ТЕМА: Анатомо – физиологические особенности строение верхней и нижней челюстей. Жевательные и мимические мышцы. Окклюзии. Прикус.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ОРТОПЕДТЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ 1 КУРСА 2 СЕМЕСТРА Продолжительность занятия 4 академических часа. В конце каждого занятия уделяется время для проведения отработок. Домашнее задание в тетради пишется кратко в виде схем и таблиц, объемом не более 1 тетрадной страницы. Домашнее задание к первому занятию: Ортопедическая стоматология, ее разделы и задачи. История развития стоматологии. Роль отечественных ученых в становлении специальности
Занятие №1 (пропедевтика) ТЕМА: Ортопедическая стоматология, ее разделы и задачи. История развития стоматологии. Роль отечественных ученых в становлении специальности.
1. Место проведения занятия – учебный класс.
2. Научно-практическое обоснование темы: Знание основных разделов ортопедической стоматологи и задач, перед ней поставленных, необходимо для логичного и последовательного освоения специальности. Изучение истории стоматологии повышает общий культурный уровень студентов и позволяет проследить динамику совершенствования клинических и технологических методик от простых к более сложным.
3. Цель занятия: Изучить разделы и задачи ортопедической стоматологии, историю развития специальности и вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие специальности.
4. Ответы на вопросы студентов.
5. Контрольные вопросы:
- кто впервые ввел термин ортопедическая стоматология - выдающиеся мировые ученые и их заслуги - как выглядели первые зубные протезы в древнее время - выдающиеся ученые СССР, России и университета - кто основатель кафедры ортопедической стоматологии в 1 ЛМИ им.акад.
И.П.Павлова. - кто основатель кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СПбГМУ им. Акад. И.П.Павлова - разделами каких медицинских наук является ортопедическая стоматология. - задачи ортопедической стоматологии - разделы ортопедической стоматологии - связь стоматологии с физикой, химией и другими науками - что такое стойкий дефект.
6. Содержание занятия: Проводится опрос по теме домашнего задания. Определение понятия «ортопедическая стоматология» - это раздел общей стоматологии и общей ортопедии. Задачи: изучение, лечение и профилактика стойких дефектов челюстно-лицевой локализации. Понятие «стойкий дефект» - не поддающийся лечению, а требующий изготовления специальных ортопедических конструкций. Разделы: зубное, челюстно-лицевое протезирование и ортодонтия. Их подразделы. Связь стоматологии с другими науками (физика, математика, химия, материаловедение и т. д.). Место пропедевтики в системе стоматологического образования. История специальности. Древний мир. История мировая и Российская. История университета. Выдающиеся ученые. История факультета и кафедры.
7. Заключительное слово ассистента: Ассистент обобщает задачи и разделы ортопедической стоматологии и роль мировых и отечественных ученых в развитии специальности.
8. Задание на 2 занятие: Организационные принципы работы стоматологической поликлиники. Ортопедическое отделение, его функциональные подразделения. Рабочее место стоматолога-ортопеда. Зуботехническая лаборатория. Рабочее место зубного техника. Основные санитарные нормы и правила техники безопасности. В тетради нарисовать схему структуры ортопедического отделения и зуботехнической лаборатории.
Занятие №2(пропедевтика) ТЕМА: Организационные принципы работы стоматологической поликлиники. Ортопедическое отделение, его функциональные подразделения. Рабочее место стоматолога-ортопеда. Зуботехническая лаборатория. Рабочее место зубного техника. Основные правила техники безопасности.
2. Научно-методическое обоснование темы: Знание структуры стоматологической поликлиники, ортопедического отделения, зуботехнической лаборатории и рабочего места стоматолога необходимо для правильной организации медицинской деятельности и грамотного ведения клинического проема.
3. Цель занятия: Изучить структуру стоматологической поликлиники, ортопедического отделения зуботехнической лаборатории, рабочего места зубного техника, клинического кабинета и рабочего места стоматолога. Знать правила подготовки к клиническому приему медицинского оборудования и меры безопасности работы с ним.
4. Ответы на вопросы студентов.
5. Контрольные вопросы: - структура районной стоматологической поликлиники - штаты руководящего состава стоматологической поликлиники - структура ортопедического отделения - медицинский персонал ортопедического отделения - основные подразделения зуботехнической лаборатории - персонал зуботехнической лаборатории - рабочее место зубного техника - структура ортопедического клинического кабинета - санитарно-гигиенические и эргономические требования к организации ортопедического кабинета - рабочее место стоматолога ортопеда - составляющие элементы стоматологической установки и их назначения - стоматологические наконечники, их виды и технические характеристики - подготовка к работе стоматологической установки, наконечников и инструментов - меры безопасности при работе на стоматологической установке - санитарные нормы и защитные средства на клиническом приеме
6. Содержание занятия: Ассистент на ортопедическом отделении, в клиническом кабинете и на учебных схемах рассматривает следующие вопросы. Структура стоматологической поликлиники. Штаты. Администрация: главный врач, зам. по лечебной работе, зам. по АХЧ, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, главная медсестра, заведующие отделениями, старшие медсестры отделений. Средний и младший медицинский персонал. Основные подразделения и помещения: администрация, терапевтическое, хирургическое, ортопедическое отделения, отделение стоматологии детского возраста, ЦСО, рентгенологическое отделение или кабинет, кабинеты: физиотерапии, пародонтологии, имплантологии. Подразделения не медицинского профиля: АХЧ, бухгалтерия, касса, справочное, регистратура, залы ожидания, охрана, технические службы, кладовые, подсобные помещения и.т.д..
Ортопедическое отделение. Штат: заведующий отделением, старшая медсестра, стоматологи-ортопеды, ассистенты врачей, медсестры, санитарки. Основные помещения: кабинет заведующего, клинические кабинеты, зуботехническая лаборатория, ординаторская, медсестринская, зал ожидания, подсобные помещения. Клинический кабинет: рабочие места стоматологов-ортопедов, пенал для стерильных инструментов, гипсовочный стол, письменный стол, 2 раковины, шкаф для хранения материалов и медикаментов, аптечка неотложной помощи, бактерицидная лампа, приточно-вытяжная вентиляция. Требования: площадь помещения, высота потолков, освещение, покрытия стен и полов. Рабочее место: стоматологическая установка. Виды установок. Из чего состоит установка. Виды наконечников и их технические характеристики. Режущие и абразивные инструменты, их назначение. Правила и техника безопасности при работе на стоматологической установке. Одежда врача и медперсонала. Инструменты для обследования и лечения ортопедического больного. Зуботехническая лаборатория. Штат: старший техник, зубные техники, литейщик, полировщик, обслуживающий персонал. Помещения: кабинет старшего техника, лаборатория по изготовлению несъемных конструкций, съемных конструкций, литейная, гипсовочная, полимеризационная, полировочная, комната отдыха, подсобные помещения. Могут быть лаборатория по работе с золотыми конструкциями и паяльная. Рабочее место зубного техника: зуботехнический стол, шлифмотор, зуботехническая бормашина, спиртовка, шпателя, режущие и абразивные инструменты, наборы материалов и инструментов для изготовления соответствующих видов протезов. Требования: освещение, вентиляция, обеспечение технической и пожарной безопасности.
7. Заключительное слово ассистента: Ассистент обобщает информацию об организации работы стоматологической поликлиники, ортопедического отделения, зуботехнической лаборатории, ортопедического кабинета, рабочего места стоматолога.
8. Задание на 3 занятие: Анатомо – физиологические особенности строение верхней и нижней челюстей. Жевательные и мимические мышцы. Окклюзии. Прикус. В тетради перечислить жевательные мышцы по их принадлежности к функциональным группам. Написать зубные, мышечные, суставные признаки центральной окклюзии для ортогнатического прикуса. Занятие №3 (пропедевтика) ТЕМА: Анатомо – физиологические особенности строение верхней и нижней челюстей. Жевательные и мимические мышцы. Окклюзии. Прикус. 1. Место проведения – учебный класс.
2. Научно-практическое обоснование: Знание анатомии и физиологии челюстно-лицевой области необходимо для грамотной оценки состояния пациента, планирования методв обследовании и составления плана ортопедического лечения. Определение вида окклюзии и прикуса необходимо для правильного выбора и создания конструкций протезов.
3. Цель занятия: Изучить строение жевательно-речевого аппарата, характеристики всех видов окклюзий. Научить студентов определять вид прикуса. 4. Ответы на вопросы студентов.
5. Контрольные вопросы: - строение челюстей и суставов у животных (грызуны, хищники, травоядные) - онтогенез жевательного аппарата человека - строение зубов и зубных рядов - небный валик и его роль при протезировании - верхнечелюстные бугры, их расположение, форма и роль при протезировании - ретромолярная область, расположение и роль при протезировании - форма зубных рядов - взаимоотношение зубных, альвеолярных и базальных дуг на верхней и нижней челюсти - кривая Шпея - факторы, обеспечивающие устойчивость зубов - контрфорсы лицевого черепа - мышцы, участвующие в вертикальных движениях нижней челюсти - мышцы, участвующие в сагиттальных движениях нижней челюсти - мышцы, участвующие в трансверзальных движениях нижней челюсти - мимические мышцы, их значение и роль - линия «А», ее расположение и способы определения в полости рта - анатомические особенности строения слизистой оболочки полости рта, имеющие значение при протезировании - переходная складка, ее определение и значение при протезировании - окклюзионная плоскость - виды окклюзий и их характеристика
- виды прикусов и их характеристика - характеристика центральной окклюзии для ортогнатического прикуса
6. Содержание занятия: Филогенез и онтогенез жевательного аппарата. Строение челюстей. Строение костной структуры челюстей. Строение и форма зубных дуг. Зубные, альвеолярные и базальные дуги, их взаиморасположение на в/ч и на н/ч. Строение зубных дуг, их расположение относительно черепно-лицевой системы (плоскость Кампера, франкфуртская горизонтальная плоскость). Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, топография и их деление по функциональным группам. Мимические мышцы, их роль в жевании. Строении слизистой оболочки полости рта. Окклюзии. Понятие. Окклюзионная плоскость и окклюзионные кривые. Виды окклюзии. Центральная окклюзия, ее определение. Характеристика центральной окклюзии для ортогнатического прикуса (признаки зубные, мышечные, суставные, черепной). По тем же признакам характеризуется передняя, боковые, дистальная окклюзии. Понятие об относительном функциональном (в устаревшей литературе – физиологическом) покое и высоте нижнего отдела лица. Виды прикуса, их классификации и морфо-функциональная характеристика.
7. Заключительное слово ассистента: Ассистент обобщает информацию об анатомо-физиологических особенностях строения челюстей, жевательной и мимчесеой мускулатуре, окклюзиях и видах прикусов.
8. Домашнее задание на 4занятие:
Строение и функция височно-нижнечелюстного сустава. Биомеханика жевательно-речевого аппарата. Аппараты, имитирующие движения нижней челюсти. Фазы жевательных движений. В тетради нарисовать строение височно-нижнечелюстного сустава. Нарисовать 5 фаз жевательных движений (мастикациограмму по И.С.Рубинову).
Занятие №4 (пропедевтика)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|