Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальная психология Адлера (неофрейдист)

Проведите сравнительный анализ подходов к соотношению осознаваемых и неосознаваемых психических процессов в работах З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, Д.Н.Узнадзе.

План:

1. Определение бессознательного.

2. Классический психоанализ З. Фрейда. Ид (бессознательное), Эго (осознается частично), Супер-Эго (осознается частично).

3. Индивидуальная психология А. Адлера.

4. Аналитическая психология К. Юнга. Понятие Эго. Коллективное и индивидуальное бессознательное. Архетипы.

5. Грузинская школа установки Д.Н.Узнадзе.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы сознания, НО оказывающих влияние на его поведение. Признак – не отдаем себе отчет о его наличии.

 

Фрейд. Классический психоанализ.

Истоки: ( общение с Брюкке (исследовал физиологические процессы в терминах энергетических превращений) ® представление о психическом как о специфической энергии; общение с Шарко по поводу истерии ® причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение + вытеснение как механизм симптомообразования; Брейер, гипноз, случай Анны О. ® идея о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов + катартический метод излечения; переписка с Шарко, Брейером, Флиссом ® разработка важнейших постулатов психоанализа: происхождение неврозов, возникновение тревоги, понятие защитных неврозов, архитектура истерии, неврозы навязчивых состояний и паранойя.

Этапы:

1. (1886-1897) разработка модели аффективной травмы. Работа с Брейером, "Очерки об истерии" (1895). Причины невротических расстройств: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. В начале речь шла о реальной травме, реальном насилии, позднее Фрейд пришел к мысли, что речь идет о собственных фантазиях, представлениях-желаниях ребенка.
т.е. приходит к идее о том, что травматические события из детства и сильные эмоции, оказывают сильное влияние на последующую жизнь, даже находясь в бессознательном.
отказ от гипноза, как метода исследования, решил, что для помощи больному, надо сконцентрировать все его сознательные силы.

2. (1897-1923) фундаментальные научные работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Влечения и их судьба" (1915) и др. В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (Либидо) и влечение к самосохранению (потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида). Эти два вида влечений противопоставляется. Разработана топическая (пространственная) модель психики: Сознание, предсознательное /цензура /бессознательное.

 
 


 


3. (1923-1939) работы "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Я и Оно" (1923).

Структурная модель:

· Id (Оно): принцип удовольствия, первичные процессы, рефлекторные действия; (бессозн)

· Ego (Я): принцип реальности, вторичные процессы, перцептивные и когнитивные стратегии. Цель - отсрочка удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Снижение тревоги обеспечивается защитными механизмами. (сознается)

· Super-Ego (Сверх-Я): система ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Есть Совесть (формируется в результате наказаний), а эго-идеал (поощрений родителей). (бессозн, в сознании представлена небольшая часть Супер-Эго)

Иначе трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе - стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою.

Методы: толкование сновидений, ошибочные действия, невротические симптомы (Анна О.), феномен переноса и контрпереноса.

Коротко о теории:

1) Не всё процессы в нашей психики осознаваемы

2) Энергетической основой всей жизни являются бессознательные влечения (сексуальные, самосохранение, агрессия)

3) Нельзя полностью реализовать свои влечения из-за общества

4) На каждой стадии сексуального развития энергия влечений привязана к определённым объектам

 

Индивидуальная психология Адлера (неофрейдист)

Анализ психического как целого, не делимого на отдельные части.

Основные отличия теории А. Адлера от теории З. Фрейда:

· Главное в структуре - ЭГО

· целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);

· признание изначально социальной природы человека;

· стремление человека к совершенству

· понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями (нет противодействия бессозн и созн).

· относительность границы между сознанием и бессознательным, взаимопереходы, зависящие от характера стоящих перед человеком задач и этапа их разрешения (из вестника пси)

Индивидуальная психология - подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям

 

Движущие силы (человек может не осознавать их действие):

1. стремление к превосходству

2. стремление к социальной общности (кооперации).

Формирование патологического характера при отсутствии равновесия этих стремлений.

Основные положения:

1 ) чувство неполноценности и компенсация (ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми). Умеренно развитое чувство неполноценности ® желание преодолеть свои недостатки, справиться с ними это импульс личностного роста. Механизм преодоления недостатков - компенсация (способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности). Механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) - способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Если фиксируется - комплекс неполноценности.

2) стремление к превосходству как стремление к совершенству – основополагающее желание, врожденное. Варианты его проявления:

ü Низкий социальный интерес ®невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех.

ü Высокий социальный интерес ®стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству.

Социальный интерес - по Адлеру - является показателем психического здоровья, "барометром нормальности" и критерием различения типов превосходства.

3) стиль жизни — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Типы личности: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный.

4) творческое Я. у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность. Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности – каждый может создать свой.

5 ) порядок рождения - опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

6) фикционный финализм. Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. Наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить.(например, «честность – лучшая политика", "Все люди созданы равными").

Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом, но могут быть опасными как у ипохондрика.

Признаками здоровой личности по Адлеру являются - движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

 

 

3)Аналитическая психология Юнга.

Отличия от Фрейда по:

- структура психики и бессознательного (во-первых бессознательных 2, а во-вторых Я и др берут начало из коллективного бсз),

- представление о личностных типах (16 штук – ведущая функция и установка),

- понимание либидо – это вообще энергия, нельзя сводить к сексу и власти,

- представление о стадиях развития личности и их детерминации (стадий не выделял, акцент делал на зрелый возраст, там личность достигает наибольшей гармоничности),

- о методах диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.

Структура личности (все, что ниже сократила на базе ответов по возрасту, а те из хала и линдсей):

· Я - сознающий ум. Строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Отвечает за чувство самотождественности и непрерывности. Центр сознания.

· Бессознательное (бсз):

o Личное - регион, примыкающий к Я. Состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного, подобно материалу предсознательного у Фрейда, доступно сознанию; между личным бессознательным и Я идет сильное "двустороннее движение". Комплексы - организованная группа или констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний в личном бсз. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий или "констеллирующий" различные переживания. (Например, комплекс матери, даже жажда власти). Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать – и частично становится – сознательной.

o Коллективное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает Я и личное бессознательное. Коллективное бсз – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков: история людей, опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально.

Врожденные предрасположенности (например к 3д видению, к наличию матери, к мышлению). модели, первичные модели, определяющие поведение. Коллективная родовая память.

На коллект бсз вырастают Я, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее или селективное влияние с самого начала жизни. Если же Я игнорирует мудрость бессознательного, оно может разрушать сознательные рациональные процессы, захватывая и извращая их: симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления вырастают из отвержения бессознательных процессов

Архетипы: Это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Иными словами, ребенок наследует предсформированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать. То же с другими вещами – все поколения наблюдали определенные вещи, которые не изменились за годы – всех рождает мать, восход солнца всегда с одной стороны света и тд и это передается в виде архетипов. Архетипы функционируют как напряженные атомные энергетические центры, стремящиеся в каждом поколении продуцировать повторение одних и тех же переживаний. Архетип может стать ядром комплекса, притягивающим переживания. Архетипы могут сочетаться. Их много, но некоторые могут рассматриваться как отдельные системы внутри личности:

· Маска (=персона) - роль, предписанная человеку обществом, которую он должен исполнять в жизни соответственно общественным ожиданиям (напоминает Сверх-Я по Фрейду)

· Анима - бессознательное женское начало в мужском. В человеке есть и мужское и женское начало. Мы столько сосуществуем, что у каждого есть свои феминные и маскулинные черты. Это во многом помогает друг друга понимать, но может и вызывать разлад из-за несоответствия (аля идеальная женщина/мужчина)

· Анимус – бессознательное мужское начало в женском

· Тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Неприятные и социально-неодобряемые мысли, чувства, действия (похоже на Оно)

· Самость – центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.Цель жизни, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают (находится в центре между сознательным и бессознательным). Начинаем постигать это только к кризису середины жизни.

Установки: интраверсия (внутрь) и экстраверсия (наружу). В личности всегда обе ориентации, но в разной степени. Функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция (ведущая из функций + установка = тип личности, всего 16)

Это все системы. Различные системы и установки, из которых складывается целостная личность, взаимодействуют тремя различными способами: одна система может компенсировать слабость другой, противостоять другой системе, или же две или более систем могут объединяться. Но напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни.

Личность – чрезвычайно сложная структура. Много компонентов и отношения между ними очень запутаны. Юнг полагает, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенного к более совершенному.

Динамика личности - всегда есть перенос психической энергии. Здесь тоже либидо, сублимация, символы.

Развитие – это раскрытие изначальной врожденной недифференцированной целостности. Конечная цель развития - самоосуществление. Это максимально полная, завершенная дифференциация и гармоничное сочетание всех аспектов целостной человеческой личности. Это означает, что психика выработала новый центр, самость, который занимает место старого центра, Я. Чтобы личность была здоровой и интегрированной, каждая система должна иметь возможность достичь полной дифференциации, развития и выражения. Процесс достижения этого называется процессом индивидуации.

Методы диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца (не знаю надо ли).

1. словесно-ассоциативный тест: список слов, на которые нужно реагировать первым пришедшим на ум словом, время реакции фиксируем. Затем сложнее — еще и физиологические реакции фиксируем. Обнаружилось, что есть слова на которые либо долго не находят ответа, либо отключаются, либо выдают речь, могут не осознавать. Сделал вывод о наличии заряженных психической энергией “комплексов” — стоило слову-стимулу “дотронуться” до такого комплекса, как у испытуемого появлялись следы легкого эмоционального расстройства. Отсюда выросли многие проективные тесты

2. толкование сновидений: сновидения имеют не только редуктивную функцию (то есть отражение актуальной ситуации), но и конструктивно синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своём имеет своей целью индивидуацию, неправильное понимание смысла сновидения могут заставить личность регрессировать. В каждом сновидении, есть некоторый посыл который служит расширению сознания и выходу сознания на принципиально иной уровень. Даже кошмар имеет свою позитивную функцию, он выносит на уровень частичного осознания, некий кризисный процесс доселе находящейся в полной тьме неведения и даёт сновидцу возможность осознано работать с конфликтом, который был полностью закрыт.

3. метод активного воображения: -это диалог, который вы ведете с различными частями вашего "я", живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, но испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того, чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.

Д.Н. Узнадзе.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...