Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика России во второй четверти XIX века




Основные вопросы: главные цели внешней политики. «Восточный вопрос». Определение восточного вопроса. Русско-иранская и русско-турецкие войны. Итоги внешней политики этого периода.

Ответ следует построить в виде анализа трех основных направлений внешней политики страны. Главное направление – это «восточный вопрос» (обязательно знать суть этого вопроса – борьба великих европейских держав, в том числе и России, за раздел владений Османской империи и влияние на Балканах). Удобнее рассмотреть «восточный вопрос» в виде участия России в трех «восточных кризисах».

1. - Первый “восточный кризис” - 1820-е гг., связан с восстанием против Османского ига в Греции. Следует раскрыть, как менялась позиция России (до 1826г. – негативное отношение к греческому восстанию, затем – поддержка).

 

Ключевые даты:

1826г.Петербургская международная конференция, заключен англо-русско–французский союз против Османской империи.

1827г.Наваринское морское сражение, разгром турецкого флота.

1826-1828гг.война с Ираном, Туркманчайский мирный договор; России отходили Восточная Армения, Нахичевань и 20 миллионов рублей контрибуции.

1828-1829гг.русско-турецкая война, ее ход и условия Адрианопольского договора; России отходили устье Дуная и Южная Бессарабия, территория от Анапы до Сухуми и Дунайских княжеств, 33миллиона рублей контрибуции.

Итог:

Первый “восточный кризис” завершился резким усилением позиций России.

 

2. - Второй “восточный кризис”1831-1833гг. – связан с восстанием правителя Египта Али-Мухамеда и его походом на Константинополь, Франция оказала ему поддержку, Англия и Россия ей противодействовали, Россия оказала военную помощь султану, взамен по Ункяр-Искелессийскому договору 1833г. получала исключительное право пользоваться проливами на случай войны.

 

3. - Третий восточный кризис связан с Крымской войной (1853-1856гг.)

4.. Анализируя события войны, студент должен четко разграничивать причины и повод (спор из-за “палестинских святынь”) войны, дать краткое описание основных сражений по этапам и раскрыть причины поражения России.

Ключевые даты:

I этап – сентябрь 1853г. – март 1854г. – Россия против Османской империи один на один; 1853г. ноябрь – Синопское сражение (разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым).

II этап – март 1854-1856гг. -вступление в войну на стороне Турции Англии, Франции и Сардинии.

Сентябрь 1854г. – высадка англо-французского экспедиционного корпуса в Крыму; поражение русских войск на реке Альме.

Сентябрь 1854- август 1855г. – героическая оборона Севастополя.

Ноябрь 1855г. – взятие русскими войсками крепости Карс на Кавказе.

1856г. – Парижский мирный договор (запрет России иметь военный флот на Черном море (“нейтрализация” Черного моря), передача Турции Южной Бессарабии)), означал полный провал всей внешней политики Николая 1, создалась угроза превращения России во второстепенную державу.

 

 

Второе направление – борьба с революционным движением в Европе.

Ключевые даты:

1830-1831гг. – подавление восстания в Польше, ликвидация Польской автономии и Польской Конституции; намерение Николая I отправить русский экспедиционный корпус в Бельгию для подавления революции.

1848-1849гг. - интервенция в Венгрию.

Итог: в глазах европейской общественности Россия превратилась в «жандарма Европы», т.е. бесцеремонно вмешивалась в дела других государств.

 

 

Третье направление – дальнейшее продвижение на Кавказе, вылившееся в длительную Кавказскую войну (1817-1864гг.). Следует подробно раскрыть причины длительности войны: прямолинейная политика России, отсутствие гибкости и учета нравов и культурных особенностей горцев, помощь им со стороны Англии; наличие талантливого вождя Шамиля (1834-1859гг.); раскрыть понятие имамата и мюридизма, тактика Шамиля (партизанская борьба, террор); значение (положительное и отрицательное) присоединения Северного Кавказа к России.

 

 

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века

Основные вопросы: активизация общественного движения. Три основных направления общественной мысли. Главные идеи этих направлений.

Ответ на эту тему удобно построить в виде анализа трех основных направлений общественной мысли.

1. - Реакционно-охранительное направление связано с “теорией официальной народности” (Уваров, Погодин, Шевырев); следует кратко раскрыть ее содержание и аргументацию авторов.

2. - Либерально-оппозиционное направление; назвать его источники (философия Просвещения, немецкая классическая философия и движение декабристов), первых представителей (Сунгуров, Критский), подробнее остановиться на роли Чаадаева, значение его “Философических писем” (дали начало западничеству и славянофильству). Затем проанализировать суть споров западников и славянофилов, дать им сравнительную характеристику.

Примерный план ответа:

1. Славянофилы (Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские, Самарин, Кошелев), главные идеи: признание исключительности и самобытности исторического пути развития России; осуждение реформ Петра 1 за нарушение гармонического развития страны, насаждение бюрократизма и крепостничества, возведение культурного барьера между дворянством и остальным населением. Идеал: отмена крепостного права, сохранение монархии, но с созывом Земского Собора, который бы выражал народное мнение, отрицание парламентаризма; сохранение общины и укрепления православия – две главные основы русского общества.

2. Западники (Грановский, Кавелин, Боткин, Соловьев, Герцен на первом этапе творчества); главные идеи: выступали за западный путь развития, введение гражданских и политических прав и свобод человека, парламентаризм в рамках конституционной монархии; в экономике – за капиталистический путь развития; в сфере культуры – за дальнейшую европеизацию.

 

3. Революционно-демократическое направление.

Можно выделить два крыла: умеренное и радикальное.

А. Умеренноекружок Буташевича-Петрашевского (1845-1849гг.) – выступали за изменение политического строя, допускали вооруженное восстание, являлись республиканцами (их взгляды схожи со взглядами Пестеля).

Б. Радикальное«теория русского общинного социализма» Герцена и Огарева, взгляды Белинского. Предполагалась смена не только политического, но и социального строя. Главные идеи: миновать капитализм и перейти сразу к обществу будущего - социализму, основанному на крестьянской общине как ячейке социализма (коллективизм, уравнительность в распределении земли, самоуправление). Проанализируйте, почему Герцен в конце 1840-х гг. изменил свои взгляды (сопоставить с событиями в Европе в 1848-1849г.)

 

 

Эпоха Великих реформ

Основные вопросы: причины проведения реформ. Подготовительный период. Проведение буржуазных реформ. Отмена крепостного строя. Земская, городская, судебная, военная реформы. Реформы в области образования и просвещения.

 

Ответ следует начать с анализа причин, побудивших правительство приступить к подготовке реформ, а также раскрыть позицию дворянства – главной социальной опоры правящего режима

Причины:

а) внешнеполитический фактор - поражение в Крымской войне показало все недостатки режима Николая I, технико-экономическую отсталость страны, создало угрозу превращения России во второстепенную державу;

б) социально-экономический фактор - резкий рост крестьянских выступлений (1857г. –192 выступления, 1858г. – 528, 1859г. – 938);

/ в) политический фактор – осознание Александром II (1855 – 1881гг.) необходимости реформ, а также создание либерального кружка при императорском дворе (брат царя - великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна, братья Милютины), который постоянно подталкивал царя к активным действиям, не давал ему попасть под влияние консерваторов – крепостников.

После анализа причин следует разобрать каждую реформу, отметив особенности и характерные черты.

Примерный план ответа:

Отмена крепостного права.

Особое внимание следует уделить подготовке реформы; показать, как изменялась позиция Александра II в вопросе об освобождении крестьян.

Характерная черта – большинство дворянства (данные секретного отчета III отделения) по-прежнему выступало против освобождения крестьян, бесплатный труд был для них выгоден. Правительство пошло, по сути, на прямое насилие над своей социальной опорой ради общегосударственных долгосрочных интересов. Этим объясняется и разработка реформы на первом этапе (1856-1857гг.) в обстановке строжайшей секретности.

Ноябрь 1857г. – рескрипт Виленскому генерал-губернатору Назимову с разрешением создать местные дворянские комитеты по разработке реформ, это был хитрый тактический ход - реформа проводилась как бы по инициативе дворянства, что делало ее необратимой.

1857-1858гг. – второй этап подготовки, разработка условий освобождения на местах (преобладал принцип личного освобождения без земли).

1859-1860гг. – деятельность Редакционных комиссий (Ростовцев), сведение воедино местных проектов; принцип освобождения с землей.

19 февраля 1861г. – Манифест об отмене крепостного права и ряд положений, разъясняющих условия освобождения:

- крестьяне получили гражданские права и личную свободу;

- получили надел земли;

- принцип постепенности освобождения: за первые два года – составление уставных грамот путем соглашения с помещиком; если не достигнуто-то по закону.

Первый этап – временнообязанное состояние (продолжал нести оброк и другие повинности, пока не накопит 20-25% выкупной суммы).

Второй этапвыкупная операция (20-25% суммы крестьянин платил сразу, остальные – получал в виде ссуды у государства, затем выплачивал ссуду в течение 49 лет с процентами).

Как определялся размер выкупа?

В основе - принцип капитализации оброка из 6% годовых, т. е. нужно было найти такую сумму капитала, которая, будучи положенной в банк, приносила бы помещику в виде 6% годовых сумму, равную прежнему годовому оброку.

Пример: до реформы оброк составлял 10 рублей в год

10 руб. = 6%

х руб. = 100%

х = 10 х 100 / 6 = 166 руб.66 коп.

Итог: в 1861 г. – 1370 крестьянских бунтов (в чем причина?). Ответ: помимо всего прочего, помещики получили право делать земельные «отрезки» своего бывшего имения, в результате чего размеры крестьянских наделов уменьшились по сравнению с тем, что было до реформы; через 20 лет 1/3 крестьян не перешла на выкуп. Почему?

Вывод: в целом реформа была прогрессивной, но проводилась в интересах помещиков, сохранила много феодальных пережитков (помещичьи земли, отработки и т.д.), привела к усилению малоземелья крестьян, что обострило социальные противоречия в деревне.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...