Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанровая структура греческой литературы. Роль александрийского Музея в система.

В классическом и доклассичеком периодах понятие литература только формируется, поэтому, когда появляются основные тексты, литературы ещё нет как таковой. Нельзя говорить о литературных жанрах применительно к 5 в до н.э,например - тогда существовали определенные типы текстов, привязанные к определенному исполнению этих текстов – к сакральной ситуации религ. культа. То есть трагедия Эсхила и текст Христианского богослужения функционально одно и то же- это богослужебные тексты. По сути, тогда во всех произведениях были обращения к Богам, все подчинено мотивам религиозного культа.

Что касается комедии и трагедии: Аристотель говорит о комедии и трагедии, как о противоположных (как и Платон), но в сущности в этих жанрах можно увидеть одно и то же, материал похож, так как оба они связаны с аттическим культом Диониса. Но в Аттике- в Афинах-по причинам нам непонятным, было два культа Диониса. В одном из них присутствует хор трагический, в другой-комический. Понятно, что их сосуществование приводит к тому, что они расходятся и осваивают разные настроение, этические содержания. Комический и трагический типы Платон и Аристотель осмысляют уже как глобальные категории.

Несакральные тексты-тексты прозаические. Проза по началу-ранние философы(досократики), ранние историки (Гекатей Милевский, например). Софистика уже оказывается чем-то другим, проза ранних философов показывает вещи, как они есть, они пишут просто и прямо, а софисты ориентируются на убеждения. Когда софисты выясняли, как лучше убеждать, обнаружили, что лучше это делать поэтически. Это главный прием софистов, заимствованный из мелической поэзии-главное свойство-членение, музыкальное разделение на части. Софисты хотят воздействовать не на разум, а на чувства, следовательно-напирают на ритм и звучание. Уже у Аристотеля мы находим тщательно разработанные учения о ритме (в риторике, причем). Если принять во внимание то, что у поздних мелических поэтов ритм крайне усложнен, очень витиеват, запутан, то разница между мелическими композициями и мелической речью оказывается недалека.
Платон говорит, что поэты пишут о Богах всякие дикости. Но это лишь потому, что таких как Гомер нужно правильно истолковывать. Некая гомеровская ситуация, где героя поступают неправильно, на самом деле-моральная категория. С этим во многом связан конечный результат-переосмысление и перемещение текстов в новые культурные условия.

Конечный результат-жанровая система, создаваемая в Александрийском музее. Если говорить просто, это библиотечный рубрицированный каталог, состоящий из огромной массы книг, которую они захотели привести в порядок. Жанровая система их отличается от аристотелевской-она империческая, основана на том, как выглядят реальные тексты. Но при этом они по сути ученики Аристотеля-там был Деметрий Фалевский. Александрийцы применяли логический аппарат Аристотеля, логику классов.

В итоге, жанр- от слова рождать, порождать (лат.). Есть то, что называется вид, (бррр, несвязно, но по лекции),и это знаменитая платоновская идея, это чертеж и по этому чертежу делаются одинаковые вещи. В аристотелевской логике это то, что в русском языке есть род. Это есть связь, связь по роду, по рождению. То, что Гесиод пытается осмыслить как генетическую связь, пытаясь осмыслить генеалогию. Так и Аристотель говорит о родовой связи, речь идет не просто о сходстве. Александрийцы применяют эту схему: если взять разные поэмы, то они не похожи, но если рядом положить трагедию, то видим, что поэмы таки похожи. Следовательно, объединяем поэмы и видим некий объединяющий, порождающий принцип. Жанр-эмпирическая категория. Если поймем порождающий принцип, то можно написать эпос (чем александрийцы и занимались). Жанр-порождающее правило. Они интуитивно находили это порождающее правило. Кроме того, не забываем, что в основе-этический принцип(Аристотель+++). Со всех этих точек зрений может показаться, что поэты могут быть лучше или хуже, значит жанр дает нам категории для оценки. Тогда получается, что александрийцы заодно занялись и критикой, расположив не только по жанру, но и по качеству-Гомер и далее. Жанр-нормативная система, он дает образец для подражания, это поэтический литературный канон. В значительный степени работа каталогизаторов облегчалась тем, что в класс.эпоху поэты узко специализировались. Римские поэты- уже и ученые, и поэты, которые пишут в разных жанрах, а они последовали за александрийцами. Сами же александрийцы рассматривают жанр, как множество имен поэтов. Имя есть множество текстов. У каждого текста есть адрес, этот адрес-название текста, имя поэта, жанра, что писалось на ярлычке, который навешивался на папирусный свиток.

Жанры, которые в результате алекс.разработали. Поэтические.

1) Эпос.

2) Лирика, в общем. Элегия (гекзаметр и пентаметр)

3) Ямб (в ямбографической поэзии принимает участие и дактилический элемент)

4) Мелос и лирика (опять же)

5) Драматические жанры. Трагедия

6) Комедия.

Ни Аристотель, ни александрийцы не знают термина, объединяющего драматические жанры. В Риме есть такой термин - фабула, то есть драматично все, что имеет действие, сюжет. Такова система метрических старых жанров, музыкальных текстов. В Древности не было идеи драмы в прозе, только стихи.

 

Жанры прозаические. Всё начинается с софистики. Софисты есть ответ на старую поэзию. Софистическая проза решает те же вопросы, что и поэзия, последователи Аристотеля относила историографию к литературе, так как историограф решает ту же задачу, что и эпический поэт. Так или иначе, прозаические жанры таковы, как они сложили в 5-4 веке до н.э. Софистический текст-речь.

1) Красноречие (примерно мелос, если соотносить с поэтическими текстами)

2) Историография (примерно эпос)

3) Философская проза (драма в прозе)-диалоги Платона прежде всего.

Весь аристотелевский комплекс не литература, а собрание конспектов, собранные учениками Аристотеля, рабочий учебный материал. Аристотель был писателем, он писал философскую прозу в форме диалогов, но эта часть его творчества утрачено. Это называется экзотерические сочинения (т.е. адресованные читателям). Есть «Поэтика», а было сочинение о «О поэтах». Дошли только эзотерические тексты. А в Древности, в эпоху эллинизма эзотерические сочинения чуть было не оказались потеряны. Римляне любили скупать греческие ценности, благодаря их библиотекам сохранилось очень многое. Но экзотерические их интересовали меньше, тексты перестали переписываться. Почему философский диалог-это литературный текст? Почему Платон-литература? Потому что Платон философсвтует через столкновения личностей, враждующих персонажей- агон. Проблема, излагаемая через характеры-чисто литературный прием.
Аристотель будет говорить «Поэзия философичней истории», потому что литератор пишет о жизненных законах вообще, а историк только о том, что произошло. Это нарочитый парадокс, потому что Аристотелю прекрасно известна история, которая направлена жанрово на описание только того, что было на самом деле. Задача историка не только в этом, но и в том, чтобы раскрыть причины. В чем причина исторического процесса? 1) фатум- судьба(это как раз один из элементов трагедии), 2) как люди действуют в тех или иных обстоятельствах, то есть- характеры.
Инструменты у историка те же, что описывает Аристотель: действие и речь. Историк показывает не просто набор событий, а их логическое соединение. История Фукидида начинается с речей, к примеру.

Александрийский канон включает и медицинскую литературу, например-Гиппократа. Это самые старые образцы прозы, дошедшие до нас. Пример революционной безыскусности, так называемый литературный конструктивизм.

Для римской литературы все это будет проектом, который римская культура хочет воплотить на латинском языке. Но Рим культурно изначально слаб, поэтому исторические римская поэзия начинается с драмы. Эпос появляется очень рано, это ученые тексты (все эпики тогда были драматургами). Проза, в противовес Греции, в Риме появляется одновременно с поэзией, очень рано. Прозаический язык сделать сложнее поэтического. Появляется такая вещь, как аристократические дилетантизм. Красноречие в Риме запаздывает, ораторское проза есть завершение. Еще позже-философская. Это объясняется тем, что Рим не был демократическим государством, а деятельность софистов была нужна только в демократическом обществе. В Риме речи ораторов мало что решали по началу. Плюс, особенности судебного процесса. Так как в Афинском суде не допускалось представительства, нанимали людей, которые писали речи. Но чтобы написать такую хорошую речь нужен мимесис, то есть писать естественно, воплотиться в говорящего и понять характер противника. На этот случай у софиста было специальное упражнение- написать речь и за одну, и за другую сторону. А в Риме было представительство, участвовали патронусы (представительные люди, подобие современных адвокатов). Тут была главнее импровизация, чем заранее написанная речь. Некоторые говорили лучше, чем писали (например, Гортензий). И вот, когда в Риме появляются риторические школы, стали собираться стенограммы речей Катона, Цицерон первый стал издавать свои речи. Он вообще был довольно значительный поэт, скромностью не страдал, себя цитировал, роль его велика: была неясность в том, каким должен быть поэтический язык, Цицерон выбрал средний путь между архаичностью и новаторством, его путь в результате оказался самым правильным и востребованным спустя поколение. Написал сам о себе поэму, не дождавшись, пока напишут о нем другие.

Вся эта система фиксирует то положение, которое сложилось в эпоху Александра Македонского, Сам Аристотель- его учитель. Трудно ожидать было, что представленному канону будет все соответствовать, появлялись и новшества, но сильного уклонения от канона не было. Складывается несколько литературных форм. К концу классического периода очень влиятельными оказываются драматические формы. Но такая форма оказалась строго привязана к театру.

В Риме драматическое направление продолжается такой вещью, как сатура. Основоположником этого считается поэт Луцилий (конец 2го века до нашей эры), а его предшественником был Эний, который писал только пьяным. После Луцилия был Гораций. Сатура есть сатира. Сатуру римляне возвели в ранг официального жанра, поставив ее на место ямбографии, где тоже есть насмешка над характерами. Есть ещё эпиграммы (надписи на предмете). А греки, как известно, писали на всем, что попадалось им под руку. Потом уже появляются всякие эпитафии. Появились литературные имитации, например, эпитафии, которые литературными не являлись, то есть не находились на непосредственно могильных плитах.

Постепенно вырабатывается неофицаильный канон литературных эпиграмм, которые начинают вскоре сближаться с сатурой, так как тоже насмешливы. Последний неофициальный жанр- роман. Роман-средневековое явление, это эпический жанр, воинская рыцарская поэзия, пишется на романском языке, низкий, в общем-то жанр, потому что не на латинском языке. Писался большей частью в стихах. В 16-17м веках становятся известны тексты, чем-то похожие на романы. Тогда такие тексты собрались и объявились каноническими. Появляется новый роман, который сделан по образцу этих маргинальных по началу текстов со сложной запутанной любовной фабулой. Первым этим занялся Фотий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...