Практическое занятие по теме: «Немецкая философия»
Философ
Краткая биография
Сущность учения
Основные произведения
И. Кант
Иммануил Кант - крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий. В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.
Основой учения Канта является исследование познавательных способностей человеческого разума. С этой целью Кант предпринял основательную «критику» тех областей знания, которые накоплены человечеством за тысячи лет мыслительной деятельности. Главная задача такой критики - выяснить пределы, дальше которых не могут простираться способности нашего разума в его теоретической и практической деятельности. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие - нет.
«Критика чистого разума», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука», «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Религия в пределах только разума», «Метафизика нравов», «К вечному миру».
И. Фихте
Иоганн Готлиб Фихте - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель направления субъективный идеализм. Фихте был уроженцем Саксонии: здесь, в деревушке Рамменау, 19 мая 1762 г. он появился на свет в крестьянской семье. Еще одним знаменательным событием в его жизни стало знакомство с произведениями Иммануила Канта. Начав изучать их в 1790 г., он сразу почувствовал близость идей этого философа, искал встречи с кумиром, выслал ему рукопись работы «Опыт критики всякого откровения». Встреча действительно состоялась - в 1791 г. в Кенигсберге. заразился тифом от супруги, которая ухаживала за ранеными бойцами в лазаретах, и умер 29 января 1814 г. в Берлине.
Философское учение Фихте явилось прямым развитием основных идей кантианской философии, доведением их до логического конца. Считая себя последователем И. Канта, Фихте писал, что "никогда не будет в состоянии сказать того, на что Кант уже не указал бы посредственно, или непосредственно, яснее или туманнее"[1] и был искренне уверен в том, что способен развить его систему.
"Критика всяческого откровения", цикл сочинений "Наукоучение", "Теория государства, или об отношении изначального государства к царству разума", "Речи к немецкой нации", "Основы естественного права", "Факты сознания".
Ф. Шеллинг
Исследователь родился 27.01.1775 на территории города Леонберга, располагающегося вблизи Штутгарта. С осени 1790 года на протяжении 5 лет будущий философ обучается в университете теологии, находящимся в городе Тюбингене. Именно там судьба сталкивает его с Гегелем, а спустя некоторое время с Гельдерлином. В 1793 году он тесно знакомится с Фихте, и с этого момента исследователь попадает под воздействие убеждений своего товарища. С 1801 года шеллинговая теория начинает отходить от идей Фихте с появлением труда о его философской системе в Критическом журнальном издании по философии. В этой статье он рассказывает об абсолютной системе равенства, абсолюте, отделенного от излишних частей и элементов.
В целом, религия философа близка к христианству. В.Ф.Одоевский под впечатлением разговора с Шеллингом записал: «Шеллинг стар, а то верно бы перешел в православную Церковь», т.е. те идеи, которые Шеллинг высказывал в своих работах позднего периода откровения, явно многими воспринимались как идеи, близкие православию.
Но ошибка философа в том, что он слишком углубился в познании Бога и Его бытия, используя разум и логику. Творца человеческим умом познать невозможно. Всё, что человеку надо знать о Нем, Он Сам дал в Священном Писании.
“О методе академического изучения” (1803) и “Философия и религия" (1804). “Философия искусства"
Г. Гегель
Немецкий философ, поэт, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию целостного человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение человека. Поздний Гегель растворяет антропологическую тематику в общих рассуждениях о сущности и значении духа. Учение Гегеля оказало огромное влияние на формирование марксистской мысли, мировоззрение Фейербаха и философию жизни.
Истина бытия есть сущность. Бытие есть непосредственное. Так как познание хочет познать истину того, что такое бытие в себе и для себя, то познание не останавливается на непосредственном и его определениях, но проникает через них в предположении, что за этим бытием есть еще нечто иное, чем самое бытие, что эта основа составляет истину бытия. При представлении этого движения, как хода познания, это начинание с бытия и процесс, снимающий его и достигающий сущности, как чего-то опосредованного, является деятельностью познания, внешнею относительно бытия и не соответствующею собственной природе последнего.
Основные сочинения Гегеля — «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1812—1815 гг.), «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права».
Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах - известный немецкий философ-материалист, борец с религией - был уроженцем Баварии, города Ландсхута, где в семье криминалиста появился на свет 28 июля 1804 г. В отличие от Гегеля, Фейербах видел в философии и религии антагонистов. Существование религиозного мировоззрения, его популярность философ объяснял не только основанным на невежестве людей обманом, но и бессилием, зависимостью человека от природных сил и стихий. Последний этап биографии философа был связан с местечком Рехенберг неподалеку от Нюрнберга: сюда семья Фейербаха перебралась после банкротства фабрики в 1859 г. Конец жизни Людвиг Андреас провел в серьезных лишениях. Скончался он 13 сентября 1872 г.
философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема классической философии — соотношение идеального и материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека. Чувства человека — это главный способ получения сведений о мире. Однако, в отличие от эмпириков Нового времени, он считает, что уже чувства человека способны фиксировать существенное в окружающем нас мире, и потому, вслед за Гегелем, называет чувства человека «чувствами-теоретиками».
«История новой философии от Бэкона до Спинозы», «Мысли о смерти и бессмертии», «Философия и христианство» и «Сущность христианства»
Л. Бюхнер
немецкий драматург и писатель, самый яркий представитель периода раннего реализма в немецкой литературе, брат известного естествоведа и философа Людвига Бюхнера. учился сперва в Страсбурге (естествознание и медицина), а затем, с 1833, в Гиссене; он рано примкнул к тогдашнему оппозиционному студенческому движению («Burschenschaft»). По характеру творчества Б. был реалистом. Чувство неудовлетворенности, искания новых идей и форм, бурные стремления и опьянение революционными страстями отразились в яз. Б.: он отличается экстатичностью гротескностью и изобилует гиперболами.
Он признавал материальность мира, но материя им отождествлялась с веществом, обладающим определенными свойствами, важнейшее из которых – движение. Он писал, что сознание есть продукт высокоорганизованной материи, мозга. Духовное в его понимании отражало совокупность функций мозга. Бюхнер по своим политическим убеждениям был приверженцем либеральной буржуазии. Огрубляя материализм, он пытался биологические законы перенести на общественное развитие, стоял на позициях социал-дарвинизма. Так, законом естественной борьбы за существование Бюхнер объяснял сущность капиталистического общества.
1834 год - «Der Hessische Landbote», политический памфлет в честь революционного восстания в Гессене, Германия. 1835 год - «Dantons Tod, dramatische Bilder aus der Schreckenzeit», рус. "Смерть Дантона", драма тот же год - «Leonce und Lena», рус. «Леонс и Лена», комедия, издана в 1839 году. тот же год - «Lenz», рус. "Ленц", о немецком писателе Якобе Михаэле Рейнхарде Ленце. 1837 год - «Woyzeck», рус. "Войцек", самое известное и, по мнению критиков, лучшее произведение Бюхнера. Драма «Пьетро Аретино» утрачена. Так же в 1850 году Людвиг Бюхнер издал поэтическое наследие брата под заглавием «Nachgelassene Schriften».
К. Фохт
Карл Фохт или Карл Фогт (нем. Carl Vogt, 1817–1895) — выдающийся немецкий естествоиспытатель, зоолог, палеонтолог, врач (значительную часть карьеры работал в Швейцарии и во Франции). Известен также как философ, представитель вульгарного материализма (философские взгляды Фохта излагаются в его естественно-научных работах). В Берне, куда бежал из Германии Фохт, он прожил недолго и с 1850 по 1852 гг. вновь занялся изучением фауны Средиземного моря в Ницце и в то же время составил отличный для своего времени учебник зоологии под заглавием «Зоологические письма»; в 1852 получил приглашение читать лекции по зоологии в Женеве, а после смерти Пикте (Pictet) занял кафедру зоологии, сравнительной анатомии и палеонтологии.
критиковал библейское учение о происхождении человека;
• считал человека близким родственником обезьяны;
• враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека;
• считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — "мозг выделяет мысль, как печень желчь".
Из многочисленных работ наиболее выдающиеся: «Zur Anatomie der Amphibien» (Берн, 1839); «Beiträge zur Neurologie der Reptilien» (Берн, 1840); «Embryologie des Salmones» (сост. 1-й том соч. Л. Агассиса, «Histoire naturelle des Poissons d’eau douce de l’Europe centrale», Нёвшатель, 1842); «Untersuchungen über die Entwicklungsgeschichte der Geburtshelferkröte (Alytes obstetricans)» (Солотурн, 1842); «Im Gebirg und auf den Gletschern» (там же, 1843); «Anatomie des Salmones» (вместе с Агассисом, «Mem. Soc. Sc. Nat.», Нёвшатель, 1845); «Lehrbuch der Geologie und Petrefactenkunde» (2 т., Брауншвейг, 1846, 5 изд. 1879);
К. Маркс
Наиболее значительный из всех социалистических мыслителей, создатель системы мысли, называемой марксизмом. Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 г в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность. Карл был крещен в шестилетнем возрасте. В сентябре того же года Маркс познакомился с Ф. Энгельсом, который благодаря отцу — компаньону в текстильной фирме в Манчестере — снабжал Маркса практическими сведениями о капиталистическом производстве и оказывал постоянную финансовую поддержку. Прочная дружба с Энгельсом согревала Маркса всю его жизнь. Смерть жены и старшей дочери лишила его всякого желания продолжать жизнь, и 14 марта 1883 г Маркс скончался в Лондоне.
Деньги, пишет Маркс, - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Деньги - это всеобщая, установившаяся как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей. Они поэтому лишили весь мир - как человеческий мир, так и природу - их собственной стоимости. Деньги - это отчужденная от человека сущность его труда и его бытия; и эта чуждая сущность повелевает человеком, и человек поклоняется ей…
Христианство возникло из еврейства. Оно снова превратилось в еврейство. Христианин был с самого начала теоретизирующим евреем; еврей по этому является практическим христианином, а практический христианин снова стал евреем…
Свободное гражданское общество носит насквозь коммерческий еврейский характер, и еврей наперед уже является его необходимым членом…
· Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии (1839)
· Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура (1841)
· К критике гегелевской философии права (1843)
· Экономическо-философские рукописи (1844)
· Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. (1844)
· Тезисы о Фейербахе (1845)
· Немецкая идеология (1846)
· Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона (1847)
· Наёмный труд и капитал (1847)
· Заработная плата (1847)
· Манифест коммунистической партии (1848)
Ф. Энгельс
Немецкий мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в городе Бармен (ныне Вупперталъ, Германия) в семье фабриканта. В июне 1848 —мае 1849 гг. вместе с Марксом издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», участвовал в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов.
Прошедшее после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса время подтвердило правоту ряда их взглядов и вместе с тем показало неточность некоторых прогнозов. Как и предвидел К. Маркс, научно-технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны.
«Положение рабочего класса в Англии», «Святое семейство», «Немецкая идеология» (обе совместно с Карлом Марксом); «Крестьянская война в Германии», «Революция и контрреволюция в Германии», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика природы» «Крестьянский вопрос во Франции и Германии».
А. Шопенгауэр
Немецкий философ – идеалист. Родился в Данциге (ныне Гданьск; Польша). Обучался коммерции, медицине и затем философии. Отец будущего философа ненавидел Пруссию и восхищался свободной и разумной, по его мнению, Англией и после падения независимости родного города переехал в Гамбург. В 1819 г. Шопенгауэр занял пост приват-доцента в Берлинском университете и работал вместе с Гегелем. Он был весьма самонадеян и нарочно назначал свои лекции в те же часы, что и Гегель. Умер философ во Франкфурте-на-Майне в 1860 г. Его концепция, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со второй половины XIX в., став одним из источников философии жизни.
Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и прежде всего, как и философия Фихте, к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания. Нашему интеллекту суть объективных вещей остаётся неизвестной, ибо мир, созерцаемый посредством субъективных форм восприятия (времени и пространства), нельзя отождествлять с реальным. Мир, данный нам в разумном сознании, – лишь «мир как представление», фикция интеллекта или (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак».
«Мир как воля и представление», «Об основе морали», «Афоризмы житейской мудрости».
Ф. Ницще
немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Ницше обычно причисляют к философам Германии. Современного единого национального государства, называемого Германией, на момент его рождения ещё не существовало, а был союз германских государств, и Ницше был гражданином одного из них, на то время Пруссии. Когда Ницше получил должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на аннулирование его прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий аннулирование гражданства, пришел в виде документа, датированного 17 апреля 1869 года. До конца своей жизни Ницше оставался официально лицом без гражданства.
Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенным в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаётся однозначной интерпретации и вызывает много разногласий. По данным Библиотеки Конгресса США Ницше входит в десятку наиболее изученных личностей в истории.
«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1872) «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872—1876) «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873) «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874) 3.«Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874) 4.«Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876) «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878).
В. Дильтей
Один из наиболее ярких представителей «философии жизни» Вильгельм Дильтей родился в семье протестантского священника в городке Бибер вблизи Висбадена. В семье царила атмосфера просветительской религиозности, дух наук и авторитет искусств. Гимназия дала юноше неплохие знания, которые позволили ему поступить на учебу на теологический факультет Гайдельберзького университета, продолжить его в Берлинском университете, основательно изучить теологию, историю и философию.
Становление философского мировоззрения молодого ученого осуществлялось под влиянием Куно Фишера, тогда еще молодого приват-доцента, который только-только начинал работу над будущим знаменитым исследованием по истории европейской философии.
«Жизнь Шлейермахера», «Введение в науки о духе», «До решения вопроса о происхождении нашей веры в реальность внешнего мира и ее обоснованность», «Описательная психология», «Переживание и поэзия», «Построение исторического мира в науках о духе»и др..