Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проверка выполнения задания




 


 

 

 

 

Стороны счета Дебет Кредит   Номера операций  
     
                     
        70, 69, 76 и др.              

8.7. Вопросы и задания

1. Назовите условия отнесения имущества к нематериальным ак­тивам.

2. Перечислите объекты интеллектуальной собственности, вклю­чаемые в состав нематериальных активов.

3. Дайте определение положительной и отрицательной деловой репутации организации.

4. В какой оценке отражаются нематериальные активы в отчет­ности?

5. Составьте бухгалтерские записи по:

• приобретению;

• созданию;

• безвозмездному поступлению нематериальных активов.

6. Составьте бухгалтерские записи по продаже нематериальных активов.

7. По каким видам нематериальных активов амортизационные от­числения отражают путем уменьшения их первоначальной стоимос­ти?

8. Составьте бухгалтерские записи по начислению амортизации по нематериальным активам, используемым в основной деятельнос­ти организации.

9. По каким видам нематериальных активов не начисляют амор­тизацию?

10. Какая информация по нематериальным активам должна под­лежать раскрытию в бухгалтерской отчетности?


 


Глава 9

Учет материально-производственных запасов

9.1. Материально-производственные запасы, их классификация

В бухгалтерском учете в качестве материально-производствен­ных запасов (МПЗ) принимаются активы:

• используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основ­ные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);

• предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

• используемые для управленческих нужд организации (вспомога­тельные материалы, топливо, запасные части и др.). Основная часть МПЗ используется в качестве предметов труда и в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Классификация материалов. В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе про­изводства, их разделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых из­готовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственно­го хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами - продукцию обрабатывающей промыш­ленности (мука, ткань, сахар и др.).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных по­требительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудия­ми труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различ­ных видов продукции.


Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие оп­ределенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой про­дукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.

Возвратные отходы производства - остатки сырья и материа­лов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продук­цию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в свя­зи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материа­лы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упа­ковки, транспортировки, хранения различных материалов и продук­ции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ре­монта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не бо­лее 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превы­шает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации производственных запасов использу­ют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и рас­ходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной дея­тельности.

Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета:

• 10 «Материалы»;

• 11 «Животные на выращивании и откорме»;

• 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

• 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

• 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

• 41 «Товары»;

• 43 «Готовая продукция»;

• забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, при­нятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», забалансо­вый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию». Как уже указывалось, к счету «Материалы» могут быть открыты

следующие субсчета:

• 1 «Сырье и материалы»;


• 2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конст­рукции и детали»;

• 3 «Топливо»;

• 4 «Тара и тарные материалы»;

• 5 «Запасные части»;

• 6 «Прочие материалы»;

• 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

• 8 «Строительные материалы»;

• 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.;

• 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

• 11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

На малых предприятиях все производственные запасы можно учи­тывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наиме­нованию, сорту, размеру присваивают краткое числовое обозначение (но­менклатурный номер) и записывают их в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указыва­ют также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.

При использовании в учете ЭВМ содержание номенклатуры-цен­ника можно существенно расширить, вводя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые дру­гие постоянные признаки.

Единицей учета материальных ценностей является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер.

9.2. Оценка материально-производственных запасов

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себе­стоимости.

Фактической себестоимостью материально-производственных за­пасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических зат­рат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации).

Затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланирован­ных целях, включают затраты организации по доработке и улучше­нию технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с про­изводством данных запасов.


фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в устав­ный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их де­нежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организа­ции; полученных организацией по договору дарения или безвозмездно -исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования; приобретен­ных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) - исходя из стоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается ис­ходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно орга­низация определяет стоимость аналогичных ценностей.

МПЗ, на которые текущая рыночная стоимость в течение года сни­зилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

МПЗ, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями догово­ра, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Оценка МПЗ, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета ино­странной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учет­ным ценам. В качестве учетных цен на материалы применяются:

• договорные цены;

• фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);

• планово-расчетные цены;

•.средняя цена группы материалов.

Фактическая себестоимость материально-производственных ре­сурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный постав­щиком этих ресурсов, начисленных процентов по заемным средствам, привлекаемым для приобретения запасов (до их принятия к учету), наценки (надбавки), комиссионного вознаграждения, уплаченного снабженческим, внешнеэкономическим организациям, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку матери­альных запасов до места их использования, если они не включены в цену приобретения, затрат по доведению запасов до состояния, при­годного к использованию в запланированных ценах, иных затрат, не­посредственно связанных с приобретением материально-производ­ственных запасов.

6 - 8455 Кондраков 161


Фактические затраты по приобретению МПЗ определяются с уче­том суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалент­ной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и време­ни. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большинстве организаций текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам.

При синтетическом учете материальных ценностей по фактичес­кой себестоимости отклонения фактической себестоимости материа­лов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учи­тывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам отклонения фактической себестоимости материальных ценно­стей от стоимости их по учетным ценам учитывают на синтетичес­ком счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующи­ми методами оценки запасов:

• по себестоимости каждой единицы;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

• по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов про­изводится исходя из допущения последовательности применения учет­ной политики.

По себестоимости каждой единицы оценивают МПЗ, используе­мые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драго­ценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.

При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать два варианта исчисления себестоимости едини­цы запаса:

• включая все расходы, связанные с приобретением запаса;

• включая только стоимость запаса по договорной цене.

Применение второго (упрощенного) варианта допускается при не­возможности непосредственного отнесения транспортно-заготови-тельных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на себестоимость (например, при централизованной поставке материа­лов). В этом случае разница между фактической себестоимостью при­обретенных запасов и их стоимостью по договорным ценам распре-


деляется пропорционально стоимости отпущенных материалов по договорным ценам.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себе­стоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступив­шим запасам в течение месяца.

Первый и второй способы оценки материальных ресурсов явля­ются традиционными для отечественной учетной практики. В тече­ние отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производ­ство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости ма­териальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на при­ход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают ма­териалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыду­щей и т.д.

Пример оценки расхода 100 ед. материалов по методам средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО представлен в табл. 9.1.

Таблица 9.1

ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ ПО МЕТОДАМ СРЕДНЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ,

ФИФО И ЛИФО

Показатели   Количество единиц, шт.   Цена за единицу, руб.   Сумма, руб.  
1 Остаток материалов              
на01.03.200_г.        
2. Поступили материалы:              
первая партия        
вторая партия        
третья партия        
3. Итого за месяц     X    
4. Всего с остатком              
на начало месяца     12, 18    
5. Расходы материалов              
за месяц:              
a) по способу средней              
себестоимости     12, 18    

Окончание табл. 9.1

Показатели   Количество единиц, шт.   Цена за единицу, руб.   Сумма, руб.  
б) по методу ФИФО:              
первая партия        
вторая партия        
третья партия        
Итого за месяц     X    
в) по методу ЛИФО:              
первая партия       600 '  
вторая партия        
третья партия        
Итого за месяц     X    
6. Остаток материалов              
на01.04.200_г:              
а) по способу средней     12,20    
себестоимости              
б) по методу ФИФО        
в) по методу ЛИФО        

 

Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета ма­териалов по отдельным партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя следующую формулу:

Р = Он +П-Ок,

 

где Р - стоимость израсходованных материалов; Он и Ок- стоимость соответственно начального и конечного остатков материалов; П - по­ступление за месяц.

Оценка МПЗ на конец отчетного периода производится в зависи­мости от принятого способа оценки запасов при их выбытии (кроме, товаров, учитываемых по продажной стоимости).

9.3. Документальное оформление поступления и расхода материальных запасов

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания при­шедших в негодность основных средств и собственного производства.

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтер­скими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требо­вание (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, дру­гой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к же­лезнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, свя-


занные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют со­ответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества ма­териалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снаб­жения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступаю­щих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату запи­си, наименование поставщика, дату и номер транспортного докумен­та, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения пере­дают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспе­дитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по ко­личеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспорт­ной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают пе­речень материалов, подлежащих получению. При приемке материа­лов экспедитор производит не только количественную, но и качествен­ную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие коли­чества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приход­ный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материа­лы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учиты­ваются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фак­тическими данными разрешается осуществлять оприходование мате­риалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся ос-


новные реквизиты приходного ордера. Количество первичных доку­ментов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку ма­териалов производит комиссия и оформляет акт о приемке матери­алов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель постав­щика или представитель незаинтересованной организации. Акт со­ставляют также при приемке материалов, поступивших на предпри­ятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспорт­ную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех эк­земплярах: первый из них служит основанием для списания материа­лов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов по­лучателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и при­лагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную приме­няют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсут­ствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, от­ходов производства и др. оформляют одно- или многострочными тре­бованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в каче­стве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при раз­борке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях тор­говли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим сто­имость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покуп­ки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому от­чету подотчетного лица.

Материалы отпускают со склада организации на производствен­ное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработ­ки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.


Важным условием контроля за рациональным использованием материалов являются их нормирование и отпуск на основе установ­ленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вы­воз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Порядок документального оформления отпуска материалов зави­сит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нуж­ды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они вы­писываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут приме­няться квартальные лимитно-заборные карты с отрывными месячны­ми талонами на фактический отпуск. В них указывают вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр зат­рат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получа­телю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущен­ного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и распи­сывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывает­ся в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов не­посредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте рас­писывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установлен­ного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного ма­териала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют вы­пиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяе­мого материала делают запись «Замена, смотри требование №_» и Уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и воз­вращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную кар­ту без составления каких-либо дополнительных документов.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает ко­личество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-


заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудо­емкость составления карт.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладны­ми на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получате­лем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Наклад­ные составляют материально ответственные лица участка, отпускаю­щего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на мес­те с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающе­го ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам сво­ей организации, расположенным за ее пределами, оформляют наклад­ными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает от­дел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании наря­дов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий - в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов оформляют актом на списание материа­лов, который составляется специально созданной комиссией, с учас­тием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно ис­пользовать карточки учета материалов. С этой целью представите­ли цехов-получателей расписываются в получении материалов в са­мих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производ­ственных затрат с целью последующей группировки записей по объек­там калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запа­сов.

На фактически израсходованные материалы подразделение-полу­чатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наиме­нованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы мате-


риалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выпол­ненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценнос­тей и передают их в бухгалтерию.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специ­альными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно ра­ботником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реали­зацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материа­лов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи до­кументов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бух­галтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

9.4. Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии

Учет производственных запасов на складах. Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, за­пасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских складов в различных структурных подразделениях предприятия мо­гут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоян­ный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обес­печены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них по группам, типо- и сорторазмерам в штабе­лях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соот­ветствием фактического наличия установленным нормам запаса (ли­миту).

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его


принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером орга­низации. С кладовщиком заключается по установленной форме ти­повой договор о полной индивидуальной материальной ответствен­ности.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заклю-чением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден толь­ко после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценнос­тей (ТМЦ) и передачи их по акту, утвержденному руководителем орга­низации.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик запол­няет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номен­клатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия мате­риалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточ­ках учета материалов. На каждый номенклатурный номер откры­вают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка мате­риалов.

' Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток матери­алов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обя­зан сообщить об этом в отдел снабжения.

Ведение учета материалов допускается также в книгах учета ма­териалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки склад­ского учета.

В условиях автоматизации учетных работ и автоматизированно­го сютдского хозяйства вместо карточек складского учета применя­ют систематически составляемые машинограммы-ведомости движе­ния и остатков материалов. В них на основании первичных докумен­тов отражают те же данные, что и в карточках складского учета. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ве-


домости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоя­нием материалов на складе и оперативного управления производ­ством.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего меся­ца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных предприяти­ях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (за­ведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют ме­сячные отчеты о наличии движения материальных ценностей и представляют их в бухгалтерию.

При использовании материальных отчетов отпадает необходи­мость в составлении других документов на расход материалов. Вме­сте с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в каче­стве регистров аналитического учета используются отчеты материаль­но ответственных лиц.

Учет материалов в бухгалтерии. Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации по­ступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем в вычислительный центр (ВЦ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалте­рии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...