Особенности реакций в футболе
Характерной особенностью соревновательной деятельности футболистов является не только скорость протекания процессов мышления. Обстановка в ходе игры настолько изменчива, что требует чрезвычайной готовности игроков к быстрой реакции. Задержка в восприятии, выборе и осуществлении решения приводит к опозданию ответных действий спортсмена. Следовательно, время двигательных реакций - одно из важных показателей эффективности игровой деятельности. В широком смысле понятие “реакция” означает закономерный ответ на внешнее воздействие. Различают две разновидности сенсомоторных реакций: простые и сложные. Самой элементарной из них является простая реакция, в которой процесс реагирования очень упрощен: имеется один заранее известный раздражитель (сигнал) и заранее известное и хорошо заученное ответное действие. В футболе почти нет простых реакций, а характерная особенность сложных заключается в том, что раздражители, на которые реагирует футболист, расположены на большом пространстве и находятся не только перед ним, но и справа, и слева, а нередко и сзади него. Разновидностями сложных реакций в футболе являются: а) реакции выбора; б) дифференцированные реакции (с переключением сигнального раздражителя и торможением); в) антиципирующие реакции (реакции с упреждением на движущийся объект - РДО); г) реакции на сигналы периферии поля зрения. Различные показатели сенсомоторных реакций футболистов широко Используются в оценке их подготовленности. Так, время простой реакции используется для оценки подготовленности футболистов, уровня их тренированности, изучения психического состояния, для диагностики спортивных способностей, для изучения типологических особенностей и т.п.
Показатели сложных реакций изучаются в более широком диапазоне. При атом используют не только временные параметры, которые отражают количественные показатели, но и вариативность ряда реакций, и количество ошибок, и их характер, что дает качественные характеристики. Особенности реакции выбора в большей степени отражают быстроту и точность переработки информации футболистами в процессе действий, обусловливают эффективность их деятельности. При изучении у футболистов реакций на сигналы, расположенные на периферии поля зрения, установлена прямая зависимость времени реакции от местоположения раздражителя в поле зрения. Самые быстрые реакции отмечались при прямом раздражении, менее быстрые - при раздражениях внешних и внутренних границ поля зрения и самые медленные - при раздражении верхних частей поля зрения. При этом выявлено, что с удалением сигнала от центра поля зрения на каждый градус время реакции у квалифицированных футболистов возрастает в 1,5 раза медленнее, чему новичков, и что показатели реагирования на периферические сигналы могут быть использованы для оценки уровня тактического мастерства и степени подготовленности футболистов, а так же для выявления особенностей деятельности игроков различных амплуа. Многочисленные данные Изучения у футболистов быстроты и точности реакций на движущийся объект позволяют утверждать, что рассматриваемая реакция поддается тренировке, имеет очень тесную связь с уровнем подготовленности футболиста, эффективностью его деятельности и особенностями игрового амплуа.
Особенности эмоциональных процессов Для эмоций футболистов во время игры характерны не только ярко выраженные положительные и отрицательные состояния, интенсивные переживания удовольствия и Неудовольствия, но и то, что переменность успеха в процессе игры определяет резкую их смену.
Интенсивность эмоциональных состояний находится в прямой зависимости от значимости и ответственности игры. Чем важнее игра, тем интенсивнее эмоциональное состояние. В течение игры интенсивность эмоциональных состояний также неодинакова. Повышается она обычно в ответственные моменты игры, особенно при возникновении опасных моментов у ворот. Игра в футбол, являясь борьбой двух коллективов, требует единой целеустремленности всех игроков команды, взаимной поддержки и помощи друг другу готовности каждого футболиста играть с максимальным напряжением всех для достижения победы своей команды. Важнейшее значение для футболистов имеет проявление у них чувства товарищества, коллективизма, чувства долга и ответственности.
Волевые качества Чтобы развивать те или иные волевые качества, необходимо, прежде всего, исходить из специфических трудностей футбола, с которыми сталкиваются игроки в процессе соревновательной деятельности. Существуют два вида трудностей: объективные, которые обусловлены особенностями (спецификой) вида спорта, и субъективные, обусловленные особенностями личности спортсмена. В свою очередь, объективные трудности можно подразделить на следующие: 1. Трудности, связанные с физической подготовкой футболиста и его физическими состояниями: а) большая физическая нагрузка; б) необходимость многократных ускорений и рынков с максимальной скоростью; в) необходимость преодоления болевых ощущений. 2. Трудности, связанные с выполнением многообразных технических приемов: а) необходимость высокой точности и координации движений; б) необходимость быстрого переключения с одних двигательных актов на другие, с одних форм движений над другие. 3. Трудности, связанные с тактическими действиями футболистов: а) необходимость быстрой и точной ориентировки в сложной и непрерывно меняющейся обстановке; б) необходимость быстрого и целесообразного реагирования на меняющуюся обстановку; в) необходимость быстрой перестройки намеченных планов и решений. 4. Трудности, связанные с общими условиями соревновательной деятельности футболистов и обстановкой, в которой проводится игра:
а) наличие сильных посторонних раздражителей, в частности бурно реагирующих зрителей; б) неблагоприятные условия для игры (плохое состояние футбольного поля, сильный дождь, снег, очень высокая или, наоборот, низкая температура); в) переменность успеха и неудач, возможность неожиданного перехода игрового преимущества на сторону противника; г) недостаточные промежутки времени между отдельными играми и слишком большое количество проводимых в сезоне игр. 5. Трудности, связанные с учебно-тренировочной работой: а) необходимость систематической учебно-тренировочной работы в течение ряда лет; б) необходимость соблюдения режима. Субъективные трудности обусловлены отрицательными предстартовыми состояниями, неблагоприятными эмоциональными состояниями во время игры, включающими боязнь поражения, боязнь противника, ответственности, травмы и т.д. Специфика футбола, характер и содержание соревновательной деятельности и условия, в которых она протекает, требуют и специального развития тех или иных сторон психики футболиста: его восприятий и представлений, памяти и внимания, мышления и быстроты двигательных реакций, эмоций и морально-волевых качеств. Развитие данных психических качеств футболистов должно осуществляться планомерно и целенаправленно в ходе тренировочного процесса.
Глава 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|