Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межмуниципальное сотрудничество




Органы местного самоуправления. Система, структура и основные организационные формы осуществления местного самоуправления: представительные органы местного самоуправления; главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, местная администрация.

Местное самоуправление в России — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России[1]. Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов[2].

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

Реформа 2006

Муниципальная реформа в России (2006)

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако, по признанию Дмитрия Медведева реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: «Муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство». [4]

С 2006 года введена следующая классификация муниципальных образований:

На территории субъектов РФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область) — всего 83 располагаются:

§ Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района

§ Муниципальный район — соответствует прежнему району

§ Городское поселение или Сельское поселение — входит в муниципальный район

§ города, поселки, деревни, сёла,

§ межселенные территории

В городах федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург) (всего 2)

§ Внутригородские территории городов федерального значения (в Москве территория 125 внутригородских муниципальных образований совпадает с территорией районов города Москва), в Санкт-Петербурге — муниципальные округа, города и посёлки).

Правовые основы

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

§ Европейская хартия местного самоуправления,

§ Конституция Российской Федерации,

§ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

§ федеральные конституционные законы,

§ Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

§ конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

§ уставы муниципальных образований,

§ решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

§ иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы осуществления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

§ местный референдум

§ муниципальные выборы

§ голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

§ голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

§ сход граждан

§ другие формы

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

§ правотворческая инициатива граждан

§ территориальное общественное самоуправление

§ публичные слушания

§ собрание граждан

§ конференция граждан (собрание делегатов)

§ опрос граждан

§ обращения граждан в органы местного самоуправления

§ наказы избирателей

§ другие формы

Территориальные основы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

§ муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений

§ сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов

§ городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

§ городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района

§ внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

§ представительный орган муниципального образования

§ глава муниципального образования

§ местная администрация

§ контрольный орган муниципального образования

§ иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

§ представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

§ представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию

§ представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономические основы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Межмуниципальное сотрудничество

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

Предмет и метод уголовного права. Понятие и признаки преступления. Виды преступных деяний по российскому уголовному закону. Состав преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления. Уголовная ответственность – особый вид юридической ответственности, т.к. наступает только по приговору суда за преступления. Основной источник – Уголовный кодекс РФ от 1 января 1997 года. Он является федеральным законом, действующим на всей территории страны, основывается на Конституции РФ и на нормах международного права. УК составляет 255 статей.

Статья 14 УК определяет преступление, как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Основанием для наступления уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления:

1) Субъект преступления

2) Субъективная сторона (психическое отношение лица к содеянному. Преступным является только виновное деяние в форме умысла или неосторожности, совершенное по легкомыслию или небрежности)

3) Объект преступления

4) Объективная сторона (само деяние и наступившие в результате него последствия. К лицу, признанному виновным в совершении преступления применяется наказание).

 

Виды наказаний:

1) Штраф

2) Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью

3) Исправительные работы

4) Конфискация имущества

5) Ограничение свободы

6) Лишение свободы на определенный срок

7) Арест (1 – 6 месяцев)

8) Пожизненное лишение свободы

9) Смертная казнь.

 

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.

Предмет науки уголовного права – основание и принципы уголовной ответственности, преступление и наказание. В конкретизированном выражении этот предмет составляет весьма широкий научно систематизированный круг вопросов, соответствующий в целом системе уголовного законодательства. Основными из вопросов, образующих в совокупности предмет науки уголовного права, являются такие, как уголовный закон; принципы уголовного права; общие положения об уголовной ответственности; преступление; состав преступления; наказание, его назначение и освобождение от него; правоотношения между государством и лицом, совершившим преступление; отдельные составы преступлений; квалификация преступлений. Центральная проблема данной отрасли науки – учение о составе преступления.

Предмет науки уголовного права базируется на уголовном законодательстве, правотворческой и правоприменительной – судебной и следственной – практике, прошлых и современных отечественных и зарубежных теоретических концепциях по уголовному праву, а также на положениях философии, общей теории права, социологии. Важно обратить внимание на то, что наука уголовного права не только базируется на правотворческой и правоприменительной практике, но и воздействует на нее, то есть, существует неразрывная связь науки и практики.

Метод уголовного права – это совокупность способов и приемов исследования явлений и процессов, составляющих предмет данной отрасли науки. Метод органически связан с предметом, поскольку представляет собой совокупность таких способов и приемов, которые являются ключом к познанию именно данного предмета. Метод имеет два источника: философию и теорию уголовного права.

Методы исследования, составляющие в совокупности метод уголовного права, классифицируются на три группы: 1) всеобщий метод познания (диалектический и исторический материализм); 2) общие методы научного познания, или общенаучные методы (восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении, исторический и логический, индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии и т.д.); 3) частные методы познания в области данной науки, или частно-научные методы (логично-формальный, сравнительного правоведения, конкретно-социологического исследования и т.д.).

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).

В России

В России все принимавшиеся уголовные кодексы и уложения содержали норму о преступлении, однако материальный характер определение преступления окончательно приобрело лишь в законодательных актах советского периода. Действующий УК РФ в ст. 14 даёт следующее определение: «преступление — это виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания».

Не является преступлением деяние, формально содержащие признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 Уголовного Кодекса РФ).

Российское уголовное законодательство (ст. 15 УК РФ) делит преступления на четыре категории по характеру и степени общественной опасности, определяемыми через форму вины и размер наказания:

§ Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.

§ Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы.

§ Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

§ Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние как преступление[1]. Признаки состава преступления закрепляются в нормах общей и особенной части уголовного права. Их можно условно разделить на четыре подсистемы: признаки объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны преступления[2].

Наличие в деянии всех признаков некоего состава преступления является основанием для признания его преступным и привлечения совершившего его лица к уголовной ответственности; отсутствие хотя бы одного из них означает, что отсутствует и состав преступления в целом, а деяние при этом признаётся непреступным[2].

Составы преступлений классифицируются по различным критериям.

По характеру и степени общественной опасности выделяют:

§ основной

§ квалифицированный

§ привилегированный составы преступлений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...