Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Количественный анализ.

Московский педагогический государственный университет

Институт детства

Кафедра Логопедии

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Психолингвистка»

на тему:

«Ассоциативный эксперимент по исследованию словаря ребёнка»

 

Выполнила: слушатель 1 курса

Заочной формы обучения

Направления: Логопедия

(доплого 14)

Вихарева Мария Александровна

 

 

Проверила: доцент, к.п.н.

Воробьева Валентина Константиновна

 

Москва

Год

Ассоциативный эксперимент по исследованию словаря ребёнка,

Дианы Щ., 8 лет.

Цели эксперимента:

1. Выявление преимущественного вида связей накопленного словаря (синтагматические или парадигматические связи).

2. Выявление правил, которыми руководствуется ребёнок при отборе слов из долговременного хранилища.

3. Выявление структуры семантического поля словаря ребёнка.

4. Выявление частотной части речи, свойственной данному ребёнку.

5. Подбор упражнений, направленных на эффективное развитие словаря ребёнка.

 


Протокол ассоциативного эксперимента по исследованию словаря

Дианы Щ., 8 лет.

    №   Слова стимулы   слова реакции   Вид верб. связи   Тип П.Связи Особенности речевого поведения ребенка
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 26. 27. 28. 30. Король Бежать Пять Чужой Добрый Сестра Далеко Слушать Собака Сказка Высоко Яркий Читать День Решать Дуб Счастливый Друг Тянуть Старший Копать Книга Синий Туча Золотой Помогать Главный Спасать Старинный Командовать Корова Кричать Печать Мокрый Злой Брат Не далеко Говорить Кошка Рассказ Далеко Светлый Писать Ночь Задачи Дерево Недовольный Не друг Тащить Младший Лезть Пропись Лошадь Громкая Не золотой Не помогать Не главный Не спасать Древний Не командовать П П П П П П П П П П П П П П С П П П П П П П С С П П П П П П Морф. = =   Морф. =     Морф Морф. Морф. Морф. = Морф. Задание восприняла с интересом. Инструкцию восприняла с первого раза, но задала уточняющий вопрос: «А какие слова должны быть?» Реакция при ответах быстрая, на словах не застревала.   Произнесла как словосочетания.

 

I. Количественный анализ.

1. Дано слов Получено слов

30 30

Вывод: Операция отбора слов из долговременного хранилища у ребёнка сформирована. Отвечала быстро, без задержек, с интересом.

 

2. Количество Количество

синтагматических парадигматических

вербальных связей вербальных связей

3 27

Вывод: У ребёнка преобладают парадигматический тип вербальной связи, что соответствует возрасту (по А.Р.Лурия). Из трех синтагматических связей: две имеют атрибутивный характер и одна предикативный.

 

 

II. Количественный анализ.

 

1. Правила поиска слов.

 

Вид правила выбора Всего
1.   2. 3. Смысловое правило = Ситуативное правило (С+Псит) Прочие (морф.+ ) 14 (18)

 

 

2. Структура семантического поля словаря (ССПС).

Масштаб 1пара=0,5 клетки

 

Вывод: Семантическое поле словаря свидетельствует о том, что ребёнок накапливает и структурирует свой словарь в основном опираясь на смысловые правила, т.е. преобладают парадигматические связи.

Ядро словаря (пары с тождественными значениями) составляет 13% от общего объема данного словника, что хорошо для данного возраста.

Ядро+Iконцентр (самые ценные связи) вместе составляют 60%.

В тоже время, качество связей требует развития, т.к. 30% - это случайные связи (морф.+ ). Ребенок испытывал трудности при подборе слов в конце исследования.

Морфемные связи – использование глаголов с частицей «не» появилось под конец исследования, что можно объяснить:

а) усталостью ребёнка. Исследование проводилось в вечернее время.

б) по школьной программе изучают частицу «не». После исследования, мы вместе делали домашнее задание (учили стихотворение наизусть) и в нем частица «не» с глаголами присутствовала по два раза в каждой строчке.

 

3. Грамматический анализ.

части речи дано Получено
Существительные Глагол Прилагательные Наречия Числительные    

Вывод: Наиболее частотной частью речи у ребёнка является существительное, что свойственно для человека с парадигматическим видом вербальной связи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...