Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис полиса и кризис цивилизации

Афины

Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ - примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

 

Спарта

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й - 353 гг. до н.э.).

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель - сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

Борьба за лидерство

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с, казалось бы, непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т.е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов. Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов, в противовес был создан Пелопоннесский союз. К нему присоединились и мелкие, бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война (27 лет), охватившая всю Грецию. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия. Спарта заключила договор со своими недавними противниками - персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав за это отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н.э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговечным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы - богатый и могущественный полис. В 317 г. до н.э. фиванская армия разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался. От Спарты отделились несколько давно принадлежащих ей областей, и теперь ее владения вновь ограничились пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам.

Кризис полиса и кризис цивилизации

Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса.

IV в. до н.э. - это финал классической Греции, ее полисной системы, начало конца древнегреческой цивилизации в целом.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а на основе научных знаний.

Афинское право.

Источники права: обычаи, религиозные нормы, законы. Самыми ранними законами считаются разработанные Драконтом в 7 в. до н.э.Гражданское право.

Право частной собственности было развито в Афинах, но мы не найдем в нем положений об абсолютных правах собственников. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом обороте и функционировать в виде долговых расписок - хирогрофов). Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Известны договоры купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда. Условиями действительности договоров являлись следующие:

а) согласие сторон;

б) законность основания;

в) соответствие нормам морали.

Способами обеспечения договоров были: залог, задаток, поручительство третьих лиц. Особым видом залога, возникшим в Афинах, была ипотека (14) – залог недвижимости, при котором заложенная вещь не передавалась кредитору, оставаясь во временном пользовании должника. Афинскому праву были так же известны обязательства из деликта, т.е. из причинения вреда. За вред, причиненный детьми, рабами, животными отвечали соответственно отец семейства, хозяин, собственник животного.

Брак и семья – важнейшие институты гражданского права – регулировались в основном обычаями. Заключение брака считалось обязанность афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи. Против такого понимания брака выступил Солон. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической жизни и большую часть жизни проводили в стенах дома. Мужчина обладал большой властью над детьми. Он мог отречься от ребенка, изгнать сына из дома, передать его на воспитание властям, выдать дочь замуж, не считаясь с ее мнением. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей, ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанно убить жену, которую муж застал с любовником – все это объяснялось тем, что труд женщины имел для экономики Афин небольшое значение. В период развития афинского права было известно два типа наследования – по закону и по завещанию. Наследование по завещанию возникало в тех случаях, когда законных наследников – детей не было. Законные наследники сыновья и дочери были уравнены в правах. Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, поэтому у них не редки были браки между близкими родственникам – теткой и племянником, двоюродными братом и сестрой. Такие браки объяснялись ограниченным кругом полноправных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи.

В уголовно-правовой сфере Афин наблюдается определенный гуманизм, который проявлялся в следующем:

1. основными наказаниями были штрафы и конфискация имущества;

2. смертная казнь могла быть назначена за небольшое количество преступных деяний (измена, безбожие, обман народа);

3. приговоренный к смерти не только мог сам избрать способ ухода из жизни, но и самостоятельно привести приговор в исполнение;

4. телесные и членовредительские наказания, публичные казни не практиковались;

5. широко применялась атимия (бесчестье) – лишение политических прав.

Подобный гуманизм был обусловлен следующими причинами:

1. сравнительно невысокий уровень преступности среди граждан;

2. высокий уровень благосостояния позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;

3. граждан было немного, каждый был на счету как воин налогоплательщик и собственник;

4. граждане сами устанавливали для себя законы в том числе и уголовные.

В целом система уголовного права в Древних Афинах представляла собой следующее:

1. преступления против государства (измена, обман народа);

2. преступления против личности (убийство, оскорбление);

3. преступления против собственности (кража, грабеж);

4. преступления против семьи (похищение девушки, измена жены).

В Древних Афинах судейские функции исполняли фесмофеты (23). В Афинах существовало две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Первый вид процесса начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Истец был в праве прекратить в любое время процесс. Обвинитель должен был уплатить судебную пошлину. При втором виде процесса, он начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения, истец не получал для себя никаких материальных выгод и не платил судебную пошлину. Истец самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд документы, вещественные доказательства, протоколы допроса свидетелей запечатывались в специальные сосуды, с тем, чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судья выносил решение. При равенстве голосов, подсудимый считался оправданным.

 

Право Спарты

На юге Эллады (п-ов Пелопоннес) одним из наиболее значительных из образовавшихся полисных государств являлась Спарта, постепенно подчинившая себе большинство соседних областей. Спарта возникла в IX в. до н.э. в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин — ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием. Осевшие в Лаконике дорийцы подразделялись на 3 племени-клана: иллеи, дамонеи и памфилои. Это деление отразилось и на раннем государственно-политическом укладе народа. Каждое из племен делилось на 9 фратрий. Территориально новый объединенный полис делился на 5 местных фил, а те — на «родовые кварталы», в каждом их которых избирался вождь и глава войска. Пять руководителей фил составляли Совет полиса. Цари-вожди выбирались только из двух знатных родов - агидов и эврипонтидов, которые, по-видимому, впоследствии поделили власть в общих интересах. С конца IX в. до н.э. спартиаты стали выбирать двух царей, которым, по сути, принадлежала власть вождей, типичная для зрелой надобщинной администрации. В ходе завоевания сложилась своеобразная социально-правовая организация Спарта, основанная на корпоративной собственности завоевателей на землю страны и на насильственном присвоении продуктов труда порабощенных слоев населения. Каждой патриархальной семье принадлежал участок земли — клер, но обрабатывался он зависимым населением — илотами. Политическими правами пользовались только спартиаты. Позднее, когда среди спартиатов возникает имущественное неравенство, граждане, которые могли делать пожертвования в пользу организаций общественных трапез, стали называться гипомейенами.

Илоты (13) жили на участке со своими семьями, и часть произведенного ими продукта отдавалась в качестве государственного налога. Илоты не имели каких-либо прав (даже право на жизнь было условным).

Другую группу не полноправного, но более свободного населения составляли периэки (17). Они жили на окраинах страны, платили подати и несли воинскую повинность. Периэки имели местное самоуправление, но в общегосударственных делах подчинялись спартанским царям. Периэкам дозволялось заниматься земледелием, торговлей и ремеслами.

В процессе создания государственности аристократия в Спарте сохранилась, а народному собранию был придан особый строй, примиряющий все внутренние интересы государства. Кроме того, со стороны государства осуществлялся неуклонный контроль. Полулегендарный царь Ликург (VIII в. до н.э.) воспользовался в своих преобразованиях опытом древних ахейских обществ. Его нововведениями стали:

• Создание совета старейшин, при помощи которого он хотел уравновесить традиционную власть царей и власть толпы.

• Передел земли. В целях снижения социального недовольства передел был распространен и на личную собственность, а из оборота изъяты наличные деньги.

• Наложение ограничений на особые искусства, дабы стиль жизни зажиточных граждан не имел выражения в роскоши.

• Введение общественных трапез.

• Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами (допущены к занятиям спорту, военному делу). Поощрялись внебрачные связи, заботу о всех без исключения детях брало на себя государство.

• Было введено единообразное и обязательное воспитание всех спартиатов, которое по преимуществу сводило к обучению военному делу.

Законодательная деятельность Ликурга выражена в так называемых ретрах — ответах оракула Аполлона на вопросы царя. По замыслу законодателя стабильность спартанского общества должна обеспечиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...