Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ансамбль хора. Естественный и искусственный ансамбль (зависимость от тесситуры)

С нарушением одного из частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом

Основным контрольным средством определения ансамбля во всех элементах хоровой звучность является прежде всего музыкальный слух и художественный вкус дирижёра – хормейстера, а также умение участников хора соединять, сливать звучание своего голоса с хоровой партией, а партию уравновешивать в звучании со всем хором - один из важнейщих элементов хоровой звучности.

25.Ансамбль хора. Виды ансамбля -интонационный, ритмический, динамический, артикуляционный, агогический и др.

Ансамбль в хоровом искусстве означает уравновешенное звучание всего хора, хоровых партий и голосов отдельных певцов, полный технический и творческий контакт и единство между идейно – художественным содержанием партитуры и дирижёрско – творческой исполнительской интерпретацией.

Профессор П.Г. Чесноков писал, что для достижения ансамбля требуется:

1. Одинаковое количество певцов в каждой хоровой партии;

2. Одинаковое качество голосов в каждой хоровой партии;

Однотембренность голосов в каждой хоровой партии.

Метроритмический ансамбль основывается на едином понимании и ощущении темпа, метра и ритма всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесении слов. В работе над этим видом ансамбля полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей, особенно в медленном темпе. В случае смены темпа в произведении, главная задача дирижёра я – моментальная организиция нового темпа, что достигается определённой пропорциональностью в соотношении темпа предыдущего и последующего,подготовительным движением (ауфтактом) дирижёра, отражающим темп, ритм и характер дальнейшего исполнения.

Артикуляционный ансамбль означает полное единство дикции (произношения) и штрихов при предельной ритмической дисциплине. Для его достижения важны: единая манера произношения гласных согласных звуков, начала и окончания фраз, начала снятия выдержанных звуков.

Между партиями и группами часто применяется дифференцированный артикуляционный ансамбль. Например, мелодия в какой – либо партии или группе исполняет легато, а гармоническое сопровождение в остальных партиях – стаккато, в женском хоре один текст, в мужском другой, в каждой партии свой поэтический текст

Тембровый ансамбль – один из наиболее тонких видов. Трудно уровнять голоса по высоте, ритму, силе. Намного сложнее избежать тембровой пестроты. Тембровый ансамбль хоровой партии успешно осуществляется двумя способами:

1.Путём подбора певцов с похожими тембрами;

2.Путём стирания тембровых особенностей голосов, сведения их к звучанию, близкому инструментальному, т.н. «дудочка».

На практике чаще всего ограничиваются достижением элементарной слитности, во

имя которой приносится в жертву тембровое богатство.

Многотембровый ансамбль партии достигается значительно трудней, но содержит в себе гораздо большие выразительные возможности.

Ансамбль хора в широком смысле этого слова является совокупностью частных ансамблей, куда входят ансамбль интонационный,строевой, тембровый, динамический, метроритмический, агогический, дикционно – орфоэпический и тесситурный. Высотно – интонационный ансамбль это полная слитность всех голосов хоровой партии между собой по высоте, без неё невозможен чистый общехоровой строй. Чем больше состав хоровой партии, тем труднее создание высотно –интонационного ансамбля. Достигается путём «подравнивания»к определённому образцу – тону дирижёра, ведущим певцам.

Ансамбль хора. Естественный и искусственный ансамбль (зависимость от тесситуры)

Ансамбль – (епsе) французкое слово, в переводе означает сразу, вместе, слитно, и что самое главное, уравновешенно.

Соорганизовать и уравновесить все элементы механического ансамбля в хоре - прямое дело дирижёра. Однако этого бывает иногда недостаточно. Дело в том, что нередко встречается такое построение аккорда, при котором не учтено одинаковое естественное напряжение голосов во всех хоровых партиях и поэтому при всём старании хора и дирижёра достигнуть равновесия в звучании бывает очень трудно. Ансамбль хора зачастую зависит от тесситурных условий, в которых находится та или другая партия. Чтобы научиться безошибочно определять всякий аккорд с точки зрения естественного и искусственного ансамбля, надо рассмотреть диапазон, регистры и свойственную им динамику каждой хоровой партии.

Пример анализа тесситурных условий каждой партии в хоровом произведении:

Не все регистры одинаково хороши по звучанию. Заставить петь сопрано в низком регистре - это значит исказить природную сущность и не получить звука хорошего качества. Самый хороший регистр сопрано вторых - средний и отчасти высокий. Сопрано 2 –е, как голоса более массивные и густые в сравнении с С1-ми, не следует использовать выше фа или соль второй октавы, в противном случае они слишком отяжеляют звучность партии; в отношении качества и количества партию С2-х следует подбирать лучше, чем это обыкновенно делается в хорах; от более тщательного подбора звучность всего хора.

Почти весь диапазон альтовой партии хорош. Трудны и нехороши по качеству только первые два звука и последний. Особенность тембра альтового звука заключается в плотности, густоте, силе и яркости. Диапазон вторых альтов отличается тем, что у них в низком регистре имеются и хорошо звучат те два звука, которых нет у первых. Тембр же звука, не имея той яркости, которая имеется у А1, ещё более плотен, густ, силён и очень содержателен.

В партии первых теноров очень хороши по силе, яркости и блеску средний и высокий регистры. По характеру тембра Т1 вполне соответствуют сопрано первым; те же лёгкость, яркость и блеск. Тенора 2 отличаются от первых тем, что имеют низкий регистр, при отсутствии высокого. Звук сильный и густой, не блещущий яркостью, но полный и плотный.

Сила и вместе с тем лёгкость, яркость и блеск - таковы качества баритонов.

Сила, мощь, полнота, густота, сочность и яркость – качество басов, основного толоса, держащего на себе всю тяжесть хорового аккорда.

Профундо. Из анализа диапазона видно, что наиболее удобным, «рабочим» диапазоном будет средняя часть звукоряда. Пение, а, следовательно, и достижение ансамбля, в крайних регистрах, выходящих за пределы рабочего диапазона, более трудно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...