альтерированное положение называется викрит (“отклонённое”). При этом свары делятся на ачала-свара (“неподвижные ноты”), к которым относятся Са и Па, и чала-свара (“подвижные, способные к альтерации ноты”), к которым относятся Ре, Га, Ма, Дха, Ни. Чала - Свары способны принять только одно викрит- положение. Свары Ре, Га, Дха, Ни помимо шуддха могут принимать положение комала (“мягкий”) – на пол тона ниже, что эквивалентно бемолю в западной системе. Комала-свары обозначаются горизонтальной чертой под сварой (см. Рис.5). Свара Ма может принимать положение тивра (“резкий”) – на пол тона выше, что эквивалентно диезу. Обозначается тивра-свара вертикальной чёрточкой над сварой (см. Рис.5).
Рис.5 Расположение свар в положении W1 с викрит-сварами и сварами в разных октавах (саптаках). Саптак. В системе Саргама слово саптак (“группа из семи”) эквивалентно октаве в западной системе. Различают мандра-саптак (“низкая октава”), мадхйа-саптак (“средняя октава”) и тара-саптак (“высокая октава”) (см. Рис.1).На некоторых фисгармониях можно встретить и ати-тара-саптак (“очень высокая октава”). Далее важно различать стхайи-саптак (“зафиксированная октава”) – понятие октавы как фиксированнаядиапазонная область клавиатуры (от положения W1 до соседнегоположения W1) (см.Рис.1 в начале заметки) и астхайи-саптак – октава,следующая за конкретным положением “Са” (от Са до соседней Са, приэтом учитывая, что Са совсем не обязательно находится в положенииW1). Далее речь пойдёт об астхайи-саптаке. Свары в (астхайи) мандра-саптаке (нижнем регистре) обозначаются с точкой под сварой, в мадхйа-саптаке просто без точек и в тара-саптаке – с точкой вверху (см.Рис.5). Для примера ещё несколько вариантов положения “Са”:
Рис.6 Положение B1 Рис.7 Положения W5 и B4 Потренируйтесь самостоятельно построить все свары в стандартном мажорном ладу от других положений “Са”. Спасибо за прочтение! Продолжение следует!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|