Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая часть (Allegro moderato) h-moll

Немного о симфониях Шуберта вообще.

 

Шуберт – автор девяти симфоний. Первые шесть, написанные им в юном возрасте, сочинены в традициях венской музыкальной классики. Индивидуальные черты в них только намечаются. Незавершенная седьмая симфония носит переходный характер. А в си-минорной восьмой («Неоконченной»)(1822) и в до-мажорной девятой (1828) уже ярко выражены черты нового, романтического стиля.

В области крупных форм инструментальной музыки Шуберт оставался верен принципам, сложившимся в конце 18 века. Подавляющее большинство его крупных произведений – это классические трех- или четырехчастные циклы. Однако есть и исключения. Самое известное из них – «Неоконченная» симфония.

Шуберту принадлежит приоритет в создании новых типов романтической симфонии – лирико-драматический («Неоконченная») и лирико-эпической (симфония С-dur)

 

Симфония. «Неоконченная»

 

В симфонии си минор всего две части и сохранились черновые наброски еще одной. Поэтому произведение стало известно под названием «Неоконченная симфония», хотя многие специалисты считают ее законченным сочинением. По их мнению, композитор прекратил свою работу над ним, так как почувствовал, что полностью раскрыл свой замысел в двух частях.

Между частями симфонии нет внутреннего противопоставления. Обе части лиричны, но их лирика по-разному окрашена. В первой части лирические переживания передаются с трагической обостренностью, во второй – лирика созерцательная, проникнутая спокойной, просветленной мечтательностью.

 

Первая часть (Allegro moderato) h-moll

Начинается вступительной темой, которую в низком регистре исполняют унисон виолончелей и контрабасов. Тема звучит с мрачной величавостью и одновременно лирически проникновенно. Это своего рода эпиграф. Тема вступления составляет музыкальный стержень всей симфонии – она проходит через всю первую часть, потом проходит как вступление к разработке и коде. Также она обрамляет экспозицию и репризу.

 

Вступление:

 

Изложение главной партии сразу обращает на себя внимание характерными песенными приемами. Тема слагается из двух основных компонентов: мелодии и аккомпанемента. Несколько тактов оркестрового «аккомпанемента» предваряют мелодию главной партии, которую ведут гобой и кларнет. Трепетное движение шестнадцатых у скрипок и приглушенное пиццикато струнных басов создает выразительный фон для мелодии. По музыкально-поэтическому образу и настроению тема главной партии близка к произведениям типа ноктюрна или элегии.

 

Мелодия ГП:

 

Между Главной и Побочной партиями нет связующей партии и они непосредственно сопоставляются друг с другом. Вместо связующей партии (чтобы соединить Главную и Побочную) – короткий модуляционный ход:

Побочная партия – это светлая, приветливая мелодия с чертами танцевальности, близкими венской бытовой песне. «Поет» теплый голос виолончелей. В побочной партии «аккомпанемент» также начинает звучать синкопированным ритмом несколько тактов перед вступлением мелодии.

Побочная начинает звучать в тональности VI ступени – в соль мажоре.

 

Побочная партия:

 

В разработке вновь появляется скорбная вступительная тема. От побочной партии в разработке остается синкопированный аккомпанемент, но он теперь звучит не танцевально, а тревожно и грозно.

Унисонная тема в вступления в разработке постепенно переходит в глухой рокот тремоло басов.

В разработке – две фразы. Между ними проходит полностью тема вступления в тональности субдоминанты (e-moll). Вся разработка очень напряженная, но особенно – ее вторая часть. Вся музыкальная ткань находится в непрестанном движении.

 

В Репризе не звучит ничего нового. В коде вновь звучит мотив вступления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...