Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок № 1.2.15. Тема: «Шатуны, подшипники»

ТО и ремонт автомобильного транспорта

Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»

Урок № 1.2.15. Тема: «Шатуны, подшипники»

 

Шатун соединяет поршень с коленчатым валом и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он воспринимает от поршня и передает коленчатому валу усилие давления газов при рабочем ходе.

Шатун воспринимает большие нагрузки, изменяющиеся по значению и направлению. Он совершает сложные движения и подвергается сжатию, изгибу и растяжению. Чтобы выдержать та­кие нагрузки, он должен быть прочным и жестким, а для умень­шения сил инерции — легким. Шатун штампуют из стали и под­вергают термообработке (закалке и отпуску). Его стержень имеет двутавровое сечение для увеличения прочности и жесткости.

Части шатуна: верхняя головка, стержень и нижняя головка. В верхнюю головку с запрессованной в нее бронзовой втулкой уста­навливают поршневой палец. Нижняя головка разрезная. Крышку нижней головки крепят к шатуну шатунными болтами. Внутрен­нюю поверхность нижней головки («постель» подшипников) тща­тельно обрабатывают вместе с присоединенной крышкой. Поэто­му крышки и шатуны нельзя раскомплектовывать. Плоскости со­единения крышки и шатуна также тщательно обрабатывают. Иногда на них делают елочные (мелкие) шлицы.

Для смазывания подшипника поршневого пальца (бронзовая втулка) в верхней головке шатуна имеются отверстие или прорези.

Для подвода масла к стенкам цилиндра на нижней головке шатуна имеется отверстие.

Шатунные болты изготовляют из легированной стали. Их по­верхность термически обрабатывают и шлифуют. В отверстие крышки они входят с натягом (плотно). Гайки болтов (или болты) затягивают только динамометрическим ключом, а затем шплинту­ют и стопорят.

Подшипники. В двигателях применяют подшипники скольже­ния. Они выполнены в виде двух вкладышей. Вкладыши изготов­лены с высокой точностью, поэтому при установке не требуются подгонка, подпиливание стыков или применение прокладок.

Вкладыши представляют собой тонкостенную стальную ленту (толщина 2...3 мм) с нанесенным на нее слоем антифрикционного материала (материала с низким коэффициентом трения). На внешней поверхности вкладыша выштампованы выступы-усы, которые препятствуют провороту вкладыша в постели.

При установке на двигатель поршня в сборе с шатуном стрелка на днище должна быть всегда обращена в сторону переднего кон­ца коленчатого вала. В комплекте поршень — шатун в сборе, пред­назначенном для левой группы цилиндров, метка на стержне ша­туна и стрелка на днище поршня должны быть обращены в одну сторону, а в комплекте для правой группы цилиндров — в разные стороны.

Шатуны двигателей КамАЗ (рис. 1) стальные двутавро­вого сечения. На крышке 3 и шатуне 1 нанесены одинаковые мет­ки массы (трехзначные цифры) и порядковый номер цилиндра. Подшипник нижней головки шатуна имеет сменные вкладыши, а подшипник верхней головки представляет собой запрессованную втулку. Крышка прикреплена к шатуну двумя болтами 2.

Вкладыши нижней головки шатуна смежные тонкостенные сталебронзовые. Обе половины вкладышей взаимозаменяемы.

Шатуны двигателей автомобилей ЗИЛ-431410 стальные двутав­рового сечения. В нижней головке шатуна установлены сталеалю­миниевые тонкостенные вкладыши толщиной 2 мм. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.

Шатуны двигателей автомобилей ГАЗ-3307 устанавливают с поршнями в сборе попарно на каждую из четырех шатунных шеек коленчатого вала.

На бобышках под болт шатуна и крышке выбит порядковый номер цилиндра. Номер, выштампованный на стержне шатуна, и метка на крышке шатуна должны быть направлены в одну сторо­ну. Шатунные болты и вкладыши взаимозаменяемы.

При сборке шатунов с поршнями необходимо соблюдать сле­дующий порядок: шатуны левого ряда цилиндров устанавливать таким образом, чтобы номер на шатуне и метка на его крышке были обращены к передней части двигателя, а правого ряда — наоборот.

Поршни соединяются с шатунами так, чтобы во всех случаях надпись на поршне «Перед» была обращена к передней части дви­гателя.

Рис. 1. Шатун двигателя КамАЗ: 1 – шатун: 2 – болт; 3 – гайка; 4 – крышка; 5 – вкладыши; 6 – втулка верхней головки  

 

Шатуны двигателей автомобилей ВАЗ стальные кованые с разъемной нижней головкой, в которой установлены вкладыши шатунного подшипника. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.

 

Д.З.

1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Стр. 25.

2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 58.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...