Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и механизмы воздействия государства и бизнеса

 

Выполнили:

Студенты группы 237334/0001

___________ В.В Кабанов

(подпись) (Ф.И.О)

___________ М.В Данченко

(подпись) (Ф.И.О)

 

Проверил доцент, к.э.н.

___________ М.В Иванов

(подпись) (Ф.И.О)

 

 

Санкт-Петербург

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА.. 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА.. 6

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 8

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА.. 10

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ГЧП 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях реализации стратегической задачи инновационного обновления экономики России вследствие дефицита бюджетных ресурсов все более актуальным становится использование механизма государственно-частного партнерства для различных инфраструктурных проектов.

Издание данной монографии обусловлено малоизученностью этого перспективного на сегодняшний день механизма, недостаточностью комплексных исследований по данному направлению, отсутствием большого количества учебно-методических пособий, а также несовершенством нормативно-правовой базой.

В условиях модернизации экономики нашей страны очень важно делать акцент на грамотных, слаженных действиях органов государственной власти и бизнес – сообщества, так как в условиях бюджетного дефицита проекты государственно-частного партнерства могут стать реальным и эффективным инструментом для выхода из сложившейся социально-экономической ситуации.

В данной монографии рассматриваются теоретические основы и причины возникновения государственно-частного партнерства, недостатки нормативно-правовой базы ГЧП в России, модели реализации данного механизма, этапы организации подготовки ГЧП проектов, формы проектного финансирования и инвестиционный анализ ГЧП-проектов. В монографии исследуются различные виды рисков, которые необходимо учитывать при реализации ГЧП проектов и рассматриваются примеры реализации проектов в России и за рубежом.

В монографии исследуются теоретические, методологические и практические аспекты совершенствования механизма взаимодействия 7 государства и бизнеса в современных условиях развития экономики

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Партнерство власти и бизнеса – одна из самых комментируемых тем в программах, посвященных поиску выхода экономики из кризиса. Об этом говорят многие и много, но какие проблемы решает такое судьбоносное сотрудничество, поясняют единицы и то как бы вскользь, чтобы не превысить полномочия и не запутаться в трактовках. В этой ситуации каждый предприниматель должен на своем опыте постигать, кем в действительности друг другу приход.

Упоминаний о партнерстве государства и частного бизнеса много в литературе, законодательных инициативных документах, предложениях общественных организаций. Большой интерес к проблеме партнерства с частным бизнесом проявляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, консалтинговые компании, крупный и мелкий бизнес.

Сам термин «государственно-частное партнерство» является переводом распространенного во всем мире термина «public - private partnership». В зарубежных странах часто термин «public - private partnership» (PPP) употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса. Это может быть совместный проект, унитарное предприятие, государственные налоговые льготы и др. Целью такого партнерства оказывается более эффективное решение общественных задач развития.

Государственно-частное партнерство позволяет объединить усилия двух сторон, сконцентрировать средства, минимизировать риски. Интерес к инвестиционной составляющей такого рода сотрудничества возник достаточно давно: первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 г. Активно государственно- частное партнерство в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX - XX вв. для строительства железных дорог. Одно из целостных определений партнерства государства и бизнеса как специфической формы хозяйственно-правовых отношений дано В.Г. Варнавским: «Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг».

Как правило, такой альянс оказывается временным и прекращается после его реализации. Партнерство государства и бизнеса как механизм - это принципы, правовые, организационные и экономические формы взаимодействия государства и бизнеса в целях инновационного развития. Последний виток интереса к партнерству государства и бизнеса возник в 90-е годы XX в. в Великобритании.

Именно в это время начала развиваться британская форма партнерства государства и бизнеса – «частная финансовая инициатива» (private financing initiative, PFI), суть которой состояла в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов (рис.1.1). Компенсация расходов частного инвестора осуществляется впоследствии за счет доходов от эксплуатации либо за счет платежей из бюджета.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Необходимость, теоретическая и практическая обусловленность партнёрских отношений государства и фирм находит объяснение в эволюции исторических форм этих отношений и критериев хозяйствования.

На протяжении длительного периода формирования и существования рыночной экономики взаимодействие государства и фирм как процесс воздействия этих субъектов друг на друга, их взаимной определённости и изменения состояния прошли длительный путь развития, что приводило к трансформации форм этих взаимодействий [1,C.192-195].

Изменения в обществе и экономике вызвали появление новых концепций экономической теории. На смену идеям линейности развития, полноты информации, сохранения традиций, социальной иерархии, приоритета объективного над субъективным пришли идеи принятия решений и выбора в условиях неопределенности, нелинейности развития и эволюции.

Если в условиях доиндустриального и индустриального обществ происходило приспособление людей к природе и ресурсам, воспринимаемое как объективное начало экономики, то постиндустриальное общество строится на взаимодействии субъектов, на формировании общественных целей и приоритетов. Учитывая этот аспект, отметим, что для доиндустриального и индустриального обществ был правомерным анализ взаимоотношений по принципу «субъект – объект», то есть в рамках исследования взаимоотношений государства и бизнеса [2], где бизнес — деятельность, направленная на получение прибыли или иного дохода.

 

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как и всякий экономико-правовой феномен федеративного государства, практика государственно- частного партнерства, взаимодействия власти и бизнес- структур в России должна сочетать в себе начала централизации и децентрализации, а также в полной мере соответствовать разграничению полномочий всех уровней публичного управления как участников этого партнерского взаимодействия.

В этой связи справедливо говорить о необходимости федерализации как самой практики государственно-частного партнерства (ГЧП), так и ее нормативно-правовой базы. Как мы полагаем, подобная «федерализация» – это внутренне согласованная вертикаль форм и инструментов партнерских отношений, имеющая нормативно-правовое и методическое единство, а также отражающая интересы как всех слоев частного предпринимательства (крупный, средний и малый бизнес), так и всех уровней публичного управления (государства в целом, регионов и муниципальных территорий), а также населения.

Однако до настоящего времени взаимодействие системы отношений ГЧП и их нормативно-правового регулирования со спецификой экономико-правовой природы России как государства федеративного типа практически не рассматривалось в научной литературе.

Во многом это связано с тем, что в 2000-е годы проблематика федеративных отношений как предмет научных исследований – как правовой, так и особенно экономической направленности в значительной мере «ушла в тень». Не инициировала новой мощной волны интереса к данному кругу вопросов и так называемая «федеративная реформа». Ее началом принято считать 2003 г., когда, впервые после принятия Конституции 1993 г. была официально декларирована идея «федеративной реформы» как самостоятельного направления экономических и политических реформ в стране.

Даже безотносительно всех последовавших успехов и провалов «федеративной реформы», сама констатация ее необходимости (именно как системной реформы, а не просто как исправления отдельных, ранее допущенных ошибок) говорила о признании того, что процесс формирования российской федеративной государственности еще не завершен и нуждается в целом ряде логически взаимосвязанных продолжений. Тем не менее, уже со «старта» реформы было хорошо заметно, что в ее рамках речь идет преимущественно о системе чисто административных решений, не имеющих под собой серьезно проработанной правовой доктрины, а также социально-экономической стратегии, отражающей цели, этапы и ожидаемые конечные результаты намечаемых в этой сфере преобразований.

Например, положения п. 4 ст.5 Конституции РФ 1993 г. утверждают, что «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны». Однако в 2003 г.

были внесены законодательные изменения, в силу которых ряд регионов, входящих в состав иных субъектов Федерации (т.е. автономии), были, по сути, лишены этого равноправия.

Эти регионы были существенно ограничены в исполнении полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов [1]; одновременно резко сузилась и налоговая база их бюджетов. Кроме того, начиная с середины первого десятилетия 2000-х гг. страна пережила явный тренд централизации полномочий в сфере экономического и социального регулирования, который сопровождался расширением круга полномочий, исполняемых территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти. Как отмечали эксперты Совета Федерации, «итогом федеративной реформы стала значительная централизация управленческих компетенций на федеральном уровне» [2]. Действительно, в ходе этой реформы региональными органами власти были утрачены многие важные полномочия по вопросам экономического регулирования, особенно, в сфере недропользования, инвестиционной и налоговой политики и пр.

Формально заявленная в 2011 году кампания децентрализации и передачи части полномочий государственного управления на субфедеральный уровень, по сути, окончилась ничем. Формально переданные полномочия оказались по преимуществу малозначимыми, несопоставимыми с изначально поставленной целью сделать децентрализацию фактором существенного усиления роли регионального и муниципального звена управления в решении задач инновационной модернизации национальной экономики [3].

Остались нереализованными и наиболее значимые предложения по реформированию межбюджетных отношений с целью более весомо стимулировать регионы и экономически наиболее «весомые» муниципалитеты России к активной промышленно-инновационной политике [4].

Одновременно начатая в середине 2000-х годов муниципальная реформа (особенно на ее начальном этапе) привела к практически полной «деэкономизации» полномочий органов местного самоуправления [5]. Такая утрата полномочий существенно сузила возможности субъектов Федерации и крупных муниципальных образований (например, городов – «столиц» субъектов Федерации) в осуществлении проектов государственно- частного и муниципально-частного партнерства, особенно крупных инвестиционных проектов инновационной направленности.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

При структурировании проектов государственно- частного партнерства жизненно важным умением проектной команды является управление рисками: умение определять, анализировать и распределять проектные риски максимально эффективно.

Вопросы управления рисками являются основополагающими для ГЧП, так как в этом кроется сама суть ГЧП – механизма согласованного разделения рисков между государственной и частной сторонами. В проекте Федерального закона «О государственно-частном партнерстве» под ГЧП понимается «долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров,…, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов», а одним из основных принципов ГЧП значится «справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве и компенсации затрат».[1] Под понятием «риск» необходимо понимать «возможность наступления события, влекущее изменение обстоятельств, при которых реализуется проект по сравнению с теми допущениями, на основе которых прогнозировались доходы и затраты проекта» [2]. Управление рисками должно осуществляться на непрерывной основе, а не только на стадии планирования проекта.

В данном процессе можно выделить следующие ключевые стадии [3]:

Определение рисков: процесс определения всевозможных рисков, которым может подвергнуться проект от стадии его инициации до полного или частичного завершения; Оценка рисков: определение того, насколько вероятна реализация того или иного риска и каковы будут последствия их реализации;

Распределение рисков:

распределение между участниками ответственности за разрешение возникших проблем при реализации того или иного риска;

Минимизация рисков:

процедуры по минимизации вероятности реализации возможных рисков и снижению степени последствий от их реализации;

Мониторинг и контроль рисков: мониторинг, пересмотр определенных рисков и управление новыми рисками, возникающими в процессе реализации проекта, изменения обстоятельств и среды, в которой осуществляется проект (рис. 7.1).

Риски проекта и их существенность распределены неравномерно в рамках жизненного цикла проекта. Как правило, риски возрастают с развитием проекта, с большим вложением в него ресурсов. Максимальный уровень рисков приходится на стадию запуска проекта (рис. 7.2.) [5].

 

 

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ГЧП

В условиях перехода на инновационный путь развития, созидательная и регулирующая роль государства, призванного обеспечить технологический прогресс общества, возрастает. Государство может и должно стимулировать создание и внедрение технических новшеств, ускоряющих инновационный процесс, аккумулировать масштабные ресурсы, требуемые для реализации крупных инновационных проектов.

Современное состояние транспортной инфраструктуры диктует необходимость разработки новых и совершенствования действующих инструментов ее финансирования. Значительной попыткой существенным образом улучшить инфраструктуру в России является широкомасштабное привлечение внебюджетных инвестиций в дорожное хозяйство.

Учитывая ограниченные возможности федерального, областного и местного бюджетов, эффективным способом привлечения инвестиций в крупные общественно значимые инфраструктурные инновационные проекты является реализация в дорожном хозяйстве механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). На основании анализа большого перечня определений термина «государственно-частное партнерство», представленных авторитетными международными правительственными и финансовыми институтами, нормативными и законодательными актами Российской Федерации, научными институтами и бизнес - сообществом России, в исследовании В.В. Максимова дается следующее определение категории «государственно-частное партнерство» при реализации транспортных инфраструктурных проектов, учитывая современную специфику российских условий становления рыночных отношений.

Государственно-частное партнерство – это юридически оформленная система взаимоотношений сторон-партнеров, направленная на совместную реализацию инвестиционных проектов, основанная на справедливом распределении необходимых организационных, финансовых, производственных и прочих рисков, и обеспечивающая сторонам приемлемый результат [36]. ГЧП является одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается увеличить объем инвестиций в инфраструктуру за счет внебюджетных источников, т.е. частного капитала российских и иностранных инвесторов. Интерес государства к частному бизнесу не исчерпывается только этим.

Среди основных задач, которые решает государство, привлекая частных инвесторов к созданию и управлению, например, дорожной инфраструктурой, также находятся следующие: ·повышение качества проектно-изыскательских, строительных работ и транспортных услуг; · экономия бюджетных средств на этапе эксплуатации постоянных транспортных сооружений, за счет переложения эксплуатационных расходов на частную компанию при сохранении за государством прав собственности на эти объекты; · сокращение непроизводительных затрат и издержек, уменьшение сроков строительства, привлечение передовых современных технологий [43]. Заинтересованность бизнеса в государственно- частном партнерстве также достаточно велика.

К числу основных причин заинтересованности бизнеса, в том «государственно-частное партнерство» при реализации транспортных инфраструктурных проектов, учитывая современную специфику российских условий становления рыночных отношений. Государственно-частное партнерство – это юридически оформленная система взаимоотношений сторон-партнеров, направленная на совместную реализацию инвестиционных проектов, основанная на справедливом распределении необходимых организационных, финансовых, производственных и прочих рисков, и обеспечивающая сторонам приемлемый результат [36]. ГЧП является одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается увеличить объем инвестиций в инфраструктуру за счет внебюджетных источников, т.е. частного капитала российских и иностранных инвесторов. Интерес государства к частному бизнесу не исчерпывается только этим.

Среди основных задач, которые решает государство, привлекая частных инвесторов к созданию и управлению, например, дорожной инфраструктурой, также находятся следующие: ·повышение качества проектно-изыскательских, строительных работ и транспортных услуг; · экономия бюджетных средств на этапе эксплуатации постоянных транспортных сооружений, за счет переложения эксплуатационных расходов на частную компанию при сохранении за государством прав собственности на эти объекты; · сокращение непроизводительных затрат и издержек, уменьшение сроков строительства, привлечение передовых современных технологий [43]. Заинтересованность бизнеса в государственно- частном партнерстве также достаточно велика.

К числу основных причин заинтересованности бизнеса, в том проектов ГЧП в дорожной сфере являются следующие: Средства бюджетов разных уровней. В Российской Федерации одним из основных источников финансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение (федеральные проекты) и осуществляемых на условиях ГЧП в транспортных отраслях, является Инвестиционный фонд РФ, образованный как часть федерального бюджета. При этом в транспортной инфраструктуре Российской Федерации бюджетное финансирование в наибольшем объеме предусмотрено для проектов ГЧП в автодорожной отрасли (автомобильные дороги, искусственные сооружения на них и иное обустройство дорожных объектов) от 43,9% до 64,4% от общего межотраслевого финансирования инфраструктурных проектов [52].

Инвестиционный фонд предусматривает финансирование общегосударственных и региональных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП, при условии, что вклад инвесторов составляет не менее 25% для федеральных проектов и 50% для региональных проектов. В случае реализации регионального проекта, из регионального бюджета должна быть выделена определенная доля со финансирования.

При этом все проекты должны удовлетворять критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Средства частного сектора экономики. Участниками государственно-частного партнерства со стороны частного сектора экономики могут выступать граждане и юридические лица, представленные как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учредителем которых не является государство. Проекты ГЧП подразумевают сложные финансовые, юридические и контрактные отношения между государственным и частным секторами и представляет долгосрочные политические, финансовые и контрактные обязательства.

Невозможно принудить частных инвесторов к участию в ГЧП. Они будут вступать в партнерские отношения с государством, только если будут считать, что проект имеет хорошие шансы на успех и что их интересы будут соблюдены. Способствует частному финансированию при оптимальных условиях для государственного сектора благоприятный инвестиционный климат. Частные инвестиции требуют комплекса установленных правил и процедур, обеспечивающих разумную степень доверия к защите инвестиций. Хорошо сформулированные юридические и нормативно-правовые механизмы в сочетании с политикой в области ГЧП позволяют сторонам понять границы своих взаимоотношений и уверенно определять условия контрактов [15].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В монографии рассмотрены причины возникновения и теоретические основы ГЧП, недостатки нормативно- правовой базы, этапы организации подготовки ГЧП- проектов, формы проектного финансирования и инвестиционный анализ проектов. Исследуются теоретические аспекты трансформации форм взаимодействия государства и бизнеса на основе концепций экономической теории. Обоснована необходимость реализации данного механизма в различных отраслях национальной экономики, включая социальную сферу на всех уровнях государственного и муниципального управления. Определены основные направления совершенствования нормативно-правового обеспечения функционирования и развития ГЧП в Российской Федерации. Исследованы модели ГЧП, их сущность и формы реализации. Предложены наиболее предпочтительные направления и пути их реализации для повышения эффективности используемых ресурсов. Особое внимание уделено проблемам организации подготовки проекта ГЧП. Предложены механизмы оценки деятельности и оптимизации реализации инновационных проектов частных партнеров на базе формирования экономико- математической модели и использования унифицированного алгоритма. Разработаны методические принципы согласования экономических интересов публичного и частных партнеров путем постановки оптимизационных задач формирования инвестиционных планов предприятий, позволяющих получить системный эффект. Рассмотрены общие формы, типы и модели привлечения инвестиций в ГЧП-проекты. Исследованы 565 проблемы формирования финансовых потоков при реализации ГЧП-проектов и разработаны экономико- математические модели, направленные на повышение эффективности проектов и приведены примеры их практической реализации. Представлена классификация рисков, возникающих при реализации проектов, проанализированы причины их возникновения и исследованы пути их минимизации. Разработаны основные критерии оценки эффективности и риска реализации проектов в системе ГЧП. Исследовано влияние институциональных преобразований на характер взаимодействия бизнеса и органов государственно-муниципального управления. Отмечается необходимость разработки институционально- правового блока, четко регулирующего права, обязанности, последовательность соблюдения действий, отраженных в законодательных положениях, и создание единого органа управления в системе ГЧП. Особое внимание уделено проблемам создания и функционирования институтов развития для повышения эффективности их деятельности в интересах успешного развития национальной экономики. Рассмотрены примеры результативной реализации проектов ГЧП в различных отраслях региональной и национальной экономики.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов, А. Н. Управление инвестиционной деятельностью предприятий и комплексов: теория, методологи, практика // Автореферат дисс…д.э.н., Воронеж, 2007. – 40 с.

2. Волосов, А. И. Теория и методология государственного управления инвестиционной деятельности // Автореферат….д.э.н.-СПб, 2008. – 35 с.

3. Закорин, Н. Д. Методология инвестиционного развития туристского потенциала территориальных образований // Дисс…..д.э.н.- СПб, 2006. – 260 с.

4. Кузьминов, Я. И. Курс институциональной экономики: Институты, сети, трансакционные издержки и контракты / Я. И. Кузьминов, К. А., Бендукидзе, М. М. Юдкевич. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 443 с.

5. Львов, Д. С. Введение в институциональную экономику. М.: Издательство «Экономика», 2005. – 445 с.

6. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. – М.: Фонд экономической книги Начала, 1997. – 180 с. – (Современная институционально-эволюционная теория).

7. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. – СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2008. – 168 с.

8. Шаститко, А. Е. Новая институциональная экономическая теория. – М.: ТЕИС, 2002. – 591 с.

9. Вольчик, В. В. Лекции по институциональной экономике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutional.narod.ru/lectures/lecture1.htm. – Дата обращения 05.11.2011.

10. Россия в цифрах, 2013. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/p ublications/catalog/doc_1135075100641. Дата обращения 08.08.2013.

11. Нарышкин, С. Е. Привлечение иностранных инвестиций: экономическая стратегия и развитие регионов России: Монография. – М.: Изд-во «Контракт», 2009. – 320 с.

12. www.unctad.org (UNCTAD). 13. www.gks.ru (Росстат РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...