Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19.

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, корп.11, этаж 2

тел.: (8412) 54-86-66, 54-87-22

e - mail: [email protected]

сайт факультета: iff.pnzgu.ru

студенческий сайт: ist-fil.ru

Страница в социальной сети «Вконтакте»: «Абитуриенты истфила//ИФФ ПИ ПГУ Пенза» http://vk.com/abiturient_iff

 

Единый государственный экзамен по«ИСТОРИИ»

 

Вариант 1

 

 

 

Пензенский государственный университет Институт непрерывного образования ПИ им. В. Г. Белинского Историко-филологический факультет Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ Вариант № 1 Инструкция по выполнению работы     Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 задания, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут. Ответы к заданиям 1-19 записываются по приведенным ниже образцам в виде цифры, слова (словосочетания) или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответы:
 
4


3 4                                

 

А Б В Г
1 2 3 4
9 1 2 3 4                          

 

НИКОЛАЙ ВТОРОЙ

 

10 Н И К О Л А Й В Т О Р О Й        

 

1 3 2 4 5

 

12 1 3 2 4 5                        

 

 

Задания части 2 (20-25) требуют развернутого ответа. В бланке ответов      № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.

 

Желаем успеха!

Часть I
Ответом к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра, или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Имена российских правителей следует писать только буквами (например: НиколайВторой)
1

Расположите в хронологической последовательности исторические факты. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности в таблицу.

1) революция Мейдзи в Японии

2) арест и казнь Л.П. Берии

3) учреждение патриаршества на Руси

 

     

Ответ:

 

2

Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия.

Законодательные акты                                             Даты

А)Портсмутский мир                                             1) 1877-1878 г.

Б) Белградский мир                                              2) 1735-1739 г.

В) Поляновский мир                                             3) 1632-1634 г.

    

Г) Сан-Стефанский мир                                           4) 1904-1905 г

                                                                 5) 1826-1828 г.

                                                                                   6) 1853-1856

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г
       

Ответ:

 

   

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые в источнике события относятся к 1671 г.

2) Царём, от имени которого составлен документ, был Иван Грозный.

3) Документ описывает времена Смуты.

4) События, описываемые в документе, относятся к XVI в.

5) Царь, к правлению которого относятся описываемые события, лишился престола в результате заговора.

6) В то же царствование, к которому относятся описываемые в документе события, произошёл Соляной бунт.

Ответ:

3

Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к эпохе Александра I.

1) «Негласный комитет»; 2) Государственный Совет; 3) «холерные бунты»; 4) «чугунный» цензурный устав; 5) «аракчеевщина»; 6) «указ о вольных хлебопашцах».

Ответ:

   
4

       

Запишите термин, о котором идет речь.

В XVI веке архитектурной приметой времени становятся остроконечные храмы, увенчанные вытянутой вверх четырех- или восьмигранной крышей. Такой свод храма, устремленный высоко в небо, получил название___________

 

Ответ: __________________________________.

5

Установите соответствие:

 

Процессы (явления, события)                       Факты

А) репрессии позднего сталинизма             1) Выборгское воззвание

Б) собирание земель                                      2) битва на рее Шелони

В) парламентаризм в России                        3) Шахтинское дело

Г) борьба с Тевтонским орденом                 4) битва при Клушине

                                                                  5) карательный поход Ивана IVна          Новгород

                                                                        6) Ленинградское дело

 

 

Ответ:

А Б В Г
       

 

6
 

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками. К каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:

А) «…собрались боярские люди и крестьяне, к ним же пристали украинные посадские люди, стрельцы и казаки и начали по городам воевод хватать и сажать по темницам. Бояр же своих дома разоряли и имущество грабили… Старшим у них был человек князя Андрея Андреевича Телятевского Ивашка Болотников. Собрался [он] со многими людьми и пришёл под Кромы; и воеводы от Кром отошли. Слышали же бояре под Ельцом, что под Кромами возмутились, отошли от Ельца прочь и пошли все к Москве. Ратные же люди, отъехав в Москву, разъехались все по своим домам, царь же… в Москве остался с небольшим войском».

 

Б) «В нынешнем [году] мая в 10 день писали к нам, великому государю, з Дону атаманы и казаки Корней Яковлев с товарыщи... что они, казаки, совокупясь единомышленно во всех городках и служа нам, великому государю, ходили ис Черкаского городка под Когольник для промыслу на воров и изменников на Стеньку Разина с товарищи. И милостию всесильного господа бога... они... под Когольником воров многих побили и тово вора и изменника Стеньку Разина и ево единомышленников, которые с ним пришли в Кагальник с Царицына и на Дону к ево воровству пристали, взяли. И ево, Стеньку, привезли в Черкаской и заковали в кандалы и отдали стеречь за крепкую сторожу. А товарыщев ево единомышленников воров же в Кагальнику и в Черкаском всех побили и перевешали, а ево, вора Стеньку, послали... к Москве с атаманом с Корнеем Яковлевым…»

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

       
       
7

Какие три из перечисленных ниже лиц являлись представителями западничества? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) К.Д Кавелин

2)А. И. Кошелев

3) Ю. Ф. Самарин

4) Т.Н. Грановский

5) Г. Черкасский

6) И.С. Тургенев

Ответ:

     

 

8  

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, подберите номер нужного элемента.

А) К. К. Рокоссовский, А. И. Еременко, Н. Ф. Ватутин командовали фронтами во время операции ______________.

Б) Операция, согласно которой немецкие войска должны были захватить Москву, называлась ______________.

В) Операция советских войск по освобождению Белоруссии имела кодовое название ______________.

 

Пропущенные элементы:

1) «Багратион»

2) полководец П. А. Румянцев

3) «Уран»

4) «Цитадель»

5) «Тайфун»

6) Берлинская

 

А Б В
     
9

Установите соответствие:

События                                         Участники

А) введение уроков и погостов                                  1) А.В. Суворов

Б) Смоленская война                                               2) М.Б. Шеин

В) революционное движение

второй половины XIX в.                                               3) С. Л. Перовская

Г) подавление Кронштадского

 восстания                                                                  4) Петр I

                                                                                               5) княгиня Ольга

                                                                                               6) М.Н. Тухачевский

 Ответ:

А Б В Г
       

 

10

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год, когда произошли указанные события.

«В коллективах требовали немедленного созыва собраний, организации митингов. На собраниях рабочие высказывались за усиление внимания администрации к нуждам производства, за усиление охраны предприятий. Из наблюдений ОГПУ в Ленинграде: "Рабочие тщательно обсуждают сейчас каждую неуладку на производстве, подозревая злой умысел: не второй ли Донбас у нас?" В форме "спецеедства" выплеснулся на поверхность чрезвычайно больной для рабочих вопрос о социальной справедливости...Происками контрреволюции объявлялись в коллективах, например, задержка с выплатой заработка на два-три часа, снижение

 расценок».

Ответ___.

11

 

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.  
Годы Событие истории России Событие истории зарубежных стран
___________________(А) Открытие Николаевской железной дороги _________________(Б)
XX век ___________________(В) Начало проведения политики "нового курса" Ф. Рузвельтом в США
XVIII век __________________(Г) ___________________Д)
________________(Е) Соловецкое восстание Заключение Вестфальского мира

 

1) введение "заповедных лет"

2) принятие Билля о правах в США

3) издание Манифеста о вольности дворянской

4) XVII век

5) XIX век

6) «Дело Пастернака»

7) начало Реформации в Англии

8) провозглашение Наполеона I императором французов

9) XVI век

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

А Б В Г Д Е
           

 

 

12

Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П. Н. Милюков.

2) Данный отрывок написан в период 1920−1925 гг.

3) Автор выражает позицию партии большевиков по отношению к партиям, названным в отрывке.

4) Автор критикует представителей партий, названных в отрывке, за их деятельность в ходе указанной революции.

5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.

6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.

Ответ:

 

     

 

    Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

 

13

Напишите имя полководца, который командовал русскими войсками.

Ответ: ________________________.

14

Напишите название деревни, обозначенной на схеме цифрой “2”, возле котрой накануне сражения состоялся бой.

Ответ: ______________________.

15

 Напишите название деревни, возле которой были сооружены Багратионовы флеши

Ответ: _____________.

 

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19.

 

 

18

Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Автором памятника является А. Опекушин

2) Памятник был создан в XX в.

3) Среди фигур, изображенных на памятнике, присутствуют фигуры А.В. Суворова, П. А. Румянцева, Г.А. Потемкина

4) Автором памятника является Фальконе

5) Среди фигур, изображенных на памятнике, присутствуют фигуры Г. Р. Державина, И. И. Бецкого, Е. Р. Дашковой

 

Ответ:

   
16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Батареей, раположенной на курганной высоте, комендовал Н.Н. Раевский

2) Сражение состоялось 26 июня 1812 г.

3) Около трети русских войск в сражении составляли партизанские отряды.

4)В ходе сражения был ранен П. Багратион

5) Сражение состоялось 26 августа 1812 г.

 6) Сразу после сражения началось наступление русских войск.

 

Ответ:

     
17

         

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Памятники культу А) «Княжна Тараканова» Б) «Утро стрелецкой казни» В) «Боярыня Морозова» Г) «Иван Грозный и сын его Иван» ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭПОХИ 1) формирование  абсолютизма 2) сословно – представительная монархия 3) церковный раскол 4) революция и ограничение власти монарха 5) дворцовые перевороты.

Ответ:

А Б В Г
       

 

19

Какие из зданий, представленных ниже, были построены в годы правления императрицы, которой посвящена скульптура в задании 18? В ответе запишите цифры, под которой они указаны.   

 

 

1) 2)

 

 

3) 4)

Ответ:

   

 

Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20,21 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...