Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новое поколение хореографов и новые влияния

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ФИНЛЯНДИИ

В настоящее время в Финляндии работают двенадцать танцевальных трупп, пользующихся государственной поддержкой, около 20 свободных танцевальных коллективов. Самая большая труппа – Финский национальный балет, состоящая из более чем 80 человек. Профессиональная подготовка танцовщиков проводится в семи учебных заведениях по всей стране. Кроме того, в Финляндии регулярно проводятся различные танцевальные фестивали.

В 90-х годах, с появлением профессионального обучения танцу, начался рост количества выступлений. В течение 2000 года в Финляндии прошло около 2500 выступлений отечественных танцевальных коллективов, которые собрали почти полмиллиона зрителей. Количество премьер составляет примерно 150 произведений в год. Хореографы с труппами все чаще стали выступать за рубежом: в 2000 году 25 финских танцевальных трупп и хореографов посетили с гастролями 30 стран мира.

Географическое положение Финляндии на границе востока и запада благоприятствовало развитию танцевального искусства, и в финском танце налицо те же художественные тенденции, что прослеживаются в танцевальных школах других стран. Современный финский танец отличается, в том числе обостренным драматизмом, художественной и технической завершенностью светового и звукового оформления.

Финский национальный балет

Финский балет обязан своим появлением директору Финской оперы Эдварду Фацеру. У него сохранились тесные связи с Россией и балетом Мариинского театра. Именно под руководством Фацера труппа, составленная из артистов Мариинского театра, включавшая, в частности, прима-балерину Анну Павлову, совершила уже в 1908-1910 годах поездку по странам Северной и Центральной Европы. В репертуаре финского балета всегда чувствовалось русское влияние. После второй мировой войны популярность балета возрастала, а профессиональное мастерство танцовщиков повышалось. Это было обусловлено тем, что в Национальной опере работали педагоги из Советского Союза. В репертуар труппы вошли советские произведения, а на выступлениях гастролировали русские исполнители. Связи финского балета с русским оставались тесными вплоть до 90-х годов.

«Эхо» Каролин Карлсон (1976) стало первым «выразителем современных тенденций» финского национального балета. Вторым значительным произведением было «Семеро братьев» Марьйо Кууселы (1980), по мотивам произведения писателя Алексиса Киви. «Семеро Братьев» стал классикой современного финского балета, постановка имела успех как внутри страны, так и за рубежом. В начале 1980-х годов в репертуар вошли произведения, в частности, Иржи Килиана, Матса Эка, Роберта Норта и Руди ван Данцига.

В 1992-2001 годах в репертуаре появилось много трактовок известных классических балетов, созданных для Парижской оперы. К ним относились, в частности, трактовка Владимира Бурмейстера «Лебединого озера» и версии «Щелкунчика» и «Спящей красавицы» в исполнении Рудольфа Нуреева. Кроме того, в это время создавались постановки на финские национальные сюжеты и новые интерпретации известных тем, таких как «Петрушка».

«Свободный», или современный танец

Расцвет современного танец, который в Финляндии называли «свободным» танцем, пришелся на 20-40-х годы. В этот период было открыто множество школ танцев. Идеи финские художники черпали у своих германских коллег. После второй мировой войны связи представителей свободного танца с Германией ослабели, это направления в танце становилось все более любительским.

В 1960-е годы свободный танец получил “второе рождение”, заразившись энергией современного американского танца и джаз-танца. Самым динамичным представителем современного танца была Риитта Вайнио, которая училась в Соединенных Штатах. В начале 1960-х годов хореография Вайнио представляла традиционный современный «концертный танец», но в конце десятилетия она экспериментировала с визуальным театром танца и импровизациями. Если финский балет черпал свое вдохновение на востоке, то современный танец — на западе.

Укрепление позиций танца

В начале 1970-х годов были созданы первые профессиональные труппы, работающие вне оперного балета. Самой значительной из них была труппа театр танца «Раатикко», созданного в 1972 году. Для того, чтобы привлечь публику, артисты гастролировали по всей стране. Важнейший хореографический прорыв в театре танца «Раатикко» совершила Марьё Куусела. Многие из ее танцевальных спектаклей были основаны на произведениях классиков финской литературы. Труппа «Раатикко» выступала и за рубежом, особенным успехом постановки театра пользовались в Швеции.

Танец 1970-х годов был разнообразным по содержанию и стилю: от реалистического эпического танца до неповествовательного танца, использующего метод случайности. К ведущим хореографам 1970-х годов относились и Рут Матсо, Хейкки Вяртси и Лииса Приха.

В 1980-ых годах танец получил официальный государственный статус. Государственная комиссия танцевального искусства была основана в 1983 году, и в том же году началось профессиональное обучение танцу в Институте театрального искусства в Хельсинки. После этого были основаны новые учебные заведения и в Турку, Куопио, Оулу, Оутокумпу. В 1998 году школу сделали составной частью системы профессионального танцевального обучения. Чаще всего в сферу профессионального обучения переходят ученики частных школ танцев.

Государственная комиссия танцевального искусства занимается финансовой поддержкой артистов и ежегодно распределяет пособия на подготовку танцевальных произведений, поездки и осуществление проектов.

Новое поколение хореографов и новые влияния

В 1980-е годы ведущим именем нового поколения хореографов стал Йорма Уотинен со своим произведением «Забытый горизонт» (1980). Фрагментарный и визуально богатый стиль Уотинена отличался от реалистического повествования танцевальных театров и указал путь к танцу 1980-х годов. Уотинен, который работал вместе с Каролин Карлсон в Париже, руководил танцевальной труппой Хельсинского городского театра в 1982-1991 годах. Статус труппы установился в 70-х годах, и она до сих пор является единственной финской танцевальной труппой, работающей при драматическом театре.

В 80-е годы наряду с традиционной техникой современного танца начали применяться методы ” контактной импровизации ”. В работах труппы «Зодиак Презентс», созданной в 1986 году, нашли выражение многие идеи нового танца. Экспериментальные и оригинальные произведения участников труппы вызвали оживленную дискуссию. Ядро «Зодиака» составили Кирси Монни, Санна Кекяляйнен, Сойле Лахденперя, Лииса Пентти и Риитта Пасанен-Виллберг. Японский танец буто оказал влияние на финскую школу танца, так как многие финские танцовщики учились в Японии.

Разные художественные позиции и творческие цели авторов разнообразили сферу танца. Танец завоевывал все новые сцены и пространства. Рейё Кела изучал в сольных произведениях взаимодействие человека и окружающей среды и отношение человека к природе. Результатом сотрудничества с Кела стала импровизационная труппа «Суомуссалми», созданная в 1990 году танцовщиками и музыкантами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...