Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые информационные системы в странах Западной Европы

 

 

Исполнитель

студентка группы П-52 А.Ю. Теслина

 

Гомель 2013


 

Информационные системы и базы данных
законодательства и судебных решений Европейского Союза

Электронные публикации нормативных актов, судебных решений, иных данных о праве и политике Европейского Союза основываются на достижениях информационно-телекоммуникационных технологий. Опираясь на возможности новых технологий, Совет и Комиссия ЕС приняли решения о создании компьютерной системы хранения и распространения информации - специализированных банков данных, компьютерных программ и сетей применительно к различным сферам деятельности Сообщества и общественной жизни. В их числе решения о создании компьютерных информационных систем по праву ЕС. Они позволяют пользователям (органам и должностным лицам ЕС и государств-членов, предприятиям, юристам, другим гражданам) более оперативно получать доступ ко всей необходимой информации о правовых актах ЕС и решениях Европейского суда, хранить ее наряду с традиционными средствами - печатными изданиями. К настоящему времени создано несколько информационно-правовых систем (“евробаз”).

CELEX (www.law.warwick.ac.uk).Система CELEX представляет собой универсальный источник распространения и хранения источников права Европейского Союза. Ее можно рассматривать в качестве электронного аналога Официального журнала. В банке данных CELEX содержатся полные тексты всех документов, принятых Европейскими сообществами и Союзом начиная с 1951 г. Эти документы разделены на 7 групп:

1) учредительные договоры - группа 1;

2) соглашения;

3) “вторичное” право Европейских сообществ (законодательные акты, принятые институтами Союза);

4) документы вспомогательного и подготовительного характера (заключения Европарламента, Комитета Регионов и др.);

5) парламентские вопросы;

6) решения Европейского суда и Суда первой инстанции;

7) ссылки на законодательные акты государств-членов, принятые для выполнения положений директив ЕС, - группа 7.

Все документы, находящиеся в банке данных СЕLEX, сгруппированы также по тематическим индексам, что позволяет находить необходимые правовые источники, не располагая данными об их форме и дате принятия: общие, финансовые и институционные вопросы (код 01); Таможенный Союз и свободное движение товаров (02); сельское хозяйство (03); правовое регулирование деятельности предприятий (17); общая внешняя политика и политика безопасности (18) и т.д. В каждом тематическом коде далее выделяются уточняющие дополнительные коды. Например, с помощью индекса общих, финансовых и административных вопросов (код 01) можно искать документы, относящиеся к принципам и целям учредительных договоров (код 01.10), общим положениям (01.20), институтам (01.30), а среди них - посвященные общим вопросам организации институционного механизма ЕС (01.40.10), Европарламенту (01.40.20), Совету (01.40.30) и др.

Система CELEX функционирует в настоящее время на семи официальных языках ЕС (английском, немецком, французском, греческом, итальянском, датском и голландском), а доступ к ее ресурсам возможен как путем подсоединения телекоммуникационных сетей передачи информации (“on-line”), так и с использованием CD-ROM. Среди пользователей данной системы много юридических фирм, частных предприятий, государственных и образовательных учреждений, в том числе и в России.

Другие информационно-правовые системы. Системы SCAD (scad.utdallas.edu), ECLAIS (EC Library Automated Catalogue) содержат автоматизированный каталог Библиотеки Комиссии в Брюсселе и позволяют ознакомиться с научными монографиями, диссертациями и статьями в периодических изданиях, посвященными различным аспектам европейской интеграции и права Европейского Союза.

Сходные функции и у системы ЕPISTOTE, банк данных которой включает свыше 10 тыс. публикаций о Европейском Союзе и его правовой системе.

Свою информационную систему и базу данных имеет и Европарламент - EPOQUE (europa.eu.int/) (European Parliament Online Quiry). Наряду с полной информацией о деятельности представительного органа Европейского Союза в ней содержатся материалы, помещаемые национальными парламентами стран-участниц ЕС.

В настоящее время создается новая информационная система, содержащая банк данных о деятельности всех институтов и органов Европейского Союза, их подразделений, BIAS.

Кроме информационно-правовых систем, организуемых и управляемых непосредственно Европейским Союзом, существуют и неофициальные компьютерные системы документации права ЕС, которые создаются государствами-членами, коммерческими организациями и научными институтами: LEXIS (www.lexis-nexis.com),(Великобритания), JURIS (www.euroscep.dircon.co.uk/corpus.htm) (ФРГ), CD-ROM EUROPA (Нидерланды). В них помещаются важнейшие правовые акты и судебные решения ЕС, представляющие наибольший интерес для государственных органов, юридических лиц и граждан.

Информационные службы

Европейское агентство официальных публикаций (EUR-OP) (eur-op.eu.int). Создано в 1969 г.Осуществляет меры по информационному обеспечению всех сторон деятельности Европейского Союза в области традиционных (печатных) и новых (электронных) средств распространения информации. Это агентство, расположенное в Люксембурге, совмещает функции издательства, типографии и распространителя публикаций Европейского Союза: Официального журнала и других периодических печатных изданий (свыше 80), отдельных выпусков законодательства, статистических и иных справочников, монографий и брошюр, предназначенных для широкой публики, 12 правовых, экономических и статистических “евробаз”, видеоматериалов и т.д. Все эти функции осуществляются персоналом примерно в 500 человек.

Особо следует выделить сложную и требующую большого труда задачу обеспечения перевода материалов, чтобы необходимая информация о Европейских сообществах и Союзе была доступна говорящей на разных языках аудитории из всех государств-членов ЕС. Институт или иной орган Европейского Союза, заинтересованный в публикации определенного материала, делает заказ EUR-OP, на основании которого последнее готовит материал для печати. Наиболее часто заказчиками публикаций выступают Европарламент, Комиссия, а также ее структурные подразделения (генеральные директораты, Статистическое агентство и др.). EUR-OP располагает специализированной сетью отделов по распространению публикаций Европейского Союза, расположенных во всех 15 государствах-членах, а также свыше 30 отделов продажи в других странах (в том числе и в России).

Благодаря EUR-OPобеспечивается информирование граждан, предприятий Европейского Союза о принимаемых законодательных актах, действующих и предполагаемых решениях Союза, заполняется “информационный вакуум”, который, несомненно, препятствует эффективному осуществлению Европейским Союзом своих задач. Эти же цели преследуют создаваемые на локальном уровне специальные информационные центры и центры документации.

Среди причин постоянно возрастающей активности Европейского Союза в информационной сфере немалую роль играет и пропагандистский аспект: убедить граждан, а вместе с ними и органы власти государств-членов в тех выгодах и преимуществах, которые предоставляет европейская интеграция для каждого человека, в необходимости дальнейшего расширения компетенции Европейского Союза и его институтов. Как информационные, так и пропагандистские цели стимулировали поиск новых дополнительных средств распространения информации о Европейском Союзе, обеспечивающих доведение ее до сведения граждан непосредственно по месту их жительства. Именно поэтому Европейским Союзом в странах-участницах, национальных университетах и библиотеках были открыты специальные информационные центры, которые подразделяются на несколько категорий. Все это способствует, в конечном счете, сближению не только государств, но и народов Европы, что является основной целью Европейского союза.

Информационные центры в Европе (Information Centres on Europe). Расположены в крупных городах Европейского Союза, осуществляют распространение информации, которая представляет интерес для общественности государств-членов, в том числе законодательных актов ЕС. В их функции входит также проведение семинаров и симпозиумов, выпуск бюллетеней, предоставление консультаций заинтересованным лицам по всем вопросам деятельности Европейского Союза. Через данные центры можно получить доступ к важнейшим информационным системам ЕС, в том числе к универсальной базе данных права Союза CELEX.

Информационные пункты Евро (EURO Info Points). Сходные задачи выполняет сеть информационных пунктов в различных частях ЕС. В каждом из таких пунктов содержатся Официальные журналы, с которыми может ознакомиться любой желающий; в информационном пункте Евро можно сделать запрос на получение интересующей информации о Европейском Союзе.

Европейские информационные центры(ЕURO Info Centres). Ориентированы на более узкий круг лиц: предпринимателей и компании, в основном предприятия малого и среднего бизнеса. В более чем 250 центрах на территории Европейского Союза и в их зарубежных отделениях заинтересованные лица могут получить информацию о мерах Сообщества (в том числе о правовых актах) в области регулирования экономических отношений, правовом положении коммерческих организаций в ЕС, финансовой помощи Сообщества предприятиям малого и среднего бизнеса в форме консультаций специалистов, курсов для предпринимателей, экспертиз инвестиционных проектов и т.д..

Европейские справочные центры (Еuropean Reference Centres). Действуют с 1963 г. Располагаются в университетах или других образовательных учреждениях Европейского Союза и других стран. В настоящее время работает более 200 таких центров. 1/3 из них расположена на территории Сообщества, а 2/3 - за рубежом.

Европейские депозитарные библиотеки (European Depository Libraries). В 1963 г. Европейское Сообщество также приступило к созданию сети Европейских депозитарных библиотек в крупнейших национальных библиотеках государств-членов и других стран (всего на сегодняшний день создано более 100 депозитарных библиотек на территории ЕС и за рубежом). Депозитарные библиотеки получают копии официальных публикаций Европейского Союза и предоставляют их читателям для ознакомления.

Евробиблиотеки. Аналогичную организацию и задачи имеют Евробиблиотеки, расположенные в трех странах Сообщества - Великобритании, Испании и Дании. Несмотря на то, что Евробиблиотеки пока охватывают лишь часть территории Европейского Союза, их число превышает количество депозитарных библиотек. Например, в одной только Великобритании функционирует свыше 80 подобных учреждений, расположенных в различных регионах этой страны.

Локальные городские информационные центры (Local Urban Information Centres). Экспериментальная система локальных городских информационных центров предназначена для информирования жителей городов Европейского Союза о программах и мероприятиях Сообщества, затрагивающих социально-экономические интересы горожан. Центры обеспечивают доступ к документации ЕС по данным вопросам, в том числе через электронные базы данных.

Сельские информационные пункты. Те же задачи в отношении крестьян, других работников сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий возложены на систему из 50 сельских информационных пунктов, охватывающую большинство аграрных районов ЕС.

Система Европраво (EURO-Jus). Состоит из профессиональных юристов, которые предоставляют консультации гражданам и юридическим лицам по различным аспектам применения права Европейского Союза. Юрисконсульты, работающие в данной системе, действуют в рамках представительств Комиссии в государствах-членах ЕС.

Линия потребителейCOLINE (Consumer Line). Пять центров, входящих в трансъевропейскую сеть COLINE, предоставляют консультации по вопросам защиты прав потребителей в Европейском Союзе.

Система Трансграничных центров информации и консультаций для потребителей (Trans-border Information and Consulting Centres for Consumers). Эта информационная сеть служит защите прав и интересов потребителей в ЕС. Учреждаемые по инициативе местных и региональных властей государств-членов ЕС данные центры оказывают содействие гражданам по приобретению товаров и услуг. Помощь центров может осуществляться в форме предоставления необходимой информации, консультаций юридического и экономического характера, прямого содействия частному импорту товаров, посредничества при спорах потребителей с продавцами, производителями, государственными органами.

Система Европейских центров документации (European Documentation Centres (EDC)). Представляет особый интерес для юристов и других лиц, изучающих право Европейского Союза. Система Европейских центров документации учреждена в 1963 г. с целью содействия и координации учебных и исследовательских проектов в области европейского права. Поэтому местонахождением данных центров обычно являются университеты, другие научные и образовательные учреждения. Именно EDC являются “хранителями” документов, изданных Европейским Союзом: выступают подписчиками Официального журнала, других периодических изданий и материалов, издаваемых Европейским агентством официальных публикаций (в том числе электронных публикаций и баз данных). Многие из них поступают исключительно в EDC. Европейские центры документации обладают привилегией бесплатного подсоединения к системе CELEX и другим компьютерным базам данных ЕС.

Основными потребителями услуг Европейских центров документации являются преподаватели и студенты юридических факультетов высших учебных заведений, научные работники, должностные лица государственных органов и учреждений, юристы, специализирующиеся в области права ЕС. Доступ к информационным ресурсам EDC свободный. Благодаря открытости центров с запросами к ним часто обращаются также юридические лица, предпринимательские ассоциации, национальные парламентарии, граждане Европейского Союза. В настоящее время на территории Европейского Союза действует свыше 300 Европейских центров документации. Кроме того, более 100 EDC созданы в странах, не входящих в ЕС, с целью предоставления заинтересованным институтам и лицам в других государствах возможности ознакомления с информацией о Европейском Союзе и его правовой системе. Большая часть зарубежных ЕDC размещена на территории стран Восточной Европы, предпринимающих усилия к вхождению в Европейский Союз. Несколько Европейских центров документации создано в России.

Представительства Европейской Комиссии. Координацию деятельности локальных информационных центров осуществляют представительства Европейской Комиссии, созданные в каждом государстве-члене Европейского Союза, а также в других странах (в том числе России). Представительства Комиссии выполняют широкий круг задач, многие из которых аналогичны тем, которые выполняют посольства и консульские учреждения.

В информационной сфере деятельность представительств Европейской Комиссии развивается по двум направлениям: информирование Комиссии о событиях и процессах, происходящих в данной стране; предоставление государствам, деловым и политическим кругам, гражданам информации о Европейском Союзе, политике и законодательстве ЕС. Между работниками представительств Комиссии, являющимися должностными лицами Европейских сообществ, осуществляется разделение труда: в задачу одних входит установление контактов с прессой и политиками; другие специализируются на предоставлении консультаций о возможностях получения финансовой помощи ЕС и т.д. В структуре представительств также существуют отделы документации, функции которых в целом сходны рассмотренным выше EDC. Консультанты, работающие в представительствах (в том числе консультанты системы “Команда Европа”), осуществляют информирование заинтересованных граждан и организаций по различным аспектам содержания права Европейского Союза, целям и содержанию общих политик ЕС. Во многих представительствах Комиссии существует специальное время для ответов на вопросы по телефону; допускаются вопросы по почте, факсу, электронной почте. Кроме того, представительства получают и распространяют разнообразные виды бесплатных публикаций, предназначенные для информирования широких слоев граждан о Европейском Союзе. Эти публикации издаются на языке соответствующей страны ЕС, а для представительств Комиссии в зарубежных государствах Европейское агентство официальных публикаций выпускает специальные брошюры на языках этих стран (в том числе на русском языке).

Рассмотренные в настоящем приложении основные формы и направления деятельности Европейского Союза по распространению информации о его политике и правовой системе как внутри Союза, так и за рубежом являются составной частью единой системы международного информационного обмена. Организация данной системы строится на основе международного права, положения которого в этой области представляют значительный познавательный и практический интерес. Оно определяет рамки и структуру “правового поля”, на котором строится информационная деятельность Европейского Союза, других стран и международных организаций.

Обеспечивая возможность для расширения информационного взаимодействия разных стран и регионов планеты, международные акты по вопросам информации создают основу для укрепления других связей, экономических, культурных, политических, правовых. На территории Европы повышение открытости информационного пространства, увеличение трансграничных потоков экономической, правовой и иной информации между Европейским Союзом, Россией, другими странами этого континента ведет к преодолению последствий холодной войны и “железного занавеса”, способствует обмену опытом (в том числе в правовой сфере), а вместе с этим обеспечивает информационный базис интеграционных процессов во всей Европе, строительства “общеевропейского дома”.

Роль Европейского Союза и международных организаций
в регулировании международного информационного обмена

Европейским Союзом разработаны информационные системы и программы, цель которых - расширение регионального и международного сотрудничества в области информатизации. С 1979 г. в рамках ЕС действует информационная сеть ЕВРОНЕТ, распространяющая технические, научные, юридические, социально-экономические данные в Европейском Союзе.

Создан банк данных EUROBASE по социально-политическим проблемам развития западноевропейских стран. Осуществляемая Европейским Сообществом Программа европейского технологического сотрудничества “Эврика” также предусматривает широкий обмен данными и достижениями в области информатизации между ее участниками.

В 1979 г. была принята Резолюция Европарламента о защите прав личности в связи с прогрессом информатизации. Резолюция предлагает Совету и Комиссии Европейских сообществ разработать и принять правовые акты по защите данных о личности в связи с техническим прогрессом в области информатики.

В 1980 г. Совет Европы разработал Европейскую конвенцию о защите физических лиц в вопросах, касающихся автоматической обработки личных данных, вступившую в силу в 1985 г. В Конвенции определяется порядок сбора и обработки данных о личности, принципы хранения и доступа к этим данным, способы физической защиты данных.

В 1980 г. в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был принят документ “Руководящие принципы защиты личной жизни и передача данных о личности через границы”, цель которого - ограничить несанкционированный сбор данных о физических и юридических лицах и передачи их за рубеж для того, чтобы использовать в целях, признанных неправомерными в стране-отправителе.

Для России, ставшей в 1996 г. членом Совета Европы, значительный интерес представляет Конвенция о защите прав личности при автоматизированной обработке данных персонального характера, заключенной странами-участницами этой организации 23 января 1981 г. Конвенция направлена, с одной стороны, на устранение межгосударственных препятствий в обмене информацией персонального характера, с другой - на создание гарантий против злоупотребления ею.

Большое внимание проблемам информатизации уделяют Комитет ООН по информации и ЮНЕСКО. В 1973 г. принята программа ЮНЕСКО по передаче технической и научной информации ЮНИСИСТ. В ее задачи входит совершенствование международной передачи научной и технической информации и создание условий для широкого международного сотрудничества в этой области. В частности, в рамках ЮНИСИСТ создаются международные банки данных. В 1980 г. создан Центр документации для улучшения информационного и документального обслуживания государств-членов. В рамках ЮНЕСКО действуют несколько специальных программ, например программа СПИНЕС - система обмена информацией по политике в области науки и технологии.

Программа ЮНЕСКО включает программу “Создание и эксплуатация баз данных с использованием техники и нормативных средств”, цель которой - “ способствовать в государствах-членах, в частности в развивающихся странах, созданию местных баз данных на национальном, региональном и субрегиональном уровнях, а также доступу к существующим на международном уровне базам данных в целях усиления обмена и обращения информации ”.

Среди действуюших в настоящее время систем накопления информации о развитии следует отметить банк данных ЮНИДО, информационный банк ООН в системе “World Wide Web”.

Таким образом, отчетливо просматривается тенденция унификации и правовой регламентации информационно-правовых ресурсов Европы и всего мира и все более тесное приобщение к ним России. Благодаря этому российские граждане имеют возможность стать полноценными участниками европейских и мировых информационных процессов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...