Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное значение права.




Разграничение исполнительной и судебной власти.

Речь идёт о правоприменительной деятельности. Ею занимаются все государственные органы. Также все ветви власти вправе принимать индивидуальные акты применения права. Однако наибольшее значение имеют исполнительные и судебные органы. Прежде всего, сажем то, что на долю исполнительной власти выпадает наибольшее количество случаев, в которых необходимо рассматривать конкретные дела и привлекать лицо к позитивной или негативной ответственности

Им же принадлежит на основе закона инициатива возбуждать такой процесс (в рамках контрольной или надзорной деятельности).

Однако им присущ очень узкий круг деятельности – управление (администрирование).

Они работают только в сфере административного права и в смежных с ним частях других отраслей. Также можно отметить то, что органов, занимающихся индивидуальными делами, достаточно много. Практически каждое ведомство имеет свой круг полномочий по принятию решений по определённым индивидуальным делам.

Суды также имеют большой объём рассматриваемых дел. При этом рассмотрение индивидуальных случаев, в отличие от органов исполнительной власти, есть основная обязанность суда. Права самостоятельного возбуждения процесса суды не имеют, они рассматривают дела по заявлению заинтересованной стороны или соответствующих государственных органов, в том числе и административных. Зато они правомочны рассматривать любой правовой спор, в том числе и относящийся к сфере административного права; при этом сила их решения выше, чем сила решения административного органа. Система судов является строго упорядоченной и функционально разграниченной, при этом сравнительно небольшой. Для судов характерна особая форма процесса разрешения дел, которая предохраняет суд от неправильного решения, обеспечивает независимость судебного решения. Кроме того, суду не присуща та иерархия, которая есть у исполнительных органов: вышестоящий суд не может просто отменить решение нижестоящего, ему требуется особый процесс проверки вынесенного решения. Также можно отметить особый правовой статус судьи.

Потому можно сказать, что основная линия разграничения идёт по линии административного права. Если исполнительный орган правомочен рассмотреть некий вопрос, то, скорее всего, именно он будет заниматься этим.

Исторические предпосылки права.

Социальное регулирование человеческого общества идёт от возникновения самого человека. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи, закреплявшие наиболее рациональные, полезные способы поведения. Они заменили собой инстинкты. Глобальное похолодание времени неолита заставило человека не только переходить на производящую экономику, но и усложнять собственное поведение. Чтобы сохранить выбранное поведение, создавался свод мононорм, который впоследствии усваивался каждым членом общества. Они включали в себя элементы религии, обычаев, морали и (в современном понимании) права. Очевидно, что при необходимости мог собираться “совет старейшин”, т. е. опытнейших людей, лучше знающих и трактующих соответствующие нормы. Так, постепенно, стали формироваться зачатки государства. Впоследствии, при становлении производящей экономики и появлении избыточного продукта, появлялись новые нормы о порядке распределения общественного продукта. К моменту выделения государства уже существовал свод правил, которые регулировали различные стороны человеческой жизни. Государство, таким образом, появилось позже права, и имело целью реализовывать право, охранять общественные отношения. Сам этот свод права считался в обществе справедливым, однако в классовом обществе неизбежно возникали конфликты, которые государство гасило, охраняя сложившийся порядок. В государствах восточного типа прообразом государства стал “совет старейшин”, который наряду с “советом военачальников” присутствовал на этапе военной демократии; он вырос в систему государственного управления; нормы права в таком государстве оставались тесно связанными с нормами религии и нравственности и были преимущественно казуальными, что было обусловлено практикой работы “совета старейшин”. В уникальных государствах “совет старейшин” был заменён богатейшими представителями господствующего класса (“новая аристократия”), которые стремились сформировать право с выгодой для себя, вне иных общественных установлений, что повлекло выделение права как такового и известную его абстракцию; так как властные структуры не были закрытыми, в них происходила ротация, сельскую аристократию стала заменять торговая; кроме того, классовая дифференциация поначалу была небольшой, и тот же класс земледельцев поначалу представлял большое количество примерно равных по возможностям людей, что обусловило возникновение народных сборов на территориях жительства людей (город-государство), как правило, в местах их наибольшего скопления (торговая площадь), что и породило первичные институты демократии. Такие сборы заставляли аристократию прислушиваться к остальной части народа и принимать определённые правовые нормы, соответствовавшие их требованиям. В дальнейшем институты государства и права совершенствовались.

Признаки права.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила.

Признаки: 1) Общеобязательность. Право обязательно для всех, кому оно адресовано, и в равной степени. 2) Нормативность. Право состоит из норм властного характера. 3) Формальная определённость. Нормы права имеют внешнюю форму выражения – нормативно-правовой акт. 3) Системность права. Право есть системное образование, на общественные отношения воздействует комплекс норм. 4) Принудительная сила государства. Право исходит от государства, то есть принимается, санкционируется государством. Государство – основной субъект правотворческой деятельности. 5) Многократность применения. Право – абстрактно, и может применяться неоднократно к различным случаям жизни, носящим определённые в праве объективные и субъективные признаки. 6) Справедливость содержания юридических норм. Право идёт из общества, отражает его понятия справедливости, правильности.

Функции права.

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков (статистическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности платить налоги);

охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Поскольку социальные нормы воздействуют на общественные отношения, то функции права совпадают с функциями других социальных норм по своим целям. Поэтому экономическая, политическая, идеологическая функции права могут рассматриваться как общесоциальные в отличие от специально-юридических.

Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества.

Функции права как понятие научно раскрывает необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от “должного” в общественных отношениях к действительному.

Социальное значение права.

Право является не только необходимостью и средством социального регулирования, но и благом, имеющим социальную ценность. Только право обладает такими свойствами, благодаря которым можно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строгую по содержанию, гарантированную систему типовых масштабов поведения, функционирующих постоянно и непрерывно во времени. Право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, действенность социального управления.

Социальная ценность права состоит в его способности упорядочивать общественные отношения наиболее эффективным способом. Этой же задачей занимаются и другие социальные нормы: моральные, религиозные, этические и т.п. Но воздействие права отличается специфичностью и достигает наибольшего результата.

Для достижения правом идеалов социальной справедливости большое значение имеет правотворчество. Право, закрепляя общие для всего общества модели поведения, осуществляет типизацию общественных отношений. Оно обладает универсальным всеобщим характером и в равной степени предназначено всякому и любому члену любой социальной группы на территории государства.

В обществе право выступает в качестве стабилизирующего фактора. Вместе с тем социальная ценность права состоит в том, что абсолютно неразумные, устаревшие предписания могут устраняться с соблюдением специальных процедур. Несправедливый обычай сам постепенно угасает, а устаревшие прецеденты и нормативные акты государственные органы изменяют и даже отменяют. В этом смысле консерватизм иных видов социальных норм препятствует их обновлению и развитию.

Право выступает важнейшим средством межгосударственного, общения. Право наиболее сильно взаимодействует с государством, выступая одновременно его основанием и результатом деятельности. Государство по отношению к праву выступает его источником, правотворческой силой и одновременно его гарантом. Право может выполнять стоящие перед ним задачи в силу государственной поддержки. Государство обладает средствами и механизмами для его защиты.

Социальная ценность права состоит также в его содержании, закрепившем культурно-исторические достижения человечества. Право обладает сильным побудительным потенциалом. Оно содержит механизм поощрения за активное правомерное поведение, наказания за противоправное поведение.

Обобщая сказанное, можно сказать, что социальная ценность права состоит в: определенности содержания; закреплении справедливости и равенства; культурно-информационном потенциале; гарантированности силой государственной защиты; коммуникативных возможностях; рациональности, разумности, целесообразности, волевом характере; равенстве масштабов поведения; динамизме и стабильности.

 

Право и мораль.

Мораль (нравственность) – совокупность взглядов, суждений и соответствующих норм поведения людей, выражающих оценку деяний по критериям добра и зла, справедливости и несправедливости, чести, совести, долга – тому, что обществом поощряется, а что отвергается.

В соотношении права и морали следует находить общие черты, различия, взаимодействие, противоречия.

А. Право и мораль – явления нормативные, содержат общие правила поведения, возникают в соответствии с волей и сознанием людей, регулируют общественные отношения, соответствуют типу культуры и социальной организации общества.

Б. Мораль и право различаются по следующим позициям.

1. Мораль исходит от общества. Право формируется государством, субъектами правотворческой деятельности.

2. Мораль складывается в сознании людей, она не институционализирована.

Право оформляется в официальных письменных источниках: нормативных актах, юридических прецедентах и т. п.

3. Мораль – это принципы, представления, оценки поведения людей.

Право обладает свойством формальной определенности, определяет вид и меру возможного, вид и меру обязанного поведения, вид и меру неблагоприятных последствий в случаях правонарушений.

4. К моральным критериям оценок относятся добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Правовые – правомерность и противоправность, наказуемость, подсудность и др.

5. Нормы морали начинают действовать по мере их осознания, освоения и принятия людьми с учетом сохраняющихся различий в моральных оценках. Нормы права вступают в действие, приобретают юридическую силу в строго определенное законодательством время и независимо от субъективного отношения к ним субъектов права.

6. Стержневая ценность морали состоит в самоограничении индивида. Основной постулат морали, ее золотое правило – «Поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы другие поступали с тобой». В праве стержневая ценность состоит в законодательном самоограничении государства.

7. Сферы регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают.

8. Мораль обеспечивается, прежде всего, внутренней самооценкой (совестью), а также неблагоприятной реакцией окружения (обществом). Право обеспечивается потенциальной принудительной силой государства.

В. Мораль и право взаимодействуют.

1. Имеют совместный предмет регулирования в части, не касающейся несовпадения.

2. Моральные оценки проникают в право, правовое регулирование, юридическую практику через правосознание.

3. Мораль становится критерием в процессе реформирования правовой системы.

4. Право через стимулы, ограничения может способствовать формированию новых моральных ценностей, восстановлению чувства достоинства, чести, автономности, самодостаточности. Взаимодействие права и моральных оценок является средством снятия противоречий между ними.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...