Звукопроводящие сегменты тела человека
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Звук (пауза) распространяется по телу человека с непостоянной скоростью. Одни участки тела он преодолевает быстро, другие медленно. Суставы звук преодолевает медленно, межсуставные промежутки - быстро. Совокупность участка медленного проведения звука и участка быстрого проведения звука, расположенных рядом, представляет собой структурно-функциональную единицу, обозначаемую как звукопроводящий сегмент тела (рис. 27). Тело человека разделено на двадцать восемь звукопроводящих сегментов. Отсчет сегментов ведут от гортани, в которой происходит звукоизвлечение. Первый сегмент тела расположен между гортанью и яремной вырезкой (впадиной) над грудиной (нижнешейный сегмент). Второй сегмент включает в себя пространство туловища, ограниченное ключицей спереди и остью лопатки сзади, а также головкой плечевой кости снизу. Трансовый голос 97 Третий сегмент простирается от ключицы до уровня сосков. Четвертый сегмент - от уровня сосков до солнечного сплетения. Пятый сегмент - от уровня солнечного сплетения до пупочной области. Шестой сегмент - от уровня пупочной ямки до лобковой кости (точнее, до лонного сочленения и крестцово-копчикового сочленения). Этот сегмент завершает туловищную часть первого пакета сегментов звукопроведения. Седьмой сегмент - от лонного сочленения до тазобедренного сустава. Сегмент соединяет туловищную и ножную части пакета в единый звукопроводящий комплекс. Прохождение звука через седьмой сегмент иногда бывает затруднено из-за неправильного положения шеи или ног. Звукопроведение через седьмой сегмент можно облегчить двумя способами. В первом случае слегка вытягивают шею вверх. В это время происходит легкий вдох, дополнительный забор воздуха, и голос снова обретает способность двигаться по телу. При втором способе преодоления седьмого сегмента необходимо равномерно распределить вес тела между обеими ногами и слегка согнуть ноги в коленях. Опора с преимуществом на правую или левую ногу блокирует проведение звука через лонное сочленение и тазобедренные суставы.
Восьмой сегмент - от тазобедренного сустава до середины бедра. Девятый сегмент - от середины бедра до коленного сустава. Десятый сегмент - от коленного сустава примерно до середины голени. Одиннадцатый сегмент - от середины голени до голеностопного сустава. Двенадцатый сегмент - от голеностопного сустава до нижней поверхности стопы - пятка и плюсна (исключая свод стопы и пальцы ног). Но звук держится на стопе и не переходит в землю или окружающее пространство. Тринадцатый сегмент - от гортани до сочленения первого шейного позвонка с основанием черепа. Четырнадцатый сегмент - от основания черепа до скуловой дуги (кости). Пятнадцатый сегмент - от скуловой дуги (кости) до крыши черепа. Шестнадцатый сегмент - от крыши черепа до височно-ниж-нечелюстного сустава. 98 Глава 5 Семнадцатый сегмент - нижняя челюсть - свод стопы - головка плечевой кости. Восемнадцатый сегмент - головка плечевой кости - приблизительно середина плеча. Девятнадцатый сегмент - от середины плеча до локтевого сустава. Двадцатый сегмент - от локтевого сустава до верхней трети предплечья. Двадцать первый сегмент - от верхней трети предплечья до нижней трети предплечья. Двадцать второй сегмент - от нижней трети предплечья до лучезапястного сустава. Двадцать третий сегмент - от лучезапястного сустава до центра ладони. Двадцать четвертый сегмент - от центра ладони до пястно-фаланговых суставов. Двадцать пятый сегмент - фаланги пальцев рук и ног.
Двадцать шестой сегмент - кончики пальцев рук и ног. Двадцать седьмой сегмент - копчик и кончик носа. Двадцать восьмой сегмент - зрачки глаз. После заполнения звуком тела в звукопроведение вовлекается пространство ауры человека в радиусе 1,5-5,0 метров от поверхности тела. Звукопроводящие сегменты объединены в стандартные пакеты: шейный, ручной, головной, туловищный и ножной. Каждый пакет сегментов звук преодолевает на одном дыхании (выдохе). Проведение звука по следующему пакету звукопроводящих сегментов тела требует физиологической голосовой паузы для добора воздуха. Во время вдоха проведение звука по телу не происходит. Звуковые трансовые маршруты Издаваемый гортанью звук может пойти по одному из нескольких направлений в теле человека: вверх к голове, вниз в туловище и ноги или в руки - или же распространяться по всем направлениям одновременно. Направление звука зависит от особенностей позы индуктора транса автоматического рисования. Общим для всех трансогенных поз является расслабленность мышц тела, положение ног и способ распространения нагрузки на них. Трансовый голос 99 Расслабленность мышц тела обеспечивает благоприятные условия для проведения звука. Напряжения в мышцах препятствуют звукопроведению, от них желательно избавиться. Расстояние между стопами должно быть таким, чтобы обеспечить беспрепятственное распространение звука по телу. Лучше всего звук распространяется, когда это расстояние примерно равно длине голени. Это немного больше, чем ширина плеч.
Вторая особенность позы звукоизвлечения - нагрузка на ноги должна распространяться равномерно. Следует избегать опоры на одну ногу. Третья особенность - ноги в коленях слегка согнуты. В равнонагруженной позе глаза автоматически оказываются в горизонтальной позиции и голос имеет естественные бархатистые тона. Естественный мягкий голос буквально «льется» и легко воспринимается слушателем. Бархатистый голос обладает значительной трансовой силой. Прямые и напряженные ноги превращают бархатистый естественный голос в неприятный скрежещущий или лающий, что вызывает в слушателе непроизвольное чувство протеста вместо транса автоматического рисования.
Рассмотрим наиболее часто применяемые позы трансогенно-го звукоизвлечения (рис. 28). Позиции ног в трансогенных позах практически неизменны. Вариабельная часть позы - позиции рук. Изменяя позицию рук, мы можем изменить направление, по которому звук распространяется по телу, а также немного варьировать высотой и тембром голоса. При опущенных вдоль туловища руках звук от гортани распространяется по шее вниз к грудной клетке и животу, затем переходит в ноги до пяток и предплюсны. После достижения стоп звук вторым этапом распространяется от гортани к крыше черепа и затем к нижней челюсти. Третий этап - распространение звука по рукам до кистей. Четвертый этап - распространение звука по пальцам рук и ног, копчику, кончику носа и через глазные магистрали. Пятым этапом является проведение звука по пространству ауры вокруг тела. Вторая поза звукоизвлечения предназначена для пропускания звука первоначально через руки и голову, а затем уже через туловище и ноги. Слегка согнутые в локтях и кистях руки расположены перед туловищем таким образом, что кисти находятся на уровне солнечного сплетения. Третья поза звукоизвлечения предназначена для первоначального проведения звука в голову, а уже затем через руки, туловище и ноги. Приподнимите руки выше плеч, и голос изменит свой маршрут движения по телу. Описанные позы звукоизвлечения просты и помогают приспособиться к любым условиям проведения сеанса автоматического рисования. Трансовый такт и его внешние проявления Проведение звука по сегменту тела в психологическом отношении составляет особенную единицу трансового состояния, обозначенную как трансовый такт или трансовая ступенька. Трансовый такт включает в себя совокупность физических, физиологических и психических явлений, которые происходят при распространении звука, голоса, внутреннего голоса или паузы в одном звукопроводящем сегменте тела человека. Для простоты терминологии обозначим и звук, пришедший к нам извне, и звук нашего голоса, и внутренний голос, и паузу между словами или фразами просто звуком.
Трансовый голос 101 Состояние транса автоматического рисования возникает при прохождении звука или паузы по телу человека. Преодоление одного сегмента тела звуком или паузой означает погружение человека в транс на одну ступеньку. Чем больше произошло трансовых тактов, тем больше трансовых ступенек пройдено и тем глубже транс автоматического рисования. Рождение звука в обыденном состоянии сознания сопровождается колебанием или движениями тела, которые передаются на движения глаз при проведении звука по телу. Современные люди приучены гасить колебания тела и глаз, но у детей эти колебания отчетливо видны. Погашенные колебания тела во время звукоизв-лечения вызывают напряжения мышц и психики, к которым большинство из нас привыкло, и мы считаем состояние погашенных колебаний нормой. На самом деле это ошибочное мнение. Погашенные колебания тела и глаз во время и после звукоизвлечения порождают фоновое, ничем не спровоцированное психическое и физическое напряжение. Фоновое напряжение проявляется в виде тревожности, мнительности или немотивированной агрессивности. Проведение звука по сегменту сопровождается колебанием глазных яблок и подрагиванием верхнего века (движением ресниц). При переходе звука с сегмента на сегмент заметны колебания пройденного звуком (освобожденного) сегмента тела. Трансо-вый такт укладывается в промежуток времени между двумя сериями затухающих колебаний тела.
Колебания глаз происходят в две фазы. Первая фаза - относительно медленные и высокоамплитудные колебания глаз, легко заметные и осознаваемые. Вторая фаза - быстрые и мелкие коле- бания глаз, которые легко обнаруживает опытный в трансовых техниках наблюдатель. Малоопытный наблюдатель не обращает на них внимания. Первая фаза колебаний глаз соответствует началу движения звука по медленнопроводящему участку тела. До тех пор, пока звук преодолевает медленнопроводящий участок тела, глаза совершают высокоамплитудные колебания. Вторая фаза колебаний начинается с момента преодоления звуком медленнопроводящего участка и во время движения звука по быстропроводящему участку (рис. 29). Окончание трансового такта знаменуется особыми феноменами: «опустошением головы», расслаблением мускулатуры на том участке тела, где происходило проведение звука, и ритмическим покачиванием этого участка. Как только возникает покачивание на данном участке тела, звук начинает проходить по следующему участку маршрута в медленнопроводящей его части.
Трансовый такт достаточно индивидуален и зависит от высоты голоса, типа произносимых звуков, размеров человеческого тела, его состояния и многих других причин. В то же время он постоянно выявляется и, несмотря на индивидуальность, может служить объективным критерием изменения состояния человека. В норме любой звук первоначально возникает как прообраз в каком-либо участке тела, затем он проецируется в область гортани, где происходит звукоизвлечение, и от гортани начинает распространяться по стандартному маршруту. Прообраз звука зарождается при дыхании, задержанном на выдохе, затем следует проекция звука в гортань (или уши) при кратковременной паузе в дыхании и внутреннем безмолвии. Потом появляется внутренний звук, который сопровождается низкоамплитудными движениями глаз и туловища, и, наконец, в гортани звук извлекается в сопровождении высокоамплитудных колебаний тела и глаз. Затем звук от гортани последовательно проводится во все участки тела посегментно. Речевые трансы На практике гипнотерапевт редко использует простые звуки для вызывания трансовых откликов. Одним из основных приемов является произнесение гипнотических формул или диалог с паци- Трансовый голос 103 ентом. Проведение по телу фраз или словосочетаний похоже на проведение простых звуков, однако имеет свои особенности. Первая особенность проведения речи по телу состоит в том, что сегменты тела, проводящие речь, гораздо больше, чем сегменты для проведения простых звуков. Речепроводящие сегменты тела заключены между крупными суставами. Вторая особенность заключается в том, что проведению подлежат не просто слова, а группы слов, формирующие грамматические и синтаксические конструкции. Грамматические, синтаксические конструкции и паузы между ними образуют функциональную речевую и трансовую целостность. Третья особенность: пауза - это всегда задержка дыхания или вдох, тогда как словесные конструкции произносятся на выдохе. Для того чтобы речь проводилась по телу, необходимо совершить маленький вдох и «взять паузу». Первая пауза необходима для того, чтобы речь «вставилась» в звукопроводящий сегмент тела. В каждом крупном сегменте есть особый участок, или вход (тамбур), в который «входит» речь, и с него все начинается. Если перед речью не «взять паузу» на вдохе, то она не будет проводиться по телу, а станет беспаузной, малопонятной скороговоркой на повышенных или шипящих тонах.
С произнесения первого слова начинается движение речи по быстропроводящему участку сегмента (рис. 30). Группа слов, обо- значающая подлежащее, преодолевает быстрый участок проведения сегмента, затем следует остановка и естественная пауза (скважина). Во время паузы дыхание замирает. В этот момент речь должна «войти» в медленнопроводящий участок тела. Для «входа» необходим маленький вдох. Вдох «входа» в медленнопроводящий участок речи бывает настолько легким, что его не замечают, но он всегда есть. После вдоха «входа» на выдохе обычно произносят группу слов сказуемого. Именно группа слов сказуемого или слов, эквивалентных сказуемому, преодолевает блок крупных суставов, обеспечивая проведение речи по телу. Преодоление медленного участка проведения речи (блок -крупные суставы) возможно с помощью двух приемов - произнесения слов группы сказуемого или умолчания. Умолчание - это прием опускания (не произнесения) группы слов сказуемого или любой другой группы слов. Технически это осуществляется следующим образом. После вдоха «входа» в медленнопроводящий сегмент необходимо выполнить дополнительный небольшой вдох. После дополнительного вдоха развивается пауза умолчания, которая преодолевает медленнопроводящий участок тела. Дополнительные члены предложения проводятся через сле РЕЧЕВАЯ ТРАНСОВАЯ ЛЕСТНИЦА Звуки речи, издаваемые гортанью, преодолевают шесть главных препятствий при движении вниз: грудную клетку, тазовые кости и тазобедренные суставы, коленные суставы, голеностопные суставы, кости стопы и границу между подошвой стопы и землей или полом. Движение звука вверх к голове начинается не с момента его произнесения, а только после того, как звук прошел через ноги в землю. Несмотря на то, что путь от гортани к голове очень коро- Трансовый голос 105 ток, звук или пауза идут вверх только после прохождения через стопы в землю. Звуковая волна поднимается вверх к голове, преодолевая препятствия в суставе между первым позвонком и основанием черепа и затем сочленения костей, формирующих череп. Трансовые состояния развиваются по мере проведения по телу словосочетания, или фразы, или паузы между двумя словосочетаниями или фразами. По ходу прохождения суставного препятствия преодолевается ступенька транса. Всего существует восемь препятствий для прохождения звуковой речи и, соответственно, восемь ступенек или глубин речевого транса. Между восемью препятствиями для звука заключено семь речевых (трансовых) тактов. Речевой трансовый такт - более сложный феномен, чем звуковой трансовый такт. Во время звукового трансового такта происходит движение простого звука, например «о-о-о» по единичному сегменту. Речевой такт - это преодоление большого участка тела не просто звуком, а звукосмысловой конструкцией, состоящей из слов. В звукосмысловой конструкции или во фразе должно быть заключено действие и слово, его обозначающее (сказуемое). Без сказуемого или его аналогов звукосмысловая конструкция не движется по телу. ПРОХОЖДЕНИЕ РЕЧИ ПО ТРАНСОВОЙ ЛЕСТНИЦЕ Прохождение трансовой ступеньки сопровождается покачиванием тела. По мере движения звуковой волны по телу и преодоления препятствия колебания обретают большую амплитуду. На каждом препятствии меняется характер покачиваний - например, раскачивания вправо-влево после прохождения препятствия могут смениться на покачивания вперед-назад, а те, в свою очередь, на круговые или торсионные движения туловища. Чем больше ступенек пройдено, тем сильнее раскачивание тела. Наблюдая за пациентом, можно точно определить глубину транса. Перечислим крупные ступеньки трансовой лестницы. Первая ступенька соответствует преодолению костей грудной клетки. Колебания грудной клетки обычно незаметны для глаза, но их можно зафиксировать, приложив в ней руку. Вторая ступенька соответствует преодолению костей таза и тазобедренного сустава и характеризуется мелкими, почти незаметными покачиваниями тела. 106 Глава 5 Третья ступенька транса соответствует преодолению коленных суставов и вовлечению в движение бедер, что сопровождается усилением покачиваний тела. Четвертая ступенька соответствует преодолению голеностопных суставов и вовлечению в колебания голеней. Колебания туловища хорошо видны, заметно вовлечение в колебания голеней. Пятая ступенька соответствует преодолению звуком костей стопы: стопы начинают качаться, и человек становится неустойчивым. Колебания тела увеличивают амплитуду. Шестая ступенька транса характеризуется прохождением звукового барьера между подошвой стоп и землей. Подошвы прилипают к земле, и колебания тела становятся заметно слабее. На шестой ступеньке транса больного трудно оторвать от пола, он «прилипает» к нему. Седьмая ступенька транса наступает после преодоления ба-; рьера из семи шейных позвонков и сустава между первым шейным позвонком и основанием черепа. В колебания вовлекается шея, и больной колеблется всем телом - от пяток до головы. Голова может совершать круговые движения. Восьмая ступенька транса наступает после прохождения голоса по всем костям головы. На этой ступеньке колебания тела резко ослабевают, голова откидывается назад, тело вытягивается в струнку. Пациент стоит вытянувшись и запрокинув голову назад. Он в глубоком трансе, но сознание не покидает его. Человек слышит, видит и даже оценивает все происходящее вокруг. Время на прохождение речи по всем ступенькам трансовой
ТРАНСОГЕННАЯ ПАУЗА Естественной единицей измерения длительности трансовой паузы является трансовый (речевой) такт. Какова должна быть пауза для достижения транса? Хороший трансовый отклик возникает уже при длительности паузы, равной длительности одно-го-двух речевых тактов. Паузы длительностью 3-4 речевых такта являются оптимальными для вызывания откликов автоматического письма и рисования. Паузы длительностью 5-7 трансовых тактов также вызывают трансы автоматического рисования и письма. Трансовый голос 107 Некоторые пациенты при больших трансовых паузах склонны переходить из трансов автоматического рисования в гипнотический сон без всякого участия тренера. Трудно однозначно ответить на вопрос, как поступать в таких случаях. Безусловно, когда один из пациентов погрузился в гипнотический сон, а остальная группа рисует, тренеру необходимо отвлечь внимание от заснувшего. Опыт показал, что заснувшему нужно создать благоприятные условия для сна и продолжать занятие с остальными участниками. Ничего страшного и необычного в таком повороте событий нет. Обычно гипнотический сон недолог и пациент просыпается самостоятельно. Как правило, он переживает во сне видения. После выхода из сна он выглядит удовлетворенным. По-видимому, гипнотический сон является одним из эквивалентов автоматического рисования или письма. Иными словами, тренер (терапевт) обязан внимательно отслеживать ход событий на сеансе и быть готовым к тому, что кто-то из участников погрузится в гипнотический сон вместо транса автоматического рисования. Запаситесь подушками! РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАУЗ ВО ФРАЗЕ Паузы (скважины) расчленяют фразу на трансогенные фрагменты: подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. Паузы бывают также соединительные (союзы «и», «или» -пауза после союза) и разъединительные (союзы «а», «но», «однако»). Соединительные паузы должны длиться не более одного-двух трансовых тактов. Разъединительные паузы всегда должны быть продолжительнее соединительных и могут достигать 3-5 трансовых тактов. Рассмотрим эффективную трансогенную фразу: «Ой, туманы, туманы, обнимите меня». Бесскважная фраза типа «Ой туманы туманы обнимите меня» не произведет никакого впечатления на пациента. Иное построение фразы - с паузами «входа» и между словами, разделяющими группы слов подлежащего и сказуемого, - обязательно приведет к трансовому отклику. Обозначив паузу точками, произнесем ее следующим образом: «...Ой туманы-туманы... обнимите... меня...» Как показал опыт, хороший трансогенный эффект достигается при произнесении фраз, состоящих из 2-7 слов, разделенных 2—4 паузами. Оптимальное число пауз — 2-3. Излишняя скваж- 108 Глава 5 ность речи с большим числом пауз приводит к эффекту ускользания пациента из транса, выходу в межтрансовое состояние и отвлечению. ПОСЛЕФРАЗОВАЯ ТИШИНА Длительность паузы в значительной степени определяет глубину погружения пациента в транс. Пауза влияет на глубину трансового отклика. Пациент чутко реагирует на паузу непроизвольными покачиваниями тела, движениями глаз и изменением глубины дыхания. Во время произнесения фразы терапевтом пациент замирает и останавливает дыхание. В начале фразы перед паузой он задерживает дыхание, концентрируя слуховое внимание, а в начале звучания слова он делает выдох чуть больше обычного. В состоянии углубленного выдоха пациент остается до наступления послефразовой тишины. Во время транса для поддержания хорошего контакта с пациентом следует говорить тихим голосом и короткими фразами. Тишина во время транса обладает рядом замечательных свойств. Когда терапевт замолкает и держит послефразовую паузу до выдоха, пациенты находятся на стадии вслушивания. Вслушивание в наступившую тишину является стадией углубления транса. Чем длиннее пауза, тем из большей глубины подсознания извлекается трансовый отклик. Однако трансовая пауза не может быть очень длинной. Максимальная ее длительность может составлять до семи трансовых тактов. Дальнейшее удлинение трансовой паузы приводит к феномену «выскальзывания» пациента из транса. БЕСПАУЗНАЯ РЕЧЬ Парадоксально, но непрерывная беспаузная или бесскважная речь также стимулирует развитие транса. Первое условие трансо-вости непрерывной беспаузной речи - ее длительность должна составлять не менее 10-12 речевых тактов. Второе условие - необходимо «вставить» речь в звукопроводящий сегмент с помощью «взятия паузы». Третье условие - прохождение блоков осуществляют с помощью повышения тембра голоса или замедления темпа произнесения отдельных слов. Трансовый голос 109 Выделение слов голосом или изменением темпа речи эквивалентно употреблению сказуемого в речи с паузами. Бесскважность речи подразумевает, что паузы-скважины отсутствуют внутри текста, но две паузы обрамляют его - до и после фразы. Бесскважное произнесение фраз достигается за счет использования ряда технических приемов. Первый прием - заполнение пауз между словами протяжными неопределенными гласными звуками, похожими на «о», «а», «э», «и», «у». Лингвисты определяют подобные звуки как «закрытые». Неопределенные звуки выполняют две функции: (1) голосового заполнителя промежутков между словами (смысл фразы несколько затеняется, но ее трансовая сила возрастает); (2) выделения голосом или интонацией смысловой или паузной нагрузки. Неопределенный звук - это пауза наоборот. И пауза, и неопределенный звук способствуют проведению речи по телу. Второй прием - произнесение фразы нараспев. Третий прием - произнесение длинных фраз без пауз, особым сдавленным голосом, как это делают рок-певцы. Кроме бесскважного произнесения фраз, силу трансовости речи можно увеличить и другими приемами, удлиняющими фразу. Первый прием - искусственное удлинение относительно коротких фраз за счет выделения как ударных, так и безударных гласных. Второй прием - произнесение согласных «л», «м», «н», «р», «ж», «с», «з», «ш» как коротких гласных. При использовании дополнительных приемов необходимо соблюдать меру и не злоупотреблять удлиненными звуками. Избыток удлиненных звуков в речи уменьшает ее трансовость, а также раздражает пациента. ИНТРИГА Интрига фразы или трансовой формулы - это особый компонент трансовости. Функция интриги состоит в том, чтобы построить трансовую перспективу и «впустить» подопечного в трансовое пространство. Трансовая перспектива фразы возникает при ее незавершенности, когда необходимо что-то домыслить или совершить выбор между примерно равноправными, но совершенно неприемлемыми завершениями фразы. Интрига необходима для усиления трансового внимания, которое отличается от интеллектуального внимания. В трансовом 110 Глава 5 внимании отсутствует определенность, скорее всего, оно напоминает вопрос при плохой слышимости: «Что вы сказали?» или «Что?». Трансовое внимание предшествует интеллектуальному. Интеллектуальное внимание всегда направлено на конкретную цель. В нем заключен вопрос: «Что это такое?». Интрига фразы способствует переводу пациента в межтрансовый переход. Она достигается несколькими способами. Первый наиболее простой - сжатие фразы или скороговорка. Это происходит за счет укорачивания гласных в словах и пауз между словами. В результате речь становится быстрой и малопонятной, пациенту необходимо вслушаться и слегка напрячься. Скороговорка - это простая и эффективная интрига. Силу скороговорки можно увеличить за счет следующего приема. Фразу разделяют на две части. Первую часть произносят скороговоркой, затем делают интригующую паузу - и вторую часть фразы произносят нараспев, постепенно повышая голос. Завершить фразу необходимо паузой на выдохе. Этот прием создает хорошую трансовую перспективу. Скороговорку иногда применяют перед завершением фразы. Это способствует перемещению из одного транса в межтрансовый переход и затем в следующий транс. Интригу создает и включение во фразу бессмысленного набора звуков или слов из неизвестного пациенту иностранного языка. Бессмыслица порождает недоумение и растерянность, которые помогают плавно переместить пациента в транс. Однако бессмыслица не должна выглядеть как грамматическая, орфографическая или иная ошибка. Это вызывает недоверие к терапевту и упрек в косноязычии. Бессмыслица только тогда сможет выполнить свою задачу, когда она музыкальна и не нарушает мелодический или ритмический рисунок речи. Пациент не должен обнаружить бессмыслицу, ее необходимо скрыть в мелодии речи. Бессмыслица, вставленная в обычную фразу, подобна чудесной лодке, на которой пациент пересекает реку между миром логики и миром иллюзорности. Бессмысленные слова легко конструируют дети, и к их языку стоит прислушиваться. Трансовое словотворчество детей - вечный и чудесный источник. Слова из детского лексикона следует коллекционировать и включать в трансогенные фразы. Детские слова-интриги совершенны, музыкальны, поэтичны и великолепно встраиваются во фразы, придавая им «полетность» и трансовость. Трансовый голос 111 Другим источником бессмысленных интригующих слов служат произведения писателей и поэтов-абсурдистов, которые целенаправленно создают слова-интриги. Эффективен также прием включения во фразы научных и технических терминов, особенно из учебника по органической химии. Практически любое устрашающее название органического вещества, вставленное во фразу и пропетое или произнесенное скороговоркой, вызывает быстрый трансовый отклик. (Например, термин «циклопентанпергидрофе-нантрен» почему-то бывает хорошим ключом для вызывания трансовых откликов.) Неплохие слова-интриги можно обнаружить в текстах песен рок- и поп-певцов, обработанных мелодически и ритмически так совершенно, что не заметить их невозможно. Слова-интриги из лексикона популярных певцов приносят неизменный успех. Прекрасно создают интригу термины из мистической литературы. Вставленные во фразу, казалось бы, не к месту, они полностью исполняют свое предназначение, способствуя развитию трансового отклика. Большое трансовое впечатление производят астрологические термины. Однако, используя термины в трансо-генных фразах, легко совершить одну ошибку - предъявить их специалисту и вместо транса вызвать критику в свой адрес. Голос индуктора транса и техники голосового подсоединения Успех сеанса автоматического рисования во многом зависит от особенностей голоса терапевта. Чем шире голосовые возможности терапевта, тем больше у него шансов на успех. Вызвать трансовый отклик у пациента лучше всего удается с помощью особого «трансового» голоса. Это весьма специфический инструмент. Терапевт ведет пациента по дорогам трансформации прежде всего с помощью своего голоса. Голос помогает «присоединиться» к пациенту и войти в состояние, которое обозначают как раппорт, или психологическое подсоединение для вызывания транса. Голос проникает в пациента и начинает трансформацию, он поддерживает транс и выводит пациента из транса. Поэтому овладение голосом является первостепенной задачей обучения автоматическому рисованию. 112 Глава 5 Техник голосового подсоединения известно много. Для эффективной практики начинающему терапевту вполне достаточно освоить две базовые техники. Они противоположны по исполнению, однако их можно видоизменять применительно к ситуации, а также использовать к комплексе, что предоставляет широкие возможности подстройки к самым разным пациентам. Первую технику называют глазоголосовой, поскольку ее особенность состоит в использовании глаз. Она заключается в следующем. Рассеянным взглядом медленно скользите по телу пациента и слушайте свое тело, свой внутренний голос. Вначале внутренний голос не проявляет себя. Но при взгляде на некоторые участки тела ваш внутренний голос воспроизведет звук. Остановите взгляд и прислушайтесь к внутреннему звуку. Начните вводную часть сеанса своим обычным голосом, который вы попытаетесь наложить на внутренний голос. Обычный голос будет «соскальзывать» с внутреннего голоса. Необходимо поварьировать внешним голосом. Задача заключается в том, чтобы ваш обычный голос сре-зонировал с внутренним голосом. Как только внутренний и внешний голоса срезонировали, появляется внутренне-внешний голос, который звучит совсем по-иному. Резонансный внутренне-внешний голос присоединяет вас к пациенту, «проваливается» в него и куда-то устремляется. В этот момент ваше тело качнется по направлению к пациенту, а пациент передернет телом или поежится. Первый этап подсоединения закончен. На этом этапе ваш голос сковывает тело и психику пациента. Если не выполнить второй этап, то пациент будет напоминать застывшую глыбу цемента. Это негодный транс. Второй этап начинается с того, что вы отводите взгляд с точки, на которой появился внутренний звук. Точнее, взгляд сам сползает с нее. С этого момента начинается ваше собственное терапевтическое погружение в транс и вы «видите» свой голос в форме образов в теле пациента. Образы могут быть самыми невероятными. Воображение придаст им форму известного вам предмета или явления: дерева, скорпиона, осьминога, факела, шляпы, первой жены и еще бог знает чего или кого. Не обращайте на это внимание. Этот феномен есть не что иное, как игры иллюзии, сопровождающей транс. Но он свидетельствует о том, что вы подошли к очень важному моменту - возможности присоединения к некоей иррациональной сущности пациента, которая в ладах с его бессознательным. Трансовый голос 113 В это время появляется новый голос. Он приходит извне. Голос расковывает пациента, он оживает в другом измерении. Самое любопытное, что это вы говорите новым голосом, а не кто-нибудь иной. С этого момента между вами и пациентом натянут прочный канат вашего «трансового» голоса, который открыл шлюз для трансовых откликов. Можете начинать собственно трансформацию. Гипнотизеры называют это состояние «раппорт». Восприятие «трансового» голоса терапевтом и окружающими людьми неодинаково. Вам он кажется необычным и очень красивым, но окружающие могут сказать, что вы начали скрипеть, говорить нараспев, скандировать, нести чушь или что-то в этом роде. Пациент может не слышать вашего голоса или слышать только первые слова, но он в его власти. Вы замолкаете, и он реагирует на это трансовым откликом: рисует, пишет, погружается в оцепенение, принимает вычурную позу или танцует. При этом вы контролируете себя и пациента изнутри, но плохо оцениваете ситуацию вне себя и пациента, попавшего под влияние вашего «трансового» голоса. Вторую технику называют слухоголосовой, поскольку ее особенность состоит в использовании терапевтом собственного слуха. В отличие от первой техники терапевт не смотрит на пациента. Он может даже стоять к нему спиной. Взгляд отдыхает и ни к чему не привязан. Можно даже закрыть глаза, это позволит лучше слышать пациента. Терапевт прислушивается к многочисленным звукам, исходящим от пациента. Тот дышит, сопит, шуршит одеждой, кряхтит, слегка стонет, чмокает и вообще издает так много нечленораздельных звуков, что можно составлять целый каталог. Мы их не замечаем, потому что смотрим на пациента. Глаза делают нас глухими. Пациент также не замечает их, потому что они не связаны с сознанием. Однако именно эти нечленораздельные звуки причмокиваний и стонов являются отражением той жизни, которая скрыта за броней сознания. Задача терапевта - через щели и неплотности брони сознания по звукам проникнуть туда, где царствует иррациональное. Голос терапевта - подходящий инструмент для такого проникновения. Идея способа заключается в том, что аппарат звуко-извлечения у человека один, а «управляющих» двое - иррациональное и рациональное. Но рациональное чаще выигрывает конкурентный спор за обладание гортанью, и мы нередко осознаем то, что говорим. 114 Глава 5 Кто из читателей скажет, что он осознает, когда кряхтит, чмокает или высовывает язык? Окружающие этого тоже могут не заметить, потому что у них открыты глаза и они не осознают, что слышат кряхтение, сопение и чмокание. Кроме того, они сами кряхтят, чмокают, высовывают язык и не осознают и не видят происходящего. Так мы общаемся друг с другом в перерывах между сознательными сообщени<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|