XV. Какие музыкальные характеристики находят М.И. Глинка и А.П. Бородин для воплощения образов поляков, половцев, русских в своих операх «Иван Сусанин» и «Князь Игорь»?
ОЛИМПИАДА По музыкальной литературе – 2017 «Русская опера XIX века»
Желаем удачи! I. Какие из приведённых ниже высказываний справедливы? Отметь их. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». а) Финалом оперы является гибель Сусанина. б) Опера написана на либретто Рылеева. в) Премьера оперы собрала весь музыкальный бомонд Парижа. г) Финалом оперы является торжественный хор «Славься». д) Поводом к созданию оперы стал юбилей Ивана Сусанина. е) Автор либретто – Г.Ф. Розен.
Опера А.С. Даргомыжского «Русалка». а) Это первая опера композитора. б) Премьера оперы не была удачной. в) Автор либретто – Пушкин. г) Сюжетом оперы послужило драматическое произведение Пушкина. д) Цензура запретила оперу к постановке. е) В сюжете композитора больше всего привлекли сказочно-фантастические сцены.
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». а) Сюжетный источник оперы – поэма А.К.Толстого. б) В опере много батальных сцен. в) В опере используются средства балета. г) Опера написана за один месяц. д) Незаконченную оперу дописывали П.Чайковский и Н.Римский-Корсаков. е) Финалом оперы служит сцена солнечного затмения.
Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов». а) Опера посвящена событиям войны 1812 года. б) Герой оперы – рыцарь без страха и упрёка. в) Композитор определил жанр оперы как «народная музыкальная драма». г) Сюжетный источник оперы – стихотворение Пушкина. д) Вступление к опере звучит в концертах под названием «Рассвет на Москва-реке». е) Над либретто оперы Мусоргский работал сам. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». а) Сюжетный источник оперы – русская народная сказка.
б) Опера создана в начале ХХ века. в) К фантастическим персонажам оперы относятся Лель, Леший, Дед Мороз, Баба Яга. г) Финал оперы – свадьба. д) Композитор использует в опере фольклорные цитаты. е) Композитор избегает в опере изображения природы.
Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин». а) Мысль о создании оперы автору подал Балакирев. б) Сценарий оперы охватывает не весь роман Пушкина, а только его лирическую линию. в) Центральным героем оперы является не столько Онегин, сколько Ленский. г) В сценарии оперы появляется герой, которого нет у Пушкина – князь Гремин. д) В опере 5 действий. е) Премьера состоялась в Мариинском театре.
II. О какой опере спорят известные русские критики? Какова твоя точка зрения? Обоснуй её. «Множество разнообразных национальностей из числа населения нашего государства, множество разнообразных живописных местностей, которые музыка должна была воспроизвести поэтично своими звуками, множество интереснейших ситуаций и сцен, русская седая старина, волшебство злое и доброе…» (В.В. Стасов). «Чисто эпическое содержание оперы… другими словами выйдет антидраматизм, антисценичность. «…» - не драма, не пьеса, следовательно – не опера, а случайно сложившаяся галерея музыкальных картин. Опера должна быть прежде всего - драмою» (А.Н. Серов). «Это наша сказка, легенда, — но в музыкальном мире, искать здесь обыкновенной драмы напрасно: драма в фантастическом, сказочном мире имеет свои особенные условия» (В.Ф. Одоевский).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ III. Викторина. Определи произведение, композитора, раздел, тему.
1.___________________________________________________________ 2.___________________________________________________________ 3.___________________________________________________________ 4.___________________________________________________________ 5.___________________________________________________________
IV. Охарактеризуй хоровые сцены в опере Мусоргского «Борис Годунов». Какова их роль в драматургии оперы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Можно ли считать оперу «Евгений Онегин» П.И. Чайковского романтической? Обоснуй свое мнение. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Викторина по оперным жанрам. Расположи указанные жанры в порядке их звучания. Монолог Песня Каватина Романс Ария VII. Викторина «Знаменитые хоровые сцены русских опер» (определи автора, название оперы, хоровую сцену). 1.___________________________________________________ 2.____________________________________________________ 3.____________________________________________________ 4.____________________________________________________ 5.____________________________________________________
VIII. Охарактеризуй роль оркестра в создании музыкальных образов персонажей в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Заполни таблицу названиями опер, где упоминаются эти исторические деятели.
X. Подчеркни в списке отрицательных оперных героев. Скула и Ерошка, Мельник, Владимир Галицкий, Ваня, Григорий Отрепьев, хан Кончак, иезуит Рангони, Ольга, Варлаам и Мисаил, Мизгирь.
XI. Кто такой Чайльд Гарольд? Какой известный оперный персонаж по ходу действия сравнивается с ним и почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ XII. Видеовикторина. Определи оперных персонажей по картинкам. 1._________________________________________________________ 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ 4.__________________________________________________________ 5.__________________________________________________________
XIII. Видеовикторина. Определи оперу по видеофрагменту (укажи автора, название, действующих лиц). 1.___________________________________________________________ 2.___________________________________________________________ 3.___________________________________________________________ 4.___________________________________________________________ 5.___________________________________________________________
XIV. Отредактируй текст об опере А.С. Даргомыжского «Русалка», исправив в нём ошибочные и спорные утверждения. Опера Даргомыжского «Русалка» – первое произведение композитора для музыкального театра. Сюжетный источник – сказка Г.Х Андерсена. Премьера оперы прошла в Париже с большим успехом. Особенной удачей автора стали многочисленные фантастические сцены подводного мира, напряжённые дуэтные сцены и колоссальные эпические хоры. Главные герои – Русалка (сопрано), Принц (тенор), Мельник (бас). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XV. Какие музыкальные характеристики находят М.И. Глинка и А.П. Бородин для воплощения образов поляков, половцев, русских в своих операх «Иван Сусанин» и «Князь Игорь»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за участие в олимпиаде!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|