Комплексный подход к формированию ценностей здорового образа жизни среди обучающихся и профилактике асоциальных явлений в условиях общеобразовательной организации
В последнее время растет обеспокоенность российской общественности, вызванная обострением наркоситуации в подростковой среде. Средний возраст впервые употребляющих наркотические вещества в немедицинских целях имеет тенденцию к снижению и фиксируется на отметке 11-13 лет, то есть среди обучающихся школ среднего и старшего звена. Не может не вызывать опасений распространение среди подростков так называемых «дизайнерских» наркотиков и их доступность, в том числе ценовая. «Спайсовая» эпидемия осени 2014 года унесла десятки жизней молодых людей по всей стране. Объемы наркобизнеса, по данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, значительны и исчисляются десятками миллиардов долларов. Председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В.П. Иванов в одном из последних докладов отметил, что «наркомания превратилась в угрозу национальной безопасности». Сложившаяся ситуация способствовала выработке новых решений со стороны государства, принятию законодательных актов, регулирующих в том числе профилактику незаконного потребления психоактивных средств. В условиях достаточной информированности подростков о психоактивных веществах, конформности их поведения, стремления наркодилеров вовлечь в систему наркопотребления максимальное число участников встает проблема выбора и возрастает риск употребления наркотических веществ школьниками. Факторов, влияющих на приобщение к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетними, достаточно много. Однако общение со сверстниками, пробовавшими наркотики и демонстрирующими «независимость» от них, производят наиболее сильное действие, вселяют уверенность в отсутствии негативных последствий наркопотребления.
Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость действовать на всех уровнях, комплексно, системно и последовательно, разрабатывать системы интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяющие максимально достоверно оценивать эффективность предпринимаемых мероприятий. Ведущая роль в реализации комплексного подхода в воспитании поколения, независимого от употребления психоактивных веществ, принадлежит профилактике. Профилактика немедицинского потребления психоактивных веществ несовершеннолетними представляет собой комплекс мер в контексте реализуемых государственных антинаркотических программ, направленных на формирование мотивационных, ценностных установок личности, препятствующих первичному употреблению наркотических веществ либо способствующих ресоциализации лиц, прекративших употребление ПАВ. Система профилактики, в первую очередь, включает в себя реализацию образовательных программ, целью которых является содействие устойчивому развитию личности подростков, предполагающее использование творческого потенциала для решения насущных задач, «формирование стратегии активного психологического противодействия» вовлечению подростков в употребление наркотических средств. В Красногорском муниципальном районе разработан комплексный подход к профилактике наркомании и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. МОУ ППМС центром «Созвездие» совместно с районными управлениями образования, здравоохранения и профильными ведомствами реализуется система мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ в молодежной среде. Так, одним из направлений профилактической работы является первичная профилактика, нацеленная на воспитание у школьников ценностного отношения к своему здоровью, формирование навыков здоровьесберегающего поведения, популяризацию физической культуры и спорта. В рамках первичной профилактики организована совместная деятельность педагогов, психологов, социальных работников, родителей и обучающихся, включающая различные мероприятия, адресованные разным категориям участников системы профилактики асоциальных явлений (рисунок 1).
Рисунок 1. Система формирования навыков здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения подростков
Одной из приоритетных задач проектирования деятельности образовательных организаций по здоровьесбережению и профилактике деструктивных форм поведения школьников является повышение компетентности психолого-педагогической общественности. Для решения обозначенной задачи регулярно проводятся практические семинары, курсы повышения квалификации для специалистов системы образования (учителей, психологов, социальных педагогов и др.). В ходе этих мероприятий обсуждаются актуальные вопросы формирования у школьников навыков здорового образа жизни, психологической устойчивости к проявлению форм аддиктивного поведения, психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска, вырабатываются критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий и стратегии дальнейшего сотрудничества. В целях поиска эффективных методов, которые направлены на воспитание культуры здоровья подрастающего поколения, диссеминации педагогического опыта профилактики асоциальных явлений, проводятся конкурсы методических разработок педагогов, демонстрирующие разные формы организации воспитательных и профилактических мероприятий, начиная с первой ступени школьного образования. Для обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций района проводятся конкурсы (фотографий, фотоколлажей, видеороликов, исследовательских проектов, театрализованных инсценировок), основными задачами которых являются формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью, приобщение к спорту и физической активности, воспитание культуры здорового питания и умения самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность, основанную на принципах ЗОЖ.
С 2014 года ежемесячно, с октября по март, проводятся тренинги для активов самоуправления обучающихся, на которых ведущие педагоги-психологи МОУ ППМС центра «Созвездие» обучают школьников полезным жизненным навыкам, ориентированным на здоровьесбережение, полезную занятость и культурный досуг. Система профилактических мер включает в себя и так называемую вторичную профилактику, направленную на раннее выявление случаев первичного употребления психоактивных веществ школьниками и недопущение случаев повторного употребления, а также развития устойчивой зависимости от наркотических средств. МОУ ППМС центром «Созвездие» совместно с Управлением образования Красногорского муниципального района ежегодно проводится социальный скрининг поколения обучающихся и представляется сравнительный анализ социальной обстановки в общеобразовательных организациях района. Ежегодным мероприятием стало тестирование обучающихся старшего звена общеобразовательных организаций на предмет раннего выявления несовершеннолетних, допускающих употребление психоактивных веществ в немедицинских целях; сокращения числа школьников, употребляющих наркотические средства; определения причин незаконного наркопотребления; оказания своевременной адресной помощи подросткам. Организация и проведение тестирования осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики до 2020 года и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658, утверждающим порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций. Процедура диагностического тестирования строится на принципах добровольности, анонимности, конфиденциальности и является двухэтапной: на первом этапе проводится социально-психологическое тестирование обучающихся в форме анкетирования, на втором – профилактический медицинский осмотр. Анализ данных тестирования позволяет осуществлять мониторинг наркоситуации в Красногорском районе и своевременно корректировать систему профилактики.
Немаловажным фактором повышения эффективности профилактической работы является активное сотрудничество с родителями. Особое внимание в районе уделяется просветительской работе с родителями, вовлечению их в совместные с детьми формы полезной занятости. Комплексность и системность мер по формированию сознательного отношения к своему здоровью и профилактике асоциального поведения в подростковой среде, реализуемых в Красногорском муниципальном районе, ежегодный рост числа участников, вовлеченных в систему воспитания навыков здоровьесбережения и профилактику употребления психоактивных веществ в немедицинских целях, позволяют говорить о формировании единого образовательного пространства, в котором есть все необходимые условия для здорового устойчивого развития молодого поколения соотечественников[1].
[1] Звягинцева Е.В. Профилактика наркомании в образовательной среде // Образование личности. 2013. № 3. С. 39-46; Личутина М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профилактики наркомании у подростков в семье // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 226.; Митькина Е.И. Формирование устойчивого развития личности ка основы профилактики зависимости от психоактивных веществ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 126-129; Синягина Н.Ю. К вопросу о наркомании и ее профилактике // Внешкольник. 2010. № 5. С. 44-48.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|