Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии выставления оценок участникам биологического боя

ФГБОУ вЯТГГУ

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

________________________________________________________________________________________________________________________

Й биологический турнир

Декабря 2014 года

 

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА

Декабря

14.30 – Жеребьевка

15.00 – Открытие

15.15 – Первые бои

Декабря

15.00 – Вторые бои

Декабря

15.00 – Финалы

 

 

оргкомитет турнира

 

Шушканова Елена Геннадьевна, к.б.н., доцент кафедры биологии

Пересторонина Ольга Николаевна, к.б.н., доцент кафедры биологии

Канина Лариса Георгиевна, старший преподаватель кафедры биологии

 

 

председатель жюри турнира

 

Савиных Наталья Павловна, д.б.н., профессор, заведующий кафедрой биологии


ПРАВИЛА биологического ТУРНИРА

 

1. Общие положения о Биологическом турнире

Биологический турнир (Турнир) – один из форматов проведения предметной олимпиады. Это командно-личное соревнование в способности решать биологические проблемные задания, представлять решения в убедительной форме и защищать их в научной дискуссии (биологическом бое). Ход боя регулируется ведущим, а действия участников оцениваются членами жюри.

Все действия участников, организаторов, членов жюри и других лиц, принимающих участие в Турнире, регламентируются настоящими Правилами.

1.1. Задания Турнира

Для обсуждения в Турнире используется заранее опубликованный список заданий. Это задания открытого типа: не имеющие окончательного и однозначного ответа, допускающие использование разнообразных подходов для их решения. Условия заданий сформулированы максимально кратко и не содержат всех необходимых для решения данных, поэтому часто необходимо самостоятельно сделать определенные допущения, выбрать модель для построения ответа. Задания выполняются коллективно с использованием различных информационных источников. Разрешается помощь при подготовке решений со стороны наставников команд, а также консультации со специалистами.

1.2. Участники Турнира

В Турнире принимает участие команда, состоящая из 3-4 человек. Личный состав команды не может изменяться на протяжении всего Турнира. Команда возглавляется капитаном, который заявляется один раз перед началом игр, и является официальным представителем команды во время проведения соревнований.

1.3. Организаторы Турнира

Оргкомитет осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Турнира. В функции Оргкомитета входит: утверждение правил Турнира; подготовка и распространение информации о Турнире; утверждение комплекта заданий Турнира и состава жюри; утверждение схемы и количества боев.

Жюри формируется оргкомитетом Турнира из преподавателей, аспирантов и магистрантов высших учебных заведений. Жюри возглавляет председатель, который имеет одного или нескольких заместителей.

Ведущие боев являются членами жюри Турнира и по согласованию с председателем могут принимать участие в оценивании выступлений команд.

Счетная комиссия состоит из студентов, не принимающих участие в Турнире. После каждого действия Счетная комиссия вносит оценки членов Жюри в протокол и обрабатывает их согласно настоящим Правилам. Итоговые результаты предоставляются Ведущему боя, который их обнародует.

1.4. Подача апелляции

В случае возникновения спорных вопросов команды имеют право подавать в жюри Турнира апелляцию в течение одного часа после окончания боя и получить ответ на нее после рассмотрения на заседании Жюри в устной форме от председателя.

 

2. Правила биологического боя

Участники и роли.

В биологическом бое принимают участие 3 (или 4) команды (в зависимости от общего количества команд на Турнире). Бой проводится в 3 (или 4) действия. В каждом действии команда выступает в одной из трех ролей: Докладчик (Д), Оппонент (О), Рецензент (Р). Если играет четыре команды, то одна из них по очереди выступает в роли Наблюдателя (Н) и не участвует в обсуждении задач.

На протяжении боя члены команды не могут консультироваться с кем-либо, кто не является членом команды, все спорные вопросы решаются Ведущим (по согласованию с Жюри) только с капитанами команд.

Перед началом боя проводится представление команд и жюри. Роли в первом действии боя между командами распределяются по результатам конкурса капитанов. Команда, выигравшая конкурс капитанов, получает право определять, какой по счету, она будет выбирать для себя порядок смены ролей в бою (это означает, что команда-победитель конкурса капитанов может уступить право первой выбирать порядок смены ролей в бою, команде, занявшей второе место). Выбирая роль в первом действии боя, команда определяет свои роли в последующих действиях, согласно таблице:

Трехкомандный бой   Четырехкомандный бой
Команда Действие (раунд) Команда Действие (раунд)
             
  Д Р О   Д Н Р О
  О Д Р   О Д Н Р
  Р О Д   Р О Д Н
    Н Р О Д

2.2. Регламент одного действия биологического боя

1. Команда «Оппонент» предлагает команде «Докладчику» задачу для решения........................ 1 мин.

2. Команда «Докладчик» принимает или отклоняет задачу............................................................ 1 мин.

3. Подготовка к докладу.................................................................................................................... 1 мин.

4. Выступление Докладчика (представление решения)................................................................... 7 мин.

5. Уточняющие вопросы команды «Оппонента» к Докладчику и ответы Докладчика.................. 2 мин.

6. Подготовка к оппонированию....................................................................................................... 2 мин.

7. Выступление Оппонента (анализ решения и вопросы)................................................................ 5 мин.

8. Полемика между Докладчиком и Оппонентом............................................................................ 3 мин.

9. Уточняющие вопросы команды «Рецензента» к Докладчику и Оппоненту, ответы Докладчика и Оппонента................................................................................................................................. 2 мин.

10. Подготовка к рецензированию.................................................................................................... 2 мин.

11. Выступление Рецензента (краткая оценка выступлений и вопросы)........................................ 3 мин.

12. Полемика между Докладчиком, Оппонентом и Рецензентом................................................... 5 мин.

13. Выступления членов команд Докладчика, Оппонента, Рецензента и Наблюдателя…. по 1 мин.

14. Вопросы членов Жюри................................................................................................................ 5 мин.

15. Заключительное слово Рецензента, Оппонента и Докладчика............................................ по 30 сек.

16. Выставление оценок

17. Слово членам Жюри............................................................................................................... до 3 мин.

18. Дополнительные выступления (при необходимости).

 

Уточняющие вопросы. На этапе «Уточняющие вопросы…» команды Оппонента и Рецензента могут только уточнять детали, имеющие отношение к прослушанному выступлению, или касаться спорных и недостаточно освещенных положений доклада или оппонирования.

Взятие тайм-аута. В ходе боя Докладчик, Оппонент, Рецензент или капитан любой команды могут брать тайм-аут (1 минута) для обсуждения спорных вопросов внутри команды. На время тайм-аута все выступающие участники могут присоединиться к своим командам. Для каждой команды допускается взятие только одного тайм-аута в бое.

2.3. Роли команд на протяжении боя

В каждой роли от команды может выступать только один участник. При этом данный участник не может общаться с остальными членами команды на протяжении всего своего выступления и следующих за этим действий (за исключением тайм-аутов) до этапа «выставление оценок».

ДОКЛАДЧИК:

(1) докладывает суть решенной командой проблемы, согласно поставленной задаче, акцентируя внимание на ее биологической идее и выводах; может использовать заранее заготовленные презентации, рисунки, плакаты, фотографии, видеофрагменты;

(2) отвечает на замечания и вопросы Оппонента, Рецензента и Жюри по решению задачи.

ОППОНЕНТ:

(1) делает развернутый анализ представленного доклада: оценивает полноту, научность и оригинальность решения; высказывает критические замечания к форме доклада; должен указать на положительные моменты и обосновать принципиальные недостатки, как в решении задачи, так и в самом выступлении Докладчика.

(2) задает вопросы Докладчику, направленные на выяснение неточностей, ошибок в понимании проблемы и в предложенном решении, а также на более подробное пояснение отдельных положений и выводов доклада.

РЕЦЕНЗЕНТ:

(1) дает краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента; определяет, насколько полно они справились со своими обязанностями; анализирует понимание обсуждаемой проблемы участниками. Если Рецензент считает, что Оппонент не полностью справился со своей задачей, он может дополнить его выступление.

(2) задает вопросы Докладчику и Оппоненту, направленные на дальнейшее развитие полемики между участниками.

НАБЛЮДАТЕЛЬ имеет право выступать только в общей полемике команд.

Вопросы и содержание выступлений Оппонента и Рецензента не должны сводиться к изложению собственного решения, что является грубым нарушением Правил Турнира. В ходе боя, в целом, и при полемике, в частности, обсуждается только предложенное Докладчиком решение задачи.

Ограничение числа выступлений. Каждый участник команды на протяжении одного боя может выступать не более чем два раза. Выступлениями считаются участие в качестве Докладчика, Оппонента и Рецензента. Уточняющие вопросы с места, участие в общей полемике выступлением не считаются.

 

2.4. Правила вызова на доклад задачи и отказа от доклада

Правила вызова на доклад. Выбор номера задачи, на которую будет вызвана команда Докладчик, осуществляет команда Оппонент в начале каждого действия боя. Команда Оппонент может вызвать команду Докладчика на любую задачу, кроме тех, что:

а) исключены оргкомитетом или жюри;

б) объявленны Докладчиком как «вечные отказы»;

в) уже обсуждались в одном из действий (раундов) этого боя;

г) команда Докладчик докладывала в предыдущих боях Турнира;

д) команда Оппонент оппонировала в предыдущих боях Турнира.

Если выполнение всех условий одновременно невозможно, последовательно исключают запреты: д) и г).

Правила отказа от доклада. В боях Турнира действуют две стратегии отказов от задач:

Стратегия 1 – «Отказ во время боя». Команда во время каждого боя имеет право на использование 2-х тактических отказов. Тактический отказ означает, что команда отказывается докладывать предложенную ей Оппонентом задачу только в данном бое. В следующем бое команда снова может быть вызвана на задачу от которой она дала «тактический отказ».

Стратегия 2 – «Отказ от задач на все бои». Перед началом Турнира команда может объявить «вечные отказы» не более чем от 4-х задач. На задачи, объявленные как «вечные отказы», команда не может быть вызвана на протяжении всех боев Турнира. При этом команда уже не может давать тактические отказы.

Штрафные санкции за отказ от доклада. Если команда Докладчик отказывается от выхода на доклад решения задачи сверх предусмотренного количества отказов для данного боя, то за каждый такой отказ сумма баллов за действие для Докладчика (СБДД) умножается на соответствующий коэффициент:

  Номер отказа, сделанного сверх предусмотренного количества
          6 и более
Коэффициент 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4

 

3. Правила оценки выступления команд в биологическом бою

После каждого действия боя члены Жюри выставляют командам оценки с учетом всех выступлений членов команд, их ответов на вопросы и участия в полемике. Каждый член жюри выставляет в протокол собственную оценку, определяемую только им, независимо от мнения других членов жюри.

3.1. Система оценок

На Турнире используется следующая девятибалльная система оценок:

Оценка 5+   5- 4+   4- 3+   3-

 

Оценки 5+ и 3- являются крайними и выставляются только в особых случаях, член жюри, поставивший такую оценку, всегда обязан обосновать свое решение.

Критерии выставления оценок участникам биологического боя

ДОКЛАДЧИКУ каждый член жюри выставляет три независимые оценки по следующим категориям:

1. «Полнота, Научность, Оригинальность». Оценивается: полнота решения задачи; корректность выбора модели решения; научность и логичность всех обоснований; оригинальность решения и личный вклад команды; отсутствие фактических и логических ошибок; объем теоретической базы и выбор основных источников информации.

2. «Умение докладывать». Оценивается: умение четко и убедительно излагать суть решения задачи; логичность изложения, наличие основной линии доклада; степень владения материалом по данной задаче; культура выступления, умение обращать внимание слушателей на основные идеи решения; использование наглядных пособий, рисунков, презентаций; наличие четких выводов по решению задачи.

3. «Участие в полемике». Оценивается: умение корректно, полно и убедительно отвечать на вопросы; ценность ответов для развития дискуссии; умение признавать недочеты своей работы и способность выработать общую точку зрения; корректное и этичное обращение с участниками; ценность участия членов команды в дискуссии.

ОППОНЕНТУ каждый член жюри выставляет две независимые оценки по следующим категориям:

1. «Умение анализировать». Оценивается: умение понять представленный материал; способность объективно проанализировать решение по критериям полноты, научности и оригинальности; способность оценить адекватность выбора модели решения; умение раскрывать положительные и отрицательные моменты предложенного решения; способность быстро ориентироваться в предложенном решении задачи; культура выступления, умение четко формулировать мысли.

2. «Участие в полемике». Оценивается: умение вести полемику с другими участниками; ценность вопросов для развития дискуссии; умение задавать вопросы общего и уточняющего характера; умение выслушать и понять собеседника; корректное и этичное обращение с участниками; ценность участия членов команды в дискуссии.

РЕЦЕНЗЕНТУ каждый член жюри выставляет единственную оценку по следующим критериям:

«Умение рецензировать и участие в полемике». Оценивается: способность оценить полноту, научность и оригинальность решения; способность оценить качество представленного Оппонентом анализа решения; способность оценить качество и содержательность полемики участников; культура выступления, умение четко и правильно формулировать мысли; умение вести полемику с другими участниками; ценность вопросов для развития дискуссии; умение задавать вопросы общего и уточняющего характера; умение выслушать и понять собеседника; корректное и этичное обращение с участниками; ценность участия членов команды в дискуссии.

 

4. Награждения

Командное первенство.

Дипломами награждаются команды, набравшие максимальное количество баллов по сумме всех боев с учетом рейтингового балла.

 

4.2. Личное первенство.

Дипломами награждаются участники, набравшие максимальное количество баллов по сумме лучших выступлений в ролях докладчика, оппонента и рецензента.

 

 

Информацию о составе команды, капитане, названии и «вечных отказах» предоставить до 14.00

8 декабря в Оргкомитет (деканат института естественных наук), [email protected]

 

Заявка на участие в биологическом турнире

 

факультет __________________________________

 

команда ____________________________________

 

    ФИО группа
  капитан    
тел. e-mail
       
       
       

 

«Вечные отказы»: _______________________________________

 

 

Информацию о Турнире школьников, видеозаписи боев можно найти на сайте Всероссийскоготурнира – http://bioturnir.ru/tub.

 

 


ЗАДАЧИ ЧЕТВЕРТОГО ТУРНИРА

 

1. «Сцилла» Многие водные животные ведут прикрепленный образ жизни, но среди наземных животных такая экологическая стратегия не распространена. Какие факторы ограничивают распространение прикрепленных наземных животных? Предложите модель наземного позвоночного, ведущего прикрепленный образ жизни. С какими трудностями он будет сталкиваться, и как он сможет их преодолеть?


2. «Искушение паразитизмом» Среди каких типов многоклеточных животных переход к эндопаразитизму может происходить проще всего, а среди каких – сложнее всего? Предложите модель строения и особенности жизненного цикла таких животных. На каких организмах они будут паразитировать?

3. «Мир без...» Человечество стремится практически полностью уничтожить некоторые виды вирусов и патогенных одноклеточных организмов. В научной печати обсуждается возможность искоренения и некоторых многоклеточных. Предложите пять наиболее подходящих для полного изъятия из биосферы кандидатов из числа многоклеточных организмов. Обоснуйте возможные последствия их уничтожения: как благоприятные для человека, так и неблагоприятные для экосистем.


4. «Универсальный мигрант» Экологическая стратегия некоторых растений состоит в том, чтобы быстро заселять незанятые территории. Встречается ли такая стратегия у животных? Предложите модели позвоночного и беспозвоночного животных, основу экологической стратегии которых составляет постоянная миграция в "свободные" биотопы. Какие морфофизиологические особенности позволили бы им максимально распространиться по земному шару? Какие животные наиболее близки к реализации такой стратегии?


5. «Глаз-алмаз» Среди беспозвоночных встречаются животные, способные одновременно различать видимый, ультрафиолетовый, инфракрасный и поляризованный свет. Почему среди позвоночных нет животных с таким широким "спектром" зрения? Какую информацию позвоночным могло бы дать восприятие различных характеристик света? Каким систематическим группам позвоночных наиболее выгодны были бы максимально широкие возможности зрения?


6. «Добрый Гудвин» Предположим, что надежды трангуманистов сбылись, и мы обладаем 3D принтером, способным по чертежу изготовить из соответствующих клеток и межклеточного матрикса любой человеческий орган, даже не существовавший до сих пор. В какую из систем органов человека (нервную, пищеварительную, кровеносную, дыхательную или выделительную) легче всего было бы добавить новый полезный орган? Опишите его структуру, особенности функционирования и регуляции.


7. «Беззащитные растения» Считается, что адаптивный иммунитет и иммунная память выгодны обладающим ими позвоночным животным. Их продолжительность жизни относительно велика, и поэтому они имеют шанс повторно встретиться с этим же патогеном. Однако многолетние растения также могут жить долго, тем не менее, все их защитные реакции основаны только на уже существующем геномном разнообразии иммунных рецепторов. Какие анатомические, физиологические и биохимические особенности растений препятствуют появлению у них адаптивного иммунитета в ходе эволюции?

8. «Милашка» Некоторые животные вызывают повышенную симпатию у значительной части людей. С какими особенностями этих животных это связано? Как такие особенности и соответствующие предпочтения могли возникнуть в ходе эволюции? Предложите модель максимально симпатичного животного.

 

9. «Добрые вирусы» Хотя большинство вирусов являются патогенами, известны примеры, когда вирусы приносят хозяину пользу. Например, растениям вирусы могут придавать устойчивость к засухе или холоду. Предложите как можно больше различных возможностей использования вирусов в медицине и народном хозяйстве. С какими биологическими трудностями связана реализация этих проектов?

 

10. «Снайпер» Некоторые животные применяют прицельную «стрельбу по противнику». Приведите примеры таких «снайперов» и их «метательных снарядов». Какие «боеприпасы» наиболее перспективны для «снайперов» с точки зрения защиты и с точки зрения нападения? Какие животные могут стать «снайперами» в будущем?

11. «Молекулярная гомология» В ходе развития сравнительной анатомии были сформулированы три критерия гомологии: положения, специального качества и переходных рядов. Каким образом классические критерии гомологии могут быть применены для выявления гомологии белков (аминокислотных последовательностей)?

 

12. «Ихтиандр» В фантастическом романе «Человек – амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Возможно ли такое на самом деле? Какие преобразования необходимо провести Homo sapiens, чтобы он мог комфортно чувствовать себя и в воде, и на суше?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...