Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка системы управления знаниями.




В общепринятом понимании, управление знаниями – это установленный в корпорации четкий порядок работы с информационными ресурсами и специалистами в определенных сферах деятельности для облегчения доступа к знаниям и повторного их использования с помощью современных информационных технологий. Организации, способные быстро и легко распространять ценную информацию через созданную у них инфраструктуру, могут управлять запасами своих знаний. Актуальные сведения могут включать запасы:

- явных знаний (бумажные документы, электронные документы, базы данных, сообщения электронной почты, текстовые файлы, изображения и даже видеофрагменты), полученные из любых источников, а также

- неявные знания, хранящиеся в головах специалистов и экспертов.

Необходимо, чтобы инфраструктура управления знаниями организации позволяла эффективно и многократно использовать запасы явных и неявных знаний. Реально управление знаниями представляет собой систематический процесс создания и преобразования индивидуального и группового, научного и практического опыта таким образом, чтобы знания могли быть перенесены в процессы, услуги и продукты, предлагаемые организацией с тем, чтобы увеличивалась их общая стоимость, а соответственно и совокупная продуктивность организации.

Ключом к управлению знаниями является, таким образом, доставка нужных знаний нужным людям в пределах группы людей и организации в нужное для эффективной реализации бизнес-процессов время. По сути своей, смысл управления знаниями заключается в том, чтобы помочь людям лучше работать вместе, используя растущие ресурсы знаний и эффективно управляя ими. Результатом успешно работающей системы управления знаниями, как это уже отмечалось ранее, должна стать знающая, самообучающаяся и развивающаяся организация.

Наличие в организации различных видов знаний требует особой организации работы с ними — необходимо стремиться к формированию такого подхода к управлению знаниями, который бы соотносил, интегрировал и уравновешивал различные компоненты и отдельные составляющие интеллектуального капитала фирмы. Для этого необходимо создание единой системы — системы управления знаниями. Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании.

В своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Б. З. Мильнер. выделяет три основные компонента, входящие в состав системы управления знаний, а именно:

- человеческие;

- технологические;

- организационные.

Культура является важнейшей проблемой в сфере знаний, поскольку именно человеческий фактор (ценности, уровень связей или изолированности в организации) создает или разрушает систему управления знаниями. Человеческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капитала фирмы.

Технология не может одна разрешить проблемы знания или создать среду обмена знаниями, хотя и является очень важным элементом системы управления знаниями. Применение современных информационных технологий, ни в коем случае не должно устранять необходимые элементы обычного межличностного общения, ведь именно они делают процессы обмена знаниями в организации более интенсивными. В связи с этим необходимо уделять внимание не только материально-технической части, но и, главным образом, организационным моментам.

Организационную компоненту в составе системы управления знаниями необходимо выделять отдельно, так как именно на ней основываются способности организации к изменениям с целью выживания и развития. Организационные знания создаются благодаря знаниям каждого сотрудника и включают в себя спектр принципов, фактов, навыков, методов, обеспечивающих деловую активность фирмы и ее кадровый потенциал.

Структура организационных знаний состоит из практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и оказываемых услуг и, следовательно, конкурентной позиции фирмы. Управление каждым из перечисленных элементов в составе системы управления знаниями основано на использовании уже рассмотренных процессов — создании, хранении, использовании и распространении знаний в рамках организации.

Таким образом, с точки зрения менеджмента знаний, суть фирмы заключается в ее потенциале создания, передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации знаний как активов. В результате из знаний образуются компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания продуктов и услуг, предлагаемых фирмой на рынке. Иными словами, управление знаниями, интегрируя в себе множество различных дисциплин, таких как управление персоналом, маркетинг, экономика, психология и информатика, является технологией XXI века, позволяющей организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке.

В компаниях должны быть налажены следующие процессы: процесс защиты знаний, предотвращающий незаконную утечку интеллектуальной собственности за пределы компании, процесс обновления и развития знаний, предусматривающих превращение их из скрытых индивидуальных в доступные для сотрудников компании, процесс интеграции накопленных знаний с приобретаемыми или обновляемыми для более эффективного использования их. Основу управления знаниями любой компании составляет процесс формирования знаний, который подразумевает выявление информационных источников, получение информации из этих источников, изучение, структурирование ее в знания, а также их воспроизведение.

Таким образом, можно констатировать, что актуальность и важность проблематики управления знаниями осознается большинством специалистов, занимающихся корпоративным управлением и IT-технологиями для целей управления. Важнейшими элементами процесса управления знаниями признается создание, хранение, поиск, передача, распространение и использование знаний. Однако существуют два значительно отличающихся подхода к построению систем управления знаниями (СУЗ).

Первый можно назвать классическим, когда СУЗ строится на основе комбинирования существующих, уже технологий для поддержки различных подпроцессов работы со знанием. Речь идет о стандартных и широко используемых IT-технологиях, таких, как E-mail, доски объявлений, дискуссионные форумы, общие каталоги документов, а также о специфических технологиях: автоматическая классификация, распознавание образов и речи.

Второй подход правильно определить как семантический. Он основан на использовании взаимосвязанного набора методов и технологий по работе со смыслом, информацией и знаниями. В их числе: предмет областей, технологии их построения и сопровождения, семантический поиск, системы логического вывода. При этом семантический подход не отвергает классический.

 

Система управления знаниями - это не просто отдельно взятый продукт. Речь скорее идет о всеохватывающей стратегии предприятия, цель которой - выявить и обратить на пользу фирме всю имеющуюся у нее информацию, опыт и квалификацию сотрудников, с тем чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...