Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню подготовки учащихся




Учебная программа по русскому языку для 5-9 классов

библиотека
материалов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Учебная программа

Для 5-9 классов уровня основного среднего образования

(с нерусским языком обучения)

 

 

Астана

 

 

Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.

 

 

Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.

 

 

Русский язык: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения)– Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. – 32 с.

 

 

© Национальная академия образования

им. И.Алтынсарина, 2015.

Приложение 28

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года № 115

 

Типовая учебная программа по предмету «Русский язык»

Для 5-9 классов уровня основного среднего образования

(с нерусским языком обучения)

 

Пояснительная записка

 

  1. Учебная программа составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
  2. Целями обучения предмету являются:
  1. формирование посредством языкового и речевого материала коммуникативной компетенции учащихся, основанной на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении норм русского литературного языка, правил речевого этикета и употребления семантически связанных языковых единиц в речевой деятельности, ориентированной на ситуацию общения, осведомленности о культуре и реалиях жизни русского и казахского народов, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии;
  2. воспитание в учащихся на основе тематического содержания речевого материала языковой личности, придерживающейся активной гражданской позиции, ориентирующейся на нравственно-духовные ценности, проявляющей толерантное отношение к другим культурам, готовой к сохранению и приумножению природного богатства, ведущей и пропагандирующей здоровый образ жизни, имеющей навыки творческой деятельности и обладающей технологической культурой.
  1. Задачами обучения предмету являются:
  1. формирование языковой компетенции, проявляющейся в умении учащихся системно характеризовать языковые средства на фонетическом, лексико-фразеологическом, морфемико-словообразовательном, морфологи-ческом и синтаксическом уровнях;
  2. формирование и совершенствование речевой компетенции, отражающейся в умении учащихся понимать смысл высказываний на русском языке в устной и письменной формах, читать на русском языке с соблюдением орфоэпических и акцентологических норм, оформлять речь в соответствии с нормами и правилами русского литературного языка, создавать структурно и содержательно правильное речевое высказывание на уровне предложения, текста;
  3. формирование и совершенствование коммуникативной компетенции, включающей умения учащихся реализовывать стратегию и соответствующие ей тактики общения средствами русского языка на основе учета ситуации общения и заданных сфер деятельности (учебной, социально-бытовой, социально-культурной, профессионально-трудовой); соблюдать правила речевого этикета в общении на русском языке;
  4. формирование этнокультуроведческой компетенции, проявляющейся во владении основными сведениями о национальных особенностях лингвокультуры русского и казахского народов;
  5. формирование страноведческой компетенции, выражающейся в знании о Казахстане и России как государствах, на территории которых функционирует русский язык в качестве средства межнациональной и межкультурной коммуникации или /и родного языка, о специфике русского речевого этикета;
  6. формирование толерантного отношения к языкам и культурам разных народов, определяющегося перспективами развития дву-/полиязычной и поликультурной личности;
  7. развитие языковой личности, характеризующейся вербальными, когнитивными, энциклопедическими, прагматическими, коммуникативными знаниями и умениями выражать патриотические чувства к Родине и родной природе, проявлять стремление к созидательности и процветанию, пропагандировать духовно-нравственные ценности и здоровый образ жизни;
  8. формирование у учащихся умений пользоваться современными информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями на основе интегрированных уроков по русскому языку.
  1. Содержание программы учитывает межпредметные связи предмета «Русский язык»:
  1. «Русская литература» (совершенствование умений и навыков культуры устной и письменной речи на текстовой основе, через изучение художественных произведений русской, казахской и зарубежной литературы);
  2. «Казахский язык», «Иностранный язык» ( формирование языковой личности на основе изучения языков, проведение параллелей при изучении языковых фактов, раскрытие диалога культур в глобальном культурном контексте);
  3. «История Казахстана», «Всемирная история» и «Человек, общество, право» (понимание роли языка в государстве, в развитии и становлении государственности, получение сведений о языках народов мира, месте русского языка в славянских языках, статусе русского и казахского языков в Республике Казахстан);
  4. «Информатика» (понимание коммуникативной функции языка в сети Интернет, формирование умений обрабатывать, систематизировать, сохранять и транслировать информацию путем использования новейших информационных технологий).
  1. Объем учебной нагрузки составляет:
  1. в 5 классе – в неделю 2 часа, всего – 68 часов;
  2. в 6 классе – в неделю 2 часа, всего – 68 часов;
  3. в 7 классе – в неделю 2 часа, всего – 68 часов;
  4. в 8 классе – в неделю 2 часа, всего – 68 часов;
  5. в 9 классе – в неделю 2 часа, всего – 68 часов.

6. Тематический минимум представлен тремя блоками:

  1. «Человек» (Человек и жизнь: физическое и внутреннее состояние, эмоциональный мир. Психологические и нравственные качества человека. Моральные качества человека. Поступки. Поведение. Оценка действий человека. Способности, склонности, увлечения, интересы человека. Здоровый образ жизни. Человек в языке и речи. Речь человека. Эмоциональный мир человека. Внешний вид человека. Воспитать в себе человека. Призвание – быть человеком. О возможностях человека. Человек и его окружение);
  2. «Общество» (Сферы жизни общества: социальная, государственная, экономическая, политическая, культурная. Социальная сфера жизни. Общественное питание. Сфера обслуживания: ателье, парикмахерский салон, фотостудия, химчистка. Государственная сфера жизни. Города, деревни. Мой Казахстан. Россия и Казахстан. Золотое кольцо России. Древнейшие города Казахстана. Экономическая сфера: промышленность, сельское хозяйство. Денежная система. Здравоохранение. Язык – история народа. Роль языка в жизни человека. О взаимосвязи разных языков. Любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Казахский язык – государственный язык Республики Казахстан. Русский язык в Казахстане. Русский язык – язык межнационального общения. Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки. Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия. Из истории тюркской и славянской письменности. Образование. Роль знаний в жизни человека. Образованный человек. Образование – условие прогресса. Мир знаний. Образование в Казахстане. Образование за рубежом. Родина. Мир науки. Наука и техника. Наука и жизнь. Нет предела научным открытиям. Наука и фантастика. Ученый – человек науки. Известные ученые: образ жизни. Человек и научно-технический прогресс. Культура. Народные обычаи, обряды и традиции. Музеи. Культурное наследие. Национально-культурные ценности. Искусство. Живопись, графика. Музыка. Театр и кино. Цирк. Хореография. Скульптура, архитектура. Декоративное прикладное искусство. Литература. Роль литературы в жизни человека. Труд писателя. Стиль писателя. В мире слов. Книга – источник знаний. Труд. Техника вокруг нас. В мире профессий. Современные профессии. Профессиональная ориентация. Физическая культура и спорт. Здоровый образ жизни. Олимпийские и неолимпийские виды спорта. Известные спортсмены. Из истории спорта. Путешествие и туризм. Вокруг света. Чудеса света. Средства массовой информации. Эпоха информационного общества. О технологиях: биотехнологии, нанотехнологии, агротехнологии, химтехнологии и др.);
  3. «Природа» (Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Животный мир. Растительный мир. Погода и климат. Загадки и тайны природы. Прекрасное в природе. Люди и среда обитания. Охрана природы. Земное пространство. Водное пространство. Роль воды в жизни человека. Экологические проблемы. Экологическая культура и грамотность).
  1. В 5-9 классах учащиеся линейно-концентрическим способом изучают систему русского языка.
  2. Систематическая взаимосвязь разноуровневого языкового материала на семантической основе позволяет формировать не только языковую, но и речевую и коммуникативную компетенции.
  3. Для достижения указанных уровней владения русским языком в каждом классе определено содержание материала, обеспечивающее следующие виды компетенции:
  1. языковая компетенция находит отражение в способности учащихся анализировать изученные языковые средства как в описательном аспекте (разряд, форма и т.д.), так и в функциональном плане (стилистическая маркированность, эмоциональная окраска, этикетная значимость);
  2. речевая компетенция обнаруживается в умениях аудирования, чтения, говорения, письма;
  3. коммуникативная компетенция выявляется на основе умений учитывать статус собеседника, обстановку общения, соблюдать правила речевого этикета, вступать свободно в коммуникативный процесс в рамках заданного тематического минимума;
  4. этнокультуроведческая компетенция учащихся формируется на основе представления соответствующего материала в рамках каждой речевой темы: активизируются в речи пословицы и поговорки, высказывания известных личностей России, приводятся сведения из истории и культуры страны изучаемого языка.

10. Соответственно Европейской системе уровней владения языком (А – элементарное владение; В – самостоятельное владение; С – свободное владение) и в соответствии с государственной задачей развития полиязычия в Казахстане владение русским языком как вторым должно быть на базовом уровне – 5-7 классы и среднем уровне – 8-9 классы.

11. Базовый уровень подразделяется на 3 подуровня: 1 подуровень (А 2 – А 2.2) – 5 класс; 2 подуровень (А 2 – А 2.2.1 и А 2.2.2) – 6 класс; 3 подуровень (А 2+) – 7 класс.

12. Средний уровень также разделяется на 3 подуровня: 1 подуровень (В1 – В.1 и В. 1.2) – 8 класс; 2 подуровень (В1 + --- В.1 +) – 9 класс.

 

2. Базовое содержание учебного предмета в 5 классе

 

13. Тематический минимум включает 3 основных блока:

  1. «Человек» (Жизнь человека. В здоровом теле – здоровый дух);
  2. «Общество» (Школьные годы чудесные. Для чего существует язык. Путешествие по родному краю. Москва – сердце России. Мы в сфере обслуживания. В ателье. В парикмахерской. В фотостудии. В химчистке. В столовой (кафе). О спорт, ты – жизнь! Знакомимся с искусством);
  3. «Природа» (Люблю я пышное природы увяданье. Здравствуй, зимушка-зима! Весна в окно стучится. Лето – звонкая пора).

14. Языковая компетенция: знания о языковой системе.

  1. «Повторение пройденного в начальных классах» – 2 часа;
  2. «Общие сведения о русском языке» – 1 час;
  3. Диктант – 1 час»;
  4. «Фонетика». «Орфоэпия» – 5 часов (Классификация звуков: гласные и согласные. Классификация согласных звуков. Слог. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Особенности произношения специфических русских сочетаний букв (-ого/ - его, -ци -, жи-, ши-, чт-, чн- и др.). Фонетический разбор);
  5. Изложение – 1 час;
  6. «Графика» – 3 часа (Алфавит. Соотношение букв и звуков. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных звуков; буквы согласных звуков; звуковое значение букв е, ё, ю, я; функции букв ь,ъ; правила обозначения мягкости согласных. Буквы прописные – строчные, названия букв);
  7. Контрольный диктант – 1 час;
  8. «Орфография» – 4 часа (Орфограмма. Орфографическое правило. Звукобуквенные написания. Принципы обозначения на письме звуков. Правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов. Нормы правописания аффиксов. Написание ь и ъ в частях и между частями слова. Правила употреблениея прописных и строчных букв. Перенос слов. Правописание частей речи. Орфографические словари и справочники);
  9. «Лексика и фразеология» – 5 часов (Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Толковые словари русского языка. Тематические группы слов русского языка. Фразеологизмы и их значение. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Пословицы и поговорки как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Толковый словарь. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари);
  10. Изложение – 1 час;
  11. «Состав слова» – 4 часа (Состав слова. Основа слова и окончание. Корень слова и его варианты. Однокоренные слова. Приставка и ее варианты. Суффикс и его варианты. Окончание. Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем. Морфемный анализ слова);
  12. Сочинение – 1 час;
  13. Контрольный диктант – 1 час;
  14. «Словообразование – 2 часа (Роль словообразования в развитии лексического состава. Однокоренные слова. Анализ гнезд однокоренных слов, данных в словообразовательном словаре. Выявление чередований букв в однокоренных словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Словообразовательные словари. Словообразовательный анализ);
  15. «Грамматика», «Морфология», «Лексическое и грамматическое значения слов», «Части речи в русском языке», «Определение принадлежности слова к определенной части речи», «Самостоятельные части речи» – 1 час;
  16. «Имя существительное» – 11 часов (Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Род. Число. Изменение существительного по падежам. Склонение имен существительных. Морфологический анализ);
  17. Изложение – 1 час;
  18. Сочинение – 1 час;
  19. «Имя прилагательное», «Склонение имен прилагательных» – 2 часа;
  20. «Глагол – 3 часа (Категория времени. Изменение глаголов. Понятие о спряжении глагола. Морфологический анализ);
  21. Контрольный диктант (1 час).
  22. «Синтаксис», «Предложение», «Грамматическая (предикативная) основа предложения» – 1 час;
  23. Сочинение – 1 час;
  24. «Простое предложение», «Типы предложений по цели высказывания, по интонации» – 1 час;
  25. Изложение – 1 час;
  26. «Главные члены предложения» – 1 час;
  27. «Второстепенные члены предложения» – 1 час;
  28. «Разбор предложения» – 2 часа;
  29. «Пунктуация», «Знаки препинания конца предложения» – 1 час;
  30. Контрольный диктант – 1 час;
  31. «Обобщение пройденного материала» – 2 часа.

15. Сведения о речи. Речевая компетенция.

  1. «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо», «Цель порождения речи», «Реплика как высказывание», «Диалогическая и монологическая речь», «Текст как высказывание», «Основные характеристики текста: тема и основная мысль; план текста» – 1 час;
  2. «Стили речи», «Речь книжная и разговорная; разговорный, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства)», «Особенности разговорного, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика)», «Стилистический анализ текста» – 2 часа;
  3. «Типы речи», «Повествование, описание, рассуждение» – 1 час;
  4. «Описание человека, предмета, места», «Рассуждение: доказательство», «Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения»;
  5. «Речевые жанры» (изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждения).

16. Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция

  1. правила русского речевого этикета;
  2. учет положительной / негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи., обращенной к адресату;
  3. наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания;
  4. грамотная и корректная речь;
  5. диалог и монолог.

17. Сведения о культуре страны изучаемого языка. Этнокультуроведческая компетенция. Особенности русской культуры в рамках тематического минимума.

 

3. Базовое содержание учебного предмета в 6 классе

 

18. Тематический минимум включает 3 основных блока:

  1. «Человек» («По одежке встречают…». «В человеке должно быть все прекрасно…». Внешность человека и его нравственные качества);
  2. «Общество» (Знание – сила. Книга – источник знаний. В мертвых книгах крохотные знаки собраны в бессмертные слова. Этот многообразный спортивный мир. На приеме у врача. В мире красок. Живопись во всем ее многообразии. Родившая Пушкина русская земля);
  3. «Природа» (Жемчужины Казахстана. Природа России. Страна березового ситца. Мой ласковый и нежный зверь).

19. Языковая компетенция: знания о языковой системе.

  1. «Русский язык как язык межнационального общения» – 1 час;
  2. Диктант – 1 час;
  3. «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика» – 1 час (Материал для повторения. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Особенности произношения специфических русских сочетаний букв (-ого/-его, -ци -, жи-, ши-, чт-, чн- и др.). Орфоэпические и орфографические словари. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Оформление звуков на письме соответственно законам русской графики);
  4. «Орфография» – 1 час (Русская орфография, ее основные разделы. Орфограмма. Орфографическое правило. Звукобуквенные написания. Принципы обозначения на письме фонем (звуков). Правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов. Нормы правописания аффиксов. Написание ь и ъ в частях и между частями слова. Правила употреблениея прописных и строчных букв. Перенос слов. Правописание частей речи. Орфографические словари и справочники);
  5. «Лексика и фразеология» – 6 часов (Материал для повторения. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Материал для изучения. Общеупотребительные слова. Термины. Заимствованные слова. Признаки заимствования. Интернациональная лексика. Тюркизмы в русском языке. Различные виды лингвистических словарей. Толковые словари русского языка. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари);
  6. Изложение – 1 час;
  7. «Морфемика» – 6 часов (Материал для повторения и изучения. Состав слова. Основа слова и окончание. Корень слова и его варианты. Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Приставка и ее варианты. Суффикс и его варианты. Окончание. Варианты окончаний и их стилистическая функция);
  8. Контрольный диктант – 1 час;
  9. «Словообразование» – 7 часов (Материал для изучения. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ образования слов. Сложные слова. Соединительные буквы и сочетания. Сложносокращенные слова и их употребление в речи. Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем. Случаи чередований в корневых и аффиксальных морфемах. Роль словообразования в развитии лексического состава. Новые слова и формы слова. Словообразующие морфемы. Однокоренные слова. Анализ гнезд однокоренных слов, данных в словообразовательном словаре. Выявление чередований букв в однокоренных словах. Способы образования слов. Морфологические способы: а) с помощью морфем; б) с помощью сложения. Словообразовательные словари. Словообразовательный тип. Группировка слов по словообразовательным типам. Словообразовательный анализ);
  10. Сочинение – 1 час;
  11. Изложение – 1 час;
  12. «Грамматика», «Морфология» – 2 часа (Материал для повторения. Лексическое и грамматическое значения слов. Части речи в русском языке. Определение принадлежности слова к определенной части речи. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие. Материал для изучения. Синтаксические функции слов разных частей речи);
  13. «Синтаксис» – 2 часа (Материал для изучения. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний по характеру главного слова. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое предложение. Классификация простого предложения на разных основаниях. Распространенные и нераспространенные предложения);
  14. Контрольный диктант – 1 час;
  15. «Главные и второстепенные члены предложения», «Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением» – 2 часа;
  16. «Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола», «Спряжение глагола», «Сказуемое, выраженное именем существительным», «Тире между подлежащим и сказуемым» – 6 часов;
  17. Изложение – 1 час;
  18. «Дополнение» – 1 час;
  19. «Обстоятельство, выраженное наречием» – 1 час;
  20. «Дополнение и обстоятельство, выраженные падежными формами существительного» – 6 часов;
  21. Сочинение – 1 час;
  22. Контрольный диктант – 1 час;
  23. «Определение», «Определение, выраженное именем прилагательным», «Определение, выраженное существительным в родительном падеже» – 4 часа;
  24. Изложение – 1 час;
  25. «Однородные члены предложения», «Знаки препинания при однородных членах предложения» – 2 часа;
  26. «Понятие о сложном предложении», «Знаки препинания в сложном предложении» – 2 часа;
  27. Сочинение – 1 час;
  28. «Синтаксический разбор предложения» – 2 часа;
  29. «Обобщение пройденного материала» – 2 часа;
  30. «Обобщение по пунктуации» – 2 часа (Знаки препинания конца предложения. Знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении);
  31. Контрольный диктант – 1 час.

20. Сведения о речи. Речевая компетенция:

  1. «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо», «Цель порождения речи», «Учет положительной негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату», «Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания», «Реплика как высказывание», «Диалогическая и монологическая речь», «Текст как высказывание», «Основные характеристики текста: тема и основная мысль; средства связи предложений; план текста»;
  2. «Стили речи» – 3 часа (Речь книжная и разговорная; разговорный, научный, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства). Особенности разговорного, научного, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика). Стилистический анализ текста);
  3. «Типы речи» – 3 часа (Повествование, описание, рассуждение. Особенности типов речи (композиция, языковые средства). Описание человека, предмета, места. Повествование информативное. Рассуждение: доказательство, объяснение. Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения - рассуждения. Написание сочинения смешанного типа. Речевые жанры: изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждения; реферат, научный проект).

21. Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция:

  1. «Ситуация общения» (Стратегия и тактики общения. Официальная и неофициальная обстановка общения. Учет статуса собеседника и типа взаимоотношений с собеседником);
  2. «Правила русского речевого этикета» (Учет положительной / негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату. Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания. Русский деловой этикет. Грамотная и корректная речь);
  3. «Участие в диалогическом и полилогическом общении», «Межкультурная коммуникация».

22. Сведения о культуре страны изучаемого языка. Этнокультуроведческая компетенция. Особенности русской культуры в рамках тематического минимума.

 

4. Базовое содержание учебного предмета в 7 классе

 

23. Тематический минимум включает 3 основных блока:

  1. «Человек»(Способности, склонности, увлечения, интересы человека. Нет предела совершенству (о совершенствовании личности, о познании мира). Человек в языке. Правильная речь – признак культуры. Эмоции, которые мешают нам жить. Эмоции, которые делают нас счастливыми. Здоровый образ жизни. От каждодневных тренировок до больших побед…);
  2. «Общество» (Образованный человек. Каким стать? Учимся ценить время. Мир профессий. Музыка, песни, танцы. Казахстан: обычаи, традиции, праздники. Россия: обычаи, традиции, праздники. Газеты и журналы в нашей жизни);
  3. «Природа» (Мир растений. Мир животных).

24. Языковая компетенция: знания о языковой системе:

  1. «Язык как средство общения» – 1 час;
  2. Диктант – 1 час;
  3. «Естественные и искусственные языки», «Вербальное и невербальное общение» – 1час;
  4. «Работа по соблюдению орфоэпических норм русского литературного языка» – 2 часа (Материал для повторения. Орфоэпические и орфографические словари. Нормы правописания аффиксов Правописание частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий. Орфографические словари и справочники);
  5. «Лексика и фразеология» – 5 часов (Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Антонимические пары. Толковые словари русского языка. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова. Тематические группы слов русского языка. Этнокультуроведческая лексика. Материал для изучения. Фразеологизмы и их значение. Различие в контексте свободных и устойчивых сочетаний. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Толковый словарь. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари);
  6. Изложение – 1 час;
  7. «Грамматика», «Морфология» – 1 час (Материал для повторения. Лексическое и грамматическое значения слов. Части речи в русском языке. Определение принадлежности слова к определенной части речи. Самостоятельные части речи);
  8. «Имя числительное» – 5 часов (Материал для изучения. Простые и составные имена числительные. Количественные и порядковые имена числительные. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Синтаксическая роль числительных. Морфологический разбор);
  9. Контрольный диктант – 1 час;.
  10. «Местоимение» – 6 часов (Разряды местоимений. Правописание местоимений. Образование наречий. Морфологический разбор);
  11. Изложение – 1 час;
  12. «Глагол» – 5 часов (Повторение. Употребление глаголов в предложении. Синтаксические функции глаголов. Соотнесение форм глаголов-сказуемых в предложении с формами существительных-подлежащих. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное наклонение. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Прошедшее время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Повелительное наклонение глагола. Особенности изменения глаголов в повелительном наклонении. Особенности изменения глаголов в условном наклонении. Безличные глаголы. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Морфологический анализ глагола. Правописание глаголов);
  13. Сочинение-повествование – 1 час;
  14. Контрольный диктант – 1 час;
  15. «Причастие как особая форма глагола» – 4 часа (Разряды причастий. Образование причастий.Изменение причастий. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Синтаксическая роль причастий. Правописание суффиксов причастий. Морфологический разбор);
  16. Сочинение-описание – 1 час;
  17. «Деепричастие как особая форма глагола» – 4 часа (Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Синтаксическая роль деепричастий. Морфологический разбор);
  18. «Наречие» – 4 часа (Синтаксическая роль наречий. Образование наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречий);
  19. Изложение – 1 час;
  20. «Синтаксис» – 1 час (Материал для повторения. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса);
  21. «Словосочетание» – 4 часа (Материал для изучения. Главное и зависимое слово в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по характеру главного слова);
  22. Контрольный диктант – 1 час;
  23. «Предложение», «Грамматическая основа предложения», «Простое предложение», «Классификация простого предложения на разных основаниях» – 1 час;
  24. «Главные члены предложения», «Подлежащее», «Способы выражения подлежащего» – 4 часа;
  25. Сочинение – 1 час;
  26. «Сказуемое», «Типы сказуемого», «Способы выражения сказуемого» – 4 часа;
  27. Изложение –1 час;
  28. «Осложненные предложения и знаки препинания в них», «Предложения с причастными и деепричастными оборотами», «Предложения с вводными словами» – 1 час;
  29. «Пунктуация» – 1 час (Знаки препинания конца предложения. Знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при однородных членах; обособленных членах предложения (причастный и деепричастный оборот). Пунктуационный анализ предложений);
  30. Контрольный диктант – 1 час;
  31. «Обобщение пройденного материала» – 2 часа;

25. Сведения о речи. Речевая компетенция:

  1. «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо» (Цель порождения речи. Учет положительной негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату. Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания. Реплика как высказывание. Диалогическая и монологическая речь);
  2. Текст как высказывание (Основные характеристики текста: тема и основная мысль; средства связи предложений; план текста. Стили речи. Речь книжная и разговорная; разговорный, научный, официально-деловой, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства). Особенности разговорного, научного, официально-делового, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика). Стилистический анализ текста. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности типов речи (композиция, языковые средства). Описание человека, предмета, места. Повествование информативное. Рассуждение: доказательство, объяснение. Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Написание сочинения смешанного типа);
  3. «Речевые жанры» (изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждения, сочинения с разными функционально-смысловыми типами; заявление, доверенность, расписка, справка).

26. Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция:

  1. «Ситуация общения» (Стратегия и тактики общения. Официальная и неофициальная обстановка общения. Учет статуса собеседника и типа взаимоотношений с собеседником);
  2. «Правила русского речевого этикета» (Учет положительной / негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату. Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания. Русский деловой этикет. Грамотная и корректная речь);
  3. «Участие в диалогическом и полилогическом общении», «Межкультурная коммуникация».

27. Сведения о культуре страны изучаемого языка. Этнокультуроведческая компетенция. Особенности русской культуры в рамках тематического минимума.

 

5. Базовое содержание учебного предмета в 8 классе

 

28. Тематический минимум включает 3 основных блока:

  1. «Человек» (Человек в языке и речи. Речь человека. Нравственные ценности человека. Береги честь смолоду. Темперамент и характер человека);
  2. «Общество» (О мировых языках. Казахстан на карте мира. Неповторимый облик русских городов. Новое время – новые профессии. С чего начинался спорт (Из истории спорта, олимпийских игр). От каждодневного труда до великих открытий. Мир науки. Труд ученого. Мир театра и кино. Мы знаем, время растяжимо. Путешествие и туризм. Чудеса света. У голубого экрана: интересное и полезное);
  3. «Природа» (Моря, реки, озера. Роль воды в жизни человека. Загадки и тайны природы).

29. Языковая компетенция: знания о языковой системе:

  1. «Общие сведения о русском языке», «Язык и культура» – 1 час;
  2. Диктант – 1 час;
  3. «Повторение пройденного в 5-7 классах» – 2 часа (Фонетика. Орфоэпия (повторение). Работа по соблюдению орфоэпических норм русского литературного языка. Орфография. Русская орфография, ее основные разделы. Орфограмма. Орфографическое правило. Правописание служебных частей речи. Правописание не с разными частями речи. Орфографические словари и справочники. Лексика и фразеология. Толковые словари русского языка. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова. Тематические группы слов русского языка. Этнокультуроведческая лексика. Фразеологизмы и их значение. Различие в контексте свободных и устойчивых сочетаний. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Толковый словарь. Работа со словарями синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари. Морфемика (повторение). Морфемный анализ. Словообразование Способы образования слов. Неморфологические способы образования слов. Работа со словообразовательными словарями. Словообразовательный анализ);
  4. «Грамматика», «Морфология» (Лексическое и грамматическое значения слов. Самостоятельные и служебные части речи в русском языке. Определение принадлежности слова к той или иной части речи) – 1 час;
  5. «Служебные части речи: предлог, союз, частицы» (Их разряды по значению, структуре и употреблению. Правописание служебных частей речи. Правописание не с разными частями речи) – 4 часа;
  6. Изложение – 1 час;
  7. «Междометие как особая часть речи», «Звукоподражательные сло
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...