Этико-социальная доктрина Фомы Аквинского.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основная идея этической доктрины Аквината в общем та же, что и у августинианцев, — созерцание бога и подготовка к вечной, посмертной жизни. Но средства ее достижения значительно отличаются от тех, которые были единственно верными с точки зрения названных философов. Как познавательная деятельность невозможна без чувственных образов, так и земная жизнь человека невозможна без удовлетворения его телесных запросов и определенных страстей. Здесь Фома шел навстречу новой эпохе. Антропологической предпосылкой этической доктрины Аквината служила идея о промежуточном положении человека, чувственная душа которого объединяет его с животным, а разумная приближает к бессмертному существу ангелов. Первостепенной проблемой этой доктрины была также проблема соотношения свободной воли, разума и божественной благодати. Воля, принадлежащая к бессмертной сущности человека, но исключенная Аквинатом из собственно познавательных действий человека, полностью включается им при объяснении его морально-практических действий.
Признание свободной воли (и выступление против тех, кто ее отрицал) необходимо, считал Фома, ибо без такого признания отпадала бы ответственность человека за свои поступки. Тем самым подверглась известному ограничению фатализирующая тенденция, присущая всякому монотеизму и с особой силой подчеркнутая августинизмом. При рассмотрении томистских представлений о боге мы видели, что волевой фактор его деятельности все же подчинен разумному основанию. Соответственно и в человеке познание упреждает желание, воля следует за умом. Этика Аквината интеллектуалистична, насколько возможен интеллектуализм в рамках религиозно-монотеистической доктрины. Формально Фома и здесь следует за Аристотелем, признавая право человека на счастье и рассматривая познание как главное средство его удовлетворения. Тем самым признавалась известная ценность реальных, земных человеческих дел. Но высшим благом, без знания которого такая ценность исчезает, остается, конечно, познание бога, религиозных таинств и путь к спасению под руководством церкви. Вслед за Аристотелем Аквинат различал разум теоретический, познающий главные принципы, и практический, который и выражается в волевых действиях. Свобода воли позволяет человеку делать выбор между добром и злом, морально ценными поступками, ведущими его к богу, и аморальными действиями, отклоняющими от него. Но за этой как будто свободной деятельностью человека скрывается его всевышний благодетель, ведущий по первому пути и не отвечающий за второй. В сущности, Фома в принципе развивает здесь ту же доктрину, что и Августин. В отличие от него он признает лишь несколько большую самостоятельность за человеческими действиями, в которых проявляется фактор свободной воли. В осмыслении относительной самостоятельности этих действий мы встречаемся все с той же концепцией инструментальных причин, хотя и смягчающих божественное руководство миром и человеком, но вместе с тем подчеркивающих мудрость этого руководства. Мы видели, что подобно Августину Фома в своей теодицее снимает с бога ответственность за зло, царящее в мире. Если у Августина данная концепция была направлена против манихейского дуализма, то Фома использовал ее для борьбы с еретической идеологией катаров, в сущности, развивавших тот же дуализм. Воинствующий аскетизм их морального учения тоже усиливал стремление Аквината подчеркнуть полную законность человеческих стремлений к счастью.
Истолкование общественных отношений в категориях этики составляет типичную черту религиозно-монотеистической идеологии средневековья. И здесь Аквинат был одним из самых показательных мыслителей. Он удалял большое внимание осмыслению общественно-политических вопросов, которым посвятил и специальное произведение «О правлении владык» («De regimine princi-pium»). Этизация и теологизация коснулись прежде всего истолкования права. Здесь Фома усложнил стоическую концепцию права, развивавшуюся в поздней античности римскими юристами. Первой разновидностью права он признал так называемое вечное право (отсутствовавшее у названных мыслителей). Оно представляет собой совокупность правил божественного руководства миром и едва ли не совпадает с теми неизменными идеями, которые всегда наличны в божественном уме. Более частное проявление вечного права составляет естественное право (понятие которого и обосновывали стоики). В принципе оно присуще всем живым существам, но наиболее ощутимо в жизни людей. Руководствуясь его неизменными положениями, они приобщаются к вечности божественного права. Одно из таких положений составляет принцип справедливости, который предписывает человеку делать то, что он должен делать всегда и во всем,— почитать бога. Конкретизацией естественного права является человеческое право, законы которого в отличие от законов естественного права постоянно меняются. Человеческое право распадается на общенародное право и положительное, гражданское право, действующее в конкретном государстве (в последнем различении Фома следует римским юристам).
Главным источником социально-философских воззрений Аквината стали произведения Аристотеля. У него он заимствовал основоположную и едва ли не самую распространенную идею о человеке как общественном (политическом) существе. Не меньшую роль в социальной философии Фомы играла и другая идея автора «Политики» — что государство как целое логически предшествует составляющим его индивидам и благо этого целого следует предпочитать благу любой его составной части. Но эти идеи Стагирита Аквинат подверг полной христианизации. Последний основоположный принцип он подчинил своей теодицее. Автор «Политики» под общественным целым, благо которого превыше всего, разумел рабовладельческий полис, процветание которого гарантирует полноценную жизнь свободных его членов, полноправных граждан. Их блаженство осуществляется в земной, реальной жизни. Автор «Правления владык» под общественным целым разумеет феодальное общество и государство, которые он отождествляет и наполняет религиозно-теологическим содержанием. Понимание общества Фомой, ориентированное на принцип Аристотеля о человеке как общественном существе, сугубо органистическое (таковым оно было у подавляющего большинства средневековых философов). При этом органицизм Аквината приобрел форму иерархических представлений об общественном целом, охарактеризованных выше. Общественный порядок как отражение небесного, божественного порядка с необходимостью требует многообразия «совершенств», различных сословий общественного целого. Большинство составляющих его человеческих единиц обязано заниматься различными разновидностями физического труда, а меньшинство призвано к умственному труду и управлению этим большинством. Наиболее ценным является труд духовных пасты-жителей римско-католической церкви, беспрекословное и старательное выполнение каждым человеком своих обязанностей, устанавливаемых в конечном итоге богом, служит благу общественного целого, как и каждого человека. Тем не менее высшая цель его существования находится не в земном его существовании, как был убежден Аристотель, а в посмертном и потустороннем.
В таком контексте Аквинат решал и проблему государства и его взаимоотношений с церковью. Несмотря на огромное усиление власти папства в рассматриваемом столетии, все же исподволь начавшееся формирование национальной государственности заставляло Фому как теоретика католической церкви и феодальной государственности пересмотреть концепцию непосредственной теократии, которая имела множество сторонников не только в предшествующем, но и в данном столетии. «Ангельский доктор» считал, что не только церковь, но и государство представляют собой божественное установление (последнее опять же вопреки Аристотелю). Государственность необходима, ибо вне ее невозможна реальная, телесно-чувственная жизнь человека. Во главе ее стоят светские власти. Но их необходимость есть необходимость вторичных, инструментальных причин, в то время как церковные институты, призванные обеспечить человеку потустороннее блаженство, выражают более непосредственное руководство человеческим миром со стороны его единственного творца. Тем самым теократический характер государственной власти выступает у Аквината скорее опосредствованным, чем непосредственным. Фома различает пять форм государственного правления. Одна из них, демократия, отождествляется автором «Правления владык» с тиранией, ибо большинство народа, подавляя богатых и знатных, навязывает им свою волю и тем самым уподобляется тирану. Наиболее естественной формой государственной власти Аквинат признавал монархию (что вполне отвечало особенностям феодальной государственности). Обосновывая целесообразность монархического правления, он широко использует аналогии. Как бог только один во всем мире, как душа лишь одна в теле, как пчелиный рой имеет только одну матку, а корабль, гонимый подчас противоположными ветрами, направляется волей единственного рулевого, так и государственный корабль лучше всего может функционировать, если во главе его стоит единственный правитель — монарх. Хотя всякая власть имеет божественный источник, однако конкретное происхождение власти и в особенности ее использование, различные злоупотребления властью могут создать ситуацию, в которой подданные получают право на восстание и даже на свержение узурпатора или тирана. Не входя в рассмотрение подробностей «неправильного» функционирования власти, рисуемых автором «Правления владык», укажем, что он признает право подданных на свержение главы государства, в сущности, в случаях, когда последний посягает на интересы церкви. Так что светские правители не должны забывать, что их власть имеет свои пределы, указываемые им римско-католической церковью.
Светские власти должны по указанию церкви беспощадно карать разного рода еретиков, разрушающих единство религии. В «Сумме теологии» ее автор сравнивает еретиков с фальшивомонетчиками (сравнение весьма показательное для воинствующего религиозного догматизма). Милостивая церковь прилагает все усилия к тому, чтобы вернуть заблудших на истинный путь. Если же они продолжают упорствовать, церкви не остается ничего другого, как передать их для казни светской власти, иначе зараза ереси погубит и многих других верующих. Так, «ангельский доктор» в контексте своей социальной философии становился и теоретиком инквизиционного изуверства. Одним из тех, кто оставил след в истории школы и педагогики Возрождения был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил великолепное образование. Отличался редкой начитанностью, особенно его, привлекали греческие и латинские авторы. Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор стал сначала главой английского парламента, а потом лорд-канцлером Англии – фактически вторым человеком в стране после короля. Король Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его. Но когда Генрих VIII, вопреки закону, развелся с законной женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой Английской церкви, Томас Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягнуть королю как новому главе англиканской церкви. Томас Мор считал, что все равны перед законом, и даже король не вправе нарушать его. По требованию короля Томас Мор был обвинен в государственной измене и отдан под суд. Он не отрекся от своих убеждений и был казнен в Тауэре. Главным творением Томаса Мора, обессмертившим своего создателя, стала его «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В переводе с греческого «топос» - «место», «у» отрицание «нет». То есть место, которого нет. Слово «утопия» вошло в употребление во многие языки и означает неосуществимую мечту, фантазию. В этом романе описана несуществующая страна, в которой нет частной собственности, введено равенство потребления, существует совместное владение всеми благами, а производительный труд обязателен для всех членов общества. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники, которых освободили от смертной казни. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности. Эта книга написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского политического устройства, во второй описывается жизнь на вымышленном острове. В своем произведении Мор придавал большое значение вопросам воспитания. Английский мыслитель полагал, что детям, независимо от пола и социального происхождения, необходимо давать равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Преподавание должно вестись на родном языке, а основными школьными предметами являлись: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание. В обучении должны широко применяться наглядные пособия. Система физического воспитания была заимствована Мором из Древней Греции, целью которой было развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности. Он одним из первых высказал мысль о соединении теоретического образования с трудом. Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах теоретически, а на полях – практически. Кроме земледелия, каждый «утопиец» обязан был обучиться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте. Умственный труд, считался одним из величайших благ и наслаждений. Наукой должны заниматься, по мнению Мора, наиболее одаренные, освобожденные от физического труда. В свободное время «утопийцы», как взрослые, так и дети, должны заниматься своим самообразованием, посещая музеи и библиотеки. Совершенствуясь и самообразовываясь, даже самые простые граждане, по мнению Мора, могли быть переведены в число ученых. Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, требовал обучения на родном языке, на метил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Кампанелла Томмазо 1568-1639 Томмазо Кампанелла - один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма. С юности стремясь к науке, он в возрасте 15 лет вступил в монашеский орден доминиканцев и посвятил себя изучении философии и богословия. Не удовлетворившись схоластикой Фомы Аквинского и искаженными церковью идеями Аристотеля, Кампанелла обратился к трудам. античных философов, к произведениям своих современников, к самой природе, которую он считал источником знания. На Кампанеллу оказали сильное воздействие элементы стихийного материализма у последователей Демокрита, а особенно идеи известного итальянского натурфилософа Телезио (1509-1588), труды которого входили в список книг, запрещенных католической церковью. В социально-политических воззрениях Кампанеллы центральное место занимает идея создания единого мирового государства, что должно будет иметь своим следствием устранение всех конфликтов между людьми и установлении мира и счастья на земле. В течение 27 лет Кампанелла был заточен в тюрьму за участие в заговоре против испанского господства. Находясь в заключении, Кампанелла написал сочинение «Город Солнца» (1602, опубл. в 1623). В нем он изображал, подобно Томасу Мору, идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в книге Кампанеллы занимает описание воспитания детей в городе Солнца. Воспитание здесь носит полностью общественный характер и равно для всех граждан государства. Оно, по мнению Кампанеллы, должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Большое внимание Кампанелла уделял умственному образованию, указывал, что оно должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Следует подчеркнуть, что все первоначальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности, которую сенсуалист Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают элементарные знания о всех вещах и явлениях, во время прогулок, рассматривая изрисованные на стенах города картины, на которых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда и т. п.[1]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|