Условия, обеспечивающие успешность самостоятельной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда учащийся ясно осознает цель работы и у него есть стремление к достижению этой цели. Иными словами, успех самостоятельной работы обуславливается целенаправленностью учащихся. Роме того, успех самостоятельной работы обуславливается также наличием уже сформировавшихся в процессе обучения умений и навыков, как практических, так и умственных, которые необходимы для достижения поставленной цели. Целенаправленность делает самостоятельную работу учащихся сознательной, осмысленной, вызывает интерес к ней. Наличие уже сформированных умений и навыков составляет ту техническую основу, те механизмы, при помощи которых учащиеся идут к достижению поставленной цели. Необходимо, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и давались в определенной системе. Основной этой системы должно быть постепенное нарастание самостоятельности детей, которое осуществляется путем усложнения, как материала, так и мыслительных задач, а также путем изменения роли и руководства учителя.[6,14] В связи с указанными условиями успешности самостоятельной работы большое значение приобретает инструктаж, который проводится учителем перед началом самостоятельной работы в устной, письменной и наглядной Фоме. В ходе инструктажа разъясняются цель и значение предстоящей самостоятельной работы, дается задание для нее и в зависимости от того, насколько учащиеся владеют необходимыми умениями и навыками, указывается (более или менее подробно) или не указывается способ осуществления задания. Самостоятельная работа только тогда достигает наибольшего успеха, когда школьники осознают, дают себе отчет, как в конечных результатах своих достижений, так и в тех ошибках, которые были допущены ими в ходе работы. Большую роль в этом играет анализ учителем работы учащихся. Эта работа оказывает влияние на эффективность обучения, если учитель формирует деятельность учащихся, направленную на самоконтроль результатов своей учебной деятельности.[8,78]
Мы охарактеризовали конкретные методы учебной работы - изложение учебного материала учителем, беседу, самостоятельную работу учащихся. Рассматривая каждый метод, мы раскрывали его как с внешней стороны, так и с внутренней, т.е. характеризовали познавательную деятельность учащихся, которую они проявляют, когда учитель излагает материал, предлагает вопросы, задания для самостоятельного выполнения. Для каждого метода характерно свое особое взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого учитель организует познавательную деятельность учащихся, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Это взаимодействие связано с развитием и формированием личности учащегося. Теория и практика обучения показывает, что выбор метода учебной работы зависит от нескольких факторов. 1. От общей цели и содержания образования. С изменением цели и содержания образования изменяются методы учебной работы. 2. От дидактической цели урока. Если основная дидактическая цель урока –проверить и оценить умения и навыки учащихся.то целесообразно и необходимо использовать также самостоятельную работу, но уже в форме диктовки. 3. От содержания учебного материала, который должен быть предметом изучения на данном уроке. Если предметом изучения на уроке будет то или иное грамматическое явление, для определения которого целесообразно исходить из наблюдения языковых явлений, то использование метода беседы будет эффективнее, чем использование метода изложения и т. п.
4. От возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний и навыков. Так, рассказ - одна из форм повествования - используется. Во всех классах школы, но длительность его в зависимости от возраста и степени подготовки учащихся будет различной. В начальных классах вследствие недостаточно развитого внимания детей, умения слушать на уроке используется, как правило, не один, а несколько методов. 5. Подготовка учителя, его мастерство могут оказывать некоторое влияние на выбор метода учебной работы. Некоторые учителя обладают искусством педагогического рассказа и используют преимущественно данную форму повествования в своей работе. Другие являются мастерами проведения беседы, поэтому преимущественно используют данный метод в работе. Однако учитель ни в коей мере не может использовать в своей работе только не методы, искусством применения которых он владеет. Каждому учителю необходимо работать над совершенствованием своего педагогического мастерства и использовать на практике методы, соответствующие требованиям жизни, использовать комплексно во взаимодействии, реализуя образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.[5,35] Домашняя учебная работа на уроках иностранного язык Класс: 3«а» Тема: Грамматическая тема: «little\some\any\few» Основные задачи: развития умений и навыков диалогической устной речи, полное понимание текста, закрепление лексических единиц. Извлечь содержащуюся в тексте основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Умение различать главную и второстепенную мысль. Цель: развитие самообразования на уроке и дома Оборудование: доска с наглядностью, карточки со временем, раздаточный материал.
Практическая часть Рекомендации учителям 1.Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся. 2.Стимулирование учителя к применению новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий по развитию самообразованию у учащихся. 3.Дальнейшее изучение методик личностно ориентированного обучения. 4.Совершенствование педагогического мастерства 5. Учащимся необходимо предлагать задания с использованием в основном конструктивных образов, заставляющих учеников не отвлекаться на несущественные признаки и сразу выделять суть выделенных отношений 6.При обучении необходимо так организовать учебную деятельность школьников, чтобы они сами понимали смысл принципы построения английской речи. При этом нужно рассматривать с учащимися все предложенные ими идеи и отбрасывать лишь те, которые не имеют “рационального зерна”. 7..Необходимо составлять с учащимися план занятий или заданий, чтобы дети учились планировать свои действия прежде, чем будут их выполнять. При этом важно, чтобы выполнение составленной системы действий приводило к достижению намеченной цели 8. Избирая тему для обобщения, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
9. Определяйте форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями. 10. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики. 11. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. 12. Использование приемов, разработанных педагогами-новаторами: использование опорных сигналов, изучение материала крупными блоками, наглядный материал при самостоятельном выполнении какого-то задания в классе 13. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными 14. Организация систематического контроля и учета знаний учащихся 15. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.) 16. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи. Заключение
Итак, целью нашего исследования было изучить все аспекты и особенности домашней учебной работы по языку для развития самостоятельности школьников. Проведенный анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод, что домашнее задание - это одна из форм самостоятельной работы учащихся, способствующая не только обобщению, закреплению и углублению знаний, умений и навыков учащихся, но и развитию творческой самостоятельности, способности к самообразованию и рефлексии. При выполнении домашних заданий учащимся предоставляется большая самостоятельность в работе, когда они могут работать каждый в своем темпе, используя разные способы для запоминания изучаемого, уделяя отдельным видам заданий больше внимания. Домашние задания при обучении английскому языку способствуют развитию памяти, логических способностей, склонностей и дарований учащихся. Несмотря на всю важность данного вида работ, мы выяснили, что существует две точки зрения на проблему, связанную с необходимостью домашних заданий. Одни педагоги (Е.С. Рабунский, З.П. Шабалина и др.) утверждают, что домашние задания являются неотъемлемой принадлежностью урока, его естественным продолжением, а другие (О.Г. Зязева и др.) - склоняются к тому, что домашние задания носят необязательный характер. Анализ педагогической и методической литературы выявил следующие дидактические компоненты, характеризующие домашнее задание: цели, виды, содержание, средства, методы, функции, формы контроля над выполнением домашних заданий. Так, одни ученые считают, что домашнее задание - это продолжение урока, и основная его цель — закрепление знаний, умений и навыков учащихся (О.А. Аракелян, В.Г. Федорович). Другие полагают, что основная цель домашних заданий - это подготовка учащихся к урокам, к изучению нового и к закреплению изученного материала, а также практическое применение полученных на уроке знаний (М.А. Данилов, З.П. Шабалина). В ходе проведения пробных уроков и анализа доступной нам литературы изучены возможности работы педагога по формированию у учащихся умений и навыков домашней учебной работы. В результате проделанной работы, выяснилось, что характер учебной деятельности учащихся в ходе урока, те методы по оптимизации усвояемости учебного материала, которые применяет учитель, напрямую влияют и на характер домашних заданий. Если рекомендации по работе с учебником и другой дополнительной литературой имеют свою специфику, с которой в ходе урока учащиеся не сталкиваются, то методы систематизации и закреплению полученных знаний, применяемые на уроках, находят свою продолжение в ходе подготовки учащихся к занятиям. Поэтому учитель может напрямую влиять на характер деятельности учащихся в домашней учебной работе: вначале обучив в ходе уроков методам применения, закрепления и систематизации знаний, и затем – пригласив учащихся к самостоятельному их использованию. Приводимые практические рекомендации учителям, могут быть рекомендованы к использованию и в других школах. На их основе каждый творчески мыслящий педагог способен разработать собственные рекомендации приемов, навыков и умений домашней работы учащимся, в зависимости от собственного стиля работы, от тех форм обучения, которые он сам применяет в своей педагогической деятельности. Список литературы 1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-М.: Университетское, 1990.-345 с 2. Баранов С.С. и др. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. -340с 3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.:Просвещение, 1991.-257с 4. Бесова М.А., Старовойтова Т.А. Педагогические технологии в начальной школе. - Могилев, 2003.-246с 5. Казанский Н.Г. Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы).-М.:Издательство «Просвещение». 1978 г.-222с 6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие. – М., 1999.-186с 7. Осипова М.П. Методика воспитательной работы. – Мн.: Университетское, 1991.-267с 8. Педагогика: Учеб. Пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. -340с 9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2000.-456с 10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М., 2000.-309с 11. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990. -243с 12. Чепиков В.Т. Педагогика. – М., 2003. 13. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1996. -189с 14. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе.- М., 1998.-165с 15. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М.:Просвещение, 1985.-403с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|