Урок № 1.2.15. Тема: «Шатуны, подшипники»
ТО и ремонт автомобильного транспорта Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя» Урок № 1.2.15. Тема: «Шатуны, подшипники»
Шатун соединяет поршень с коленчатым валом и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он воспринимает от поршня и передает коленчатому валу усилие давления газов при рабочем ходе. Шатун воспринимает большие нагрузки, изменяющиеся по значению и направлению. Он совершает сложные движения и подвергается сжатию, изгибу и растяжению. Чтобы выдержать такие нагрузки, он должен быть прочным и жестким, а для уменьшения сил инерции — легким. Шатун штампуют из стали и подвергают термообработке (закалке и отпуску). Его стержень имеет двутавровое сечение для увеличения прочности и жесткости. Части шатуна: верхняя головка, стержень и нижняя головка. В верхнюю головку с запрессованной в нее бронзовой втулкой устанавливают поршневой палец. Нижняя головка разрезная. Крышку нижней головки крепят к шатуну шатунными болтами. Внутреннюю поверхность нижней головки («постель» подшипников) тщательно обрабатывают вместе с присоединенной крышкой. Поэтому крышки и шатуны нельзя раскомплектовывать. Плоскости соединения крышки и шатуна также тщательно обрабатывают. Иногда на них делают елочные (мелкие) шлицы. Для смазывания подшипника поршневого пальца (бронзовая втулка) в верхней головке шатуна имеются отверстие или прорези. Для подвода масла к стенкам цилиндра на нижней головке шатуна имеется отверстие. Шатунные болты изготовляют из легированной стали. Их поверхность термически обрабатывают и шлифуют. В отверстие крышки они входят с натягом (плотно). Гайки болтов (или болты) затягивают только динамометрическим ключом, а затем шплинтуют и стопорят.
Подшипники. В двигателях применяют подшипники скольжения. Они выполнены в виде двух вкладышей. Вкладыши изготовлены с высокой точностью, поэтому при установке не требуются подгонка, подпиливание стыков или применение прокладок. Вкладыши представляют собой тонкостенную стальную ленту (толщина 2...3 мм) с нанесенным на нее слоем антифрикционного материала (материала с низким коэффициентом трения). На внешней поверхности вкладыша выштампованы выступы-усы, которые препятствуют провороту вкладыша в постели. При установке на двигатель поршня в сборе с шатуном стрелка на днище должна быть всегда обращена в сторону переднего конца коленчатого вала. В комплекте поршень — шатун в сборе, предназначенном для левой группы цилиндров, метка на стержне шатуна и стрелка на днище поршня должны быть обращены в одну сторону, а в комплекте для правой группы цилиндров — в разные стороны. Шатуны двигателей КамАЗ (рис. 1) стальные двутаврового сечения. На крышке 3 и шатуне 1 нанесены одинаковые метки массы (трехзначные цифры) и порядковый номер цилиндра. Подшипник нижней головки шатуна имеет сменные вкладыши, а подшипник верхней головки представляет собой запрессованную втулку. Крышка прикреплена к шатуну двумя болтами 2. Вкладыши нижней головки шатуна смежные тонкостенные сталебронзовые. Обе половины вкладышей взаимозаменяемы. Шатуны двигателей автомобилей ЗИЛ-431410 стальные двутаврового сечения. В нижней головке шатуна установлены сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши толщиной 2 мм. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Шатуны двигателей автомобилей ГАЗ-3307 устанавливают с поршнями в сборе попарно на каждую из четырех шатунных шеек коленчатого вала. На бобышках под болт шатуна и крышке выбит порядковый номер цилиндра. Номер, выштампованный на стержне шатуна, и метка на крышке шатуна должны быть направлены в одну сторону. Шатунные болты и вкладыши взаимозаменяемы.
При сборке шатунов с поршнями необходимо соблюдать следующий порядок: шатуны левого ряда цилиндров устанавливать таким образом, чтобы номер на шатуне и метка на его крышке были обращены к передней части двигателя, а правого ряда — наоборот. Поршни соединяются с шатунами так, чтобы во всех случаях надпись на поршне «Перед» была обращена к передней части двигателя.
Шатуны двигателей автомобилей ВАЗ стальные кованые с разъемной нижней головкой, в которой установлены вкладыши шатунного подшипника. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.
Д.З. 1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Стр. 25. 2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 58.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|