Исторические типы научной рациональности
Научная рациональность это все то, что освоено и обосновано научным разумом. Научные революции сопровождаются сменой типов научной рациональности. Тип научной рациональности – это состояние научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины. На разных этапах развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рациональности. В философии науки выделяют три таких типа: классический, неклассический, постнеклассический.. Критерии отличия одной рациональности от другой Особенности системной организации объектов, которые освоены наукой. (Простые системы, сложные саморегулирующие системы, сложные саморазвивающие). Для понимания типа системы характерна своя категориальная и смысловая матрица таких понятий, как целая часть, вещь, процесс, причинность, пространство и время. Классический тип рациональности( (XVII-XIX вв.) в качестве главного компонента указанного выше отношения выделяет объект. Поэтому основные усилия ученого направлены здесь на то, чтобы как можно полнее исключить из теоретического описания и объяснения объекта все, что относится к субъекту и средствам познания. Это считается необходимым условием получения истинного знания об объекте. При таком типе научной рациональности не учитывается активность субъекта и влияние познавательных средств на процесс познания, не осознается социокультурная обусловленность всех оснований науки. Классическая рациональность – объектами этого типа являются простые системы. Для освоения и познания, которых достаточно полагать, что сумма свойств частей исчерпывающе объясняет свойства целого. Часть в целом и за его границами имеет одни и те же свойства. В таких типах систем первичное вещь, а процесс интепритируется, как воздействие одной вещи на другую. Все части между собой связаны жесткой причинно следственной связью (Лапласовский детерминизм). Все воздействия в таких системах происходят в абсолютном пространстве и времени. Основой таких представлений выступила механическая картина мира.
Основные принципы мех.карт.мира: 1) Принцип неделимости и сохранения материи 2) Принцип дальнодействия 3) Принцип Лапласовского детерминизма Р. Декарт - уверенность человека в своей способности к познанию. Все разумное действительно. Отождествив сознание и бытие, Декарт обращает сознание на самого себя, сделав предметом анализа идеи "Я". Начиная с Декарта (с "cogito ergo sum"), человек остался без мира. Декарт декларирует теоретическое первенство сознания, отдает приоритет мышлению как единственному в универсуме. Неклассический тип рациональности, ( XX век, его первая половина) в отличие от классического, характеризуется уже осознанием влияния познавательных средств на объект. Ее объектами являются сложные саморегулирующие системы, которые дифференцируются на подсистемы, взаимодействие элементов которых происходит на основе вероятностной причинности. Такие системы подчинены обратным связям. В таких системах главным оказывается целое. Его системное качество полностью определяет свойство частей. Поэтому часть в целом и за его границами имеет разные свойства. Само целое имеет процессуальный характер. Поэтому такие системы взаимодействуют с внешней средой и имеют свойства саморегуляции. В таких системах Лапласовский детерминизм ограничивается и дополняется идеей целевой и вероятностной причинности. Другими словами на уровне целого действует программа самопроизводства, а на уровне элементов действует вероятностная причинность.
В неклассической происходит отказ от линейного онтологизма и приходит к пониманию относительности научных теорий и научных картин мира. Неклассическая рациональность связана со следующими открытиями в естествознании: в физике – открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории, в космологии – концепция нестационарной Вселенной, в химии – квантовой химии, в биологии – становление генетики. Все эти открытия составили основу новой глобальной научной революции, которая привела к переходу на следующий уровень и исторический этап развития науки (неклассическое естествознание) и изменению стиля мышления ученых в первой четверти ХХ века. Постнеклассический тип рациональности характеризуется осознанием того, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих мировоззренческих установок, напрямую связанных с социальными ценностями и целями. В таком типе рациональности эти ценности и цели признаются компонентами (явными или неявными) научного знания об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат как философии науки, так и самой науки. Это связано во-многом с тем, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий. Строящаяся здесь картина мира основывается на идеях целостного эволюционного развития природы и исторического развития человека. Все специальные картины мира, которые формируются в различных науках, уже не могут претендовать на адекватность и становятся лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира. Важнейшими характеристиками постнеклассического типа рациональности являются: 1) укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального и всестороннего взгляда на мир; 2) укрепление и все более широкое применение принципа коэволюции, т.е. взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого; 3) изменение характера объекта исследования и усиление роли комплексных подходов в его познании;
4) рост влияния философской методологии во всех науках; 5) методологический плюрализм, т.е. осознание ограниченности любой методологии и возможности их комплексного применения; 6) постепенное ослабление требований к жесткости нормативов логико-понятийного обоснования и усиление влияния внерациональных компонентов, но не за счет принижения и тем более игнорирования определяющей роли разума; 7) преодоление разрыва между субъектом и объектом научного познания; 8) историзация и диалектизация науки, т.е. все более широкое и углублённое применение диалектических принципов развития; 9) усиление математизации научных теорий и увеличение уровня их сложности и абстрактности; 10) стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов; 11) распространение синергетического подхода с его пониманием мира как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, а потому неопределенностного в своем развитии. Следует подчеркнуть, что смена типов научной рациональности всегда есть процесс углубления рефлексивной работы познающего мир субъекта. Это обусловлено как внутринаучными причинами (накоплением факторов, не находящих объяснения в рамках существующей научной парадигмы; открытием новых типов объектов, связанным с совершенствованием приборов и приемов наблюдения; появлением новых математических методов и др.), так и причинами вненаучными (мировоззренческими ориентирами и установками в той или иной культуре). Каждый новый тип научной рациональности «вписан» в соответствующую ему научную парадигму, но при этом новый тип не уничтожает прежний, а лишь уточняет границы его применимости. Поэтому, говоря о том, что нынешняя эпоха – это эпоха постнеклассической науки, нельзя «списывать в утиль» прежние типы рациональности. Их методологические приемы, нормы и идеалы по-прежнему востребованы при изучении объектов меньшей сложности, где постнеклассический тип рациональности зачастую оказывается избыточным. Прогнозируя ближайшее будущее науки, можно сказать, что статус доминирующего и определяющего в ней принадлежит постнеклассическому типу рациональности. В эпоху техногенной и, особенно информационной цивилизации определение стратегии научного поиска с необходимостью должно включать гуманистические ориентиры, т. е. вопросы, связанные с человеком и его жизнью на планете Земля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|