Техника задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами
При первом же прикосновении к метафорическим ассоциативным картам открытой темой для меня осталась техника задавания вопросов. Понятно, что пресловутое «Карты – это инструмент, все зависти от парадигмы которую вы исповедуете» отсылают нас к азам психотерапии, НО ведь хочется «выжать» из карт максимум! Тем более эклектический подход никто не отменял. В данной статье я опишу основные способы задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. В моем сознании нет общей классификации психотерапевтических вопросов, возможно, мы придем к ней в конце статьи. Рассматривая карты как стимул, запускающий в нас ассоциации, переживания, воспоминания и т.д. главным вопросом будет так называемая «петля в реальность» или «челнок» - «А что эта карта говорит о вас?». Но это лишь одна из возможностей, заложенных в инструмент. Для себя я выделяю костяк «сценария» консультационной встречи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК), который: 1) Наладка контакта, прояснение запроса; 2) Предложение определенной техники-упражнения с МАКами; 3) Диссоциированная работа, погружение в МАКи; 4) Челнок в реальность, интеграция полученного опыта; 5) Подведение итога встречи. _______________ Хотя вполне возможны случаи, когда: - встречу начинают с упражнения с картами (для прояснения запроса, например) и потом идут в классике консультирования – тематической беседе; - погружение в карточные образы и челнок в реальность проделывается множества раз напротяжении сессии; - вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами.
Принимая во внимание все исключения, у меня в сознании сложилась классификация вопросов, основанная на этапности (и соответственно целях) консультационного процесса.
С самого начала совместной работы перед психологом стоит задача установления контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и поддержки, а так же прояснить цель прихода на консультацию, сформулировать запрос. - Как вы представляете наше сотрудничество? - Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь? - Чего, в связи с заявленной проблемой, вы хотели б в результате наших встреч? Конечно, в разных направлениях психологии и психотерапии процесс прояснения запроса происходит по-разному. В нейролингвистическом программировании (НЛП), например, этот этап относительно четко регламентирован, существует ряд вопросов, прописанная схема, по которой психолог помогает клиенту сформулировать результат. В системной семейной терапии можно найти ряд вопросов, которые рекомендуют озвучить на начальном этапе встречи. (Кто и чего хочет? От кого хотят? С каких пор? Для чего?...) В экзистенциально-гуманистических подходах психотерапии, как правило, прояснение запроса происходит в диалоге, и сам этот процесс менее технологичен. Главное, чтобы клиент и психолог поняли друг друга и пришли к соглашению относительно дальнейшей работы.
Ориентируясь на запрос, клиенту предлагают повзаимодействовать в карточном пространстве. Метафорические ассоциативные карты хоть и являются достаточно универсальным инструментом в психотерапии, но все же они не всесильны. Соответственно, выделяя возможные терапевтические задачи, ограничусь самыми часто встречающимися.
Для достижения поставленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения: · Работа «вслепую»/«в открытую» · Комбинация слов и изображений (пасьянсы)/ создание истории/ вырисовывание/ Так же можно выделить уровни погружения в инструмент: · Диссоциированный (То, что происходит с образами на карте); · Метафорический (То, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью); · Реальный (То, что происходит с клиентом в реальной жизни).
Все эти 3 уровня задействованы в беседе в той или иной пропорции. Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для клиента событий, переживаний через художественные образы. Главный фокус вопросов, как мне кажется, должен быть направлен на углубление и расширение описания карты – т.е. максимальное насыщение истории проективным материалом. Вопросы, заданные на диссоциированном уровне, отличаются от вопросов про реальность лишь фокусом (от первого или от третьего лица они задаются). Например: - Сколько процентов злости чувствует человек на карте, занесший нож за спиной у другого? - Сколько процентов злости у вас, когда вы думаете о своем партнере по бизнесу? Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; на расшифровке основной метафоры. Реальный уровень в фокусе разговора и вопросов держит актуальные события и переживания клиента. Это по сути то, о чем он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами.
Учитывая все вышесказанное, далее я приведу примеры вопросов, собранные из разных подходов, которые могут быть полезны при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Повторюсь, что информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. Вопросы на классификацию Эта форма вопросов наилучшим образом «срабатывает» при выяснении позиций и отношений, требующих ранжирования: · Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план? · Какая карта вызывает более положительные эмоции, а какая - отрицательные?
«Процентные» вопросы Такая форма вопросов служит для уточнения отличий между предложениями, убеждениями, настроениями, концепциями (болезни), представлениями и т. п. · Представим, что образ на карте разрывается на части, что б стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию? · Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»? А сколько процентов бы вам хотелось, что б эта роль содержала? За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли? · Сколько процентов страха содержится в этой карте? · Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры? Вопросы об исключениях из проблемы Сравнивая периоды, когда проблема беспокоит и когда ее нет, можно значительно лучше раскрыть их важные отличия. · (После описания через карты актуальной проблемы) Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала? Чем были заняты в это время вы и другие? Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла? Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена? · «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор. Вопросы на изменение контекста Позволяет посмотреть на проблему с неожиданной стороны. · Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история? · Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|