Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 15. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»

Кафедра русского языка

Контрольная работа

По дисциплине

«Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»

Вариант №4

Выполнила: студентка 1 курса ИДПО

Группа УП-144.

Абрамова А.С.

Проверила: Козак И.В.

Тверь 2015

Учебный год

Контрольная работа для студентов ИДПО

По дисциплине «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»

Вариант №4.

Задание 1. Дайте определение орфоэпии. Используя орфоэпический словарь (год издания – 1985 и позднее), расставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях.

ФенОмен, знАмение, избаловАть, красИвее, нефтепровОд, обеспЕчение, партЕр, тОрты, свЁкла, стАтуя, углубИть, рад новым тУфлям, позвонИт, некролОг, облегчИть, безУдержный, предвосхИтить, работа начата, украИнский язык, цемЕнт, включИт в программу, гОрдиев узел

 

Орфоэпия – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

 

 

Задание 2. Запишите слова, расставьте в них ударения. Учитывая особенности их значения, составьте с каждым словосочетание. Напишите, что такое омографы. В случае затруднений используйте орфоэпический словарь (год издания – 1985 и позднее).

Образец: замОк с секретом – зАмок на берегу моря

Бронированный, атлас, характерный, хлопок, языковой – языковый, орган, ирис, сложенный.

Омо́графы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении.

 

БронИрованный билет - бронирОванный автомобиль

Географический Атлас - сияющий атлАс

ХарактЕрный звук - харАктерный артист

Индийский хлОпок - громкий хлопОк

ЯзыковОй барьер - языкОвый рулет

Внутренний Орган – старый оргАн

Распустившийся Ирис – конфеты ирИс

Хорошо сложЁнный человек – слОженный вдвое листок

 

Задание 3. Нормативным является произношение слов

1. жи[ с”] 2. аф”[о]ра 3. тра[м]вай 4. ас[в]альт 5. т”[э]рмин 6. я[в]ства

Задание 4. В каком столбике все слова допускают двоякое ударение?

А) ворота Б) звонит В) творог

Грушевый исчерпать тефтели

Жалюзи свекла ржаветь

Досуг хозяева верны

 

 

Правильный ответ В.

 

 

Задание 5. Дайте определение синонимов. Синонимами выражения общеизвестная истина являются слова

1. тривиальность 2. банальность 3. трюизм 4. эвфемизм 5.афоризм

Синонимы - слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

 

Ответ: тюризм

Задание 6. Дайте определение антонимов. Установите соответствие между словами и их антонимами.

1. грошовый А. водянистый

2. лаконичный Б. диссонанс

3. полигамия В. единобрачие

4. гармония Г. ценный

Д. многословный

 

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Г

Д

В

Б

Задание 7. Дайте определение паронимов. Раскройте скобки и запишите верный вариант словосочетания.

(Рыбный - рыбий) кость, суп

(достигать - настигать) берега, соглашения, беглеца

(целый - цельный) впечатление, яблоко

Паронимы -это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

 

Рыбья кость, рыбный суп

Достигнуть берега, достигнуть соглашения, настигнуть беглеца

Целое яблоко, цельное впечатление

Задание 8. К каждому сочетанию подберите синоним, выраженный фразеологизмом. С полученными фразеологизмами составьте предложения, запишите их.

1. Вставать рано

2. Не надо преувеличивать

3. Изучить основательно

4. Восхвалять

Фразеологиизм — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы.

 

  1. Я сегодня встал ни свет ни заря.
  2. Начальник сказал: «Не надо делать из мухи слона».
  3. Вопросы по экзамену нужно было знать на зубок.
  4. За доброту начальнику начали петь дифирамбы.

 

 

Задание 9. Установите соответствие между фразеологизмом и его источником.

1. профессиональная терминология А. кричать во всю ивановскую

2. исторические события Б. мертвые души

3. иноязычные выражения В. снимать стружку

Г. синий чулок

Задание 10.Что такое паронимы? Объясните лексическое значение паронимов и составьте с ними словосочетания.

Адресат – адресант, сытый-сытный, быт –бытие, нестерпимый – нетерпимый, надеть –одеть

 

Паронимы - это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

 

Адресат-получатель. Адресант-отправитель. Сытый- удовлетворенный, насытившийся, объевшийся. Сытный - хорошо насыщающий, калорийный. Быт- уклад, обиход. Бытие-существование. Нестерпимый- невыносимый, непереносимый. Нетерпимый- такой, которого нельзя терпеть. Надеть-укрепить что-либо на чем-либо. Одеть- снабдить, облачить в одежду.

 

 

Задание 11. Дайте определение понятий «плеоназм» и «тавтология». Отметьте, в каких слцчаях нарушена лексическая сочетаемость.

  1. Будущая перспектива уехать на село радовала не всех выпускников сельхозтехникума.
  2. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности студентов, их инициативы и качественного проведения репетиций, проводимых каждой командой.
  3. У всех было очень прекрасное настроение.
  4. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

Плеоназм - оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.

 

Тавтология-повторение одних и тех же близких по значению слов без уточнения или изменения смысла.

Ответ 3)

Задание 12. Раскройте скобки, поставив определение в нужной форме.

Просторное Фойе, широкое амплуа, вновь назначенный атташе, визави мой –моя-мое, огромный Чикаго, детский шампунь, кровоточащая мозоль, прозрачная вуаль, австралийский кенгуру, копченая иваси, соленый сулугуни, ценная бандероль, старый заборишко, новая пастель, огромный домина.

Задание 13. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. При наличии вариантов указывайте обе формы.

Авторы, бухгалтеры, бухгалтера, вексели, векселя, возы, годы, года, директора, доктора, инспекторы, катера, кители, кителя, корпусы, корпуса, купола, отпуска, паспорта, инженеры.

Задание 14. В каком ряду есть нелитературная форма родительного падежа множественного числа существительных?

  1. трое гусаров, пригоршней, оглобель, грузин
  2. саженей, рентген, сплетней, плеч
  3. носков, коленей, помидоров, басен
  4. кеглей, свечей, румын, (эскадро) гусар

Ответ: 2

Задание 15. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Бананов, мандарин, мандаринов, килограмм, килограммов, комментариев, саперов, ущелий, полотенец, мест, дел, носков, кушаний, сумерек, сумерок, армян, башкир, казахов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...