Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Товар и его свойства. Потребительная стоимость.




Меновая стоимость.

ТОВАР – это вещь, удовлетворяющая какой-либо потребности человека и обмениваемая на другую вещь  
ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ СТОИМОСТЬ
  Полезность товара, его способность благодаря своим свойствам удовлетворить какую-либо потребность человека   Общественный труд, воплощенный в товаре и делающий все товары качественно и количественно сравнимыми  

 

 

ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СТОИМОСТЕЙ
  Предметы личного потребления Непосредственно удовлетворяют потребности людей (пища, одежда, обувь, жилище и т.п.)  
  Средства производства Используются людьми для создания материальных благ (машины, сырье, топливо и т.п.)  

 

Труд производителя

Два свойства товара (стоимость и потребительная стоимость) вызываются двойственным характером труда. Труд товаропроизводителя, создающий товар является одновременно конкретным и абстрактным.
Конкретным трудом называется полезный труд, затраченный в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда.
Труд производителя, выступающий как затраты рабочей силы вообще, независимо от его конкретной формы, есть абстрактный труд. Абстрактный труд - это то общее, что объединяет, роднит различные виды труда.

Виды труда, воплощенного в товаре можно схематически изобразить следующим образом: (см. рис. 3)

 

 
 

 

 

 
 

 


Рис. 3. Виды труда, воплощенного в товаре.

 

Каждый товаропроизводитель заинтересован в превращение своего частного труда в труд общественный. Но это не происходит автоматически. Если частный труд оказывается с самого начала, то общественный характер труда может выявиться лишь на рынке, в процессе обмена. Противоречие между частным и общественным трудом – основное противоречие товарного производства – сопровождается стихийным колебанием цен, разорением одних и обогащением других производителей товаров. Вместе с тем, это противоречие – мощная движущая сила производства, ибо оно заставляет производителей постоянно откликаться на запросы современного все более взыскательного рынка товаров и услуг.

Конкретный труд –труд товаропроизводителя, затрачиваемый в определенной полезной форме (труд слесаря, токаря, крестьянина и т.д.). Различные виды конкретного труда отличаются друг от друга целью, характером выполняемых операций, предметом, средствами и результатом. Абстрактный труд – труд товаропроизводителя вне зависимости от его качественных особенностей, выступающих как расходование человеческой рабочей силы вообще, как расходование физической, умственной и нервной энергии.
ВЕЛИЧИНА СТОИМОСТИ ТОВАРА Определяются не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА

Производительность есть плодотворность полезного, конкретного труда. Она фактически определяет степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени.

           
   
   
 
 


Теории стоимости

Стоимость товара относится к числу фундаментальных проблем экономической науки. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Другими словами, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.

 

Трудовая теория стоимости. Первый весомый вклад в разработку этой теории внесла экономическая школа, получившая название «английская классическая политэкономия». Ее представителями являются У. Петти (1623 – 1687), А. Смит (1723 – 1790), Д. Рикардо (1772 – 1823). Английская классическая политэкономия выдвинула теорию трудовой стоимости, которая определяет стоимость материальных благ и источник доходов затратами труда в процессе производства.

 

 

У. Петти – первый автор трудовой теории стоимости. Ему принадлежит высказывание: «Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля – его мать». Однако У. Петти еще не освободился от меркантилизма. Его теория стоимости основана на стоимости денег.

 

Стоимость, по А. Смиту, определяется затраченным трудом. Однако в его работах прослеживается три подхода к понятию «стоимость». Величину стоимости товара он определяет то трудом, затраченным на его производство, то стоимостью покупаемого труда, то суммой доходов рабочих и капиталистов (заработная плата, прибыль, процент на капитал, земельная рента, т. е. издержки производства).

 

Д. Рикардо считал труд единственным конечным основанием цен. По его теории, меновая стоимость товаров была прямо пропорциональна количеству труда, затраченного на их производство, и обратно пропорциональна производительности труда. В качестве измерителя затрат труда Рикардо определил рабочее время. По его мнению, стоимость товаров создает не только живой труд (труд, затрачиваемый непосредственно на их производство), но и овеществленный (труд, затраченный на изготовление средств производства). Однако Д. Рикардо не видит различий между конкретным и абстрактным трудом. Он, как и другие представители классической школы, не смог понять сущность стоимости как выражения производственных отношений товаропроизводителей.

 

К. Маркс (1818-1883) внес в трудовую теорию стоимости принципиально новый элемент – представление о двойственном характере труда (абстрактном и конкретном). При этом абстрактным трудом создается стоимость товаров, которая делает их однородными и соизмеримыми, а конкретным трудом создается материально-вещественная форма товара, называемая потребительной стоимостью. Понимание двойственного характера труда позволило Марксу доказать, что такой специфический товар, как рабочая сила, тоже может иметь стоимость и потребительную стоимость. Учение о прибавочной стоимости составляет краеугольный камень экономической теории Маркса.

 

 

Величина стоимости товара определяется не индивидуальнымизатратами труда (ИЗТ), а общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ). Индивидуальные затраты труда – это затраты труда на производство продукции у каждого отдельного производителя (предприятия). Они зависят от целого ряда факторов: - уровня технической оснащенности производства на предприятии; - степени квалификации и профессионализм работников; - интенсивности их труда и другие.

 

Общественно-необходимые затраты труда: это затраты общественные, т. е. средние в обществе затраты на изготовление продукции данного вида в общественно-нормальных (средних) условиях производства.

 

Производительность труда – это количество продукции, изготовленной за единицу времени. С ростом производительности труда в каждой единице продукции воплощается его меньшее количество, поэтому ее стоимость уменьшается, товар становится дешевле, а стоимость всей массы изготовленной продукции остается неизменной. Производительность труда и величина стоимости товара являются обратно пропорциональными величинами.

 

  Интенсивностьопределяется величиной затрат труда в единицу времени. Рост интенсивности труда равноценен продлению времени рабочего дня. Более интенсивный труд создает за единицу времени большую стоимость, чем менее интенсивный. Величина стоимости единицы товара находится в обратно пропорциональной зависимости от производительности труда и прямо пропорциональной – от интенсивности.  

 

Закон стоимости требует, чтобы производство и обмен товаров осуществлялись на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно-необходимыми затратами труда..
Закон стоимости выполняет следующие функции: - функция учета общественно-необходимых затрат труда.Благодаря закону стоимости на рынке формируется ОНЗТ – своеобразный общественный норматив, которым руководствуются желающие преуспеть производители. - регулирующая функция. Суть ее заключается в том, что производители переходят из отраслей с ценами ниже стоимости (перепроизводство) в отрасли с высокими ценами (недопроизводство). Тем самым производство распределяется по сферам народного хозяйства. - стимулирующая функция. Закон стоимости побуждает производителей постоянно совершенствовать производство, снижать свои ИЗТ, учитывать запросы рынка. - функция оздоровления экономики. Закон стоимости через рынок «проверяет» полезность и эффективность производства, «устраивая» жесткий, но экономически оправданный отбор

 

Теория издержек производства (Р. Торренс, Мак-Куллох, Дж. Ст. Милль и др.) утверждает, что при данном соотношении спроса и предложения цены товаров определяются издержками производства. При этом различные авторы этой теории понимали издержки производства по-разному. Так, Джеймс Милль утверждал, что новая стоимость создается не только живым, но и прошлым трудом, т.е. овеществленным трудом. А Дж. Мак-Куллох считал, что в создании стоимости наравне с человеческим трудом участвует «труд» рабочего скота, машин, сил природы. Здесь теория издержек производства вплотную примыкает к теории трех факторов производства.

 

Теория факторов производства (Ж. Б. Сей и Дж. Ст. Милль). Согласно их взглядам, создание стоимости, во-первых, связывалось не с функционированием одного какого-либо фактора производства (например, с трудом), а с несколькими факторами. Поскольку основных факторов производства насчитывалось три: труд, капитал и земля, то в большинстве теорий факторов производства создание стоимости приписывалось всем этим трем факторам. Во-вторых, стоимость рассматривалась как слагаемое из доходов. Доходы, в свою очередь, рассматривались как порождение соответствующих факторов производства. В-третьих, в качестве основных доходов в большинстве случаев принимались: заработная плата, предпринимательский доход, процент и рента.

 

Теория спроса и предложения сводится к тому, что стоимость товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Данная теория не считает производство главной сферой экономических отношений. Решающее значение она придает отношениям обмена. Сторонниками этой теории были - французский экономист Ж. Б. Сей, английский экономист Г.Д. Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л. Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрийской школы – К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер.

 

Теория предельной полезности. Основатели австрийской школы предельной полезности [К. Менгер (1840 – 1921), О. Бем-Баверк (1851 – 1914) и Ф. Визер (1851 – 1926)] дали объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей.
Основные положения теории предельной полезности: Во-первых, полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами благ. Сам покупатель дает свою субъективную оценкуроли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводится к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. Во-вторых, полезные блага подразделяются на два вида: а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей; б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность. В-третьих, в процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. В-четвертых, ценность блага определяет предельная полезность, т. е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.  

 

5.6. Закон стоимости, его сущность и формы проявления

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...