Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На тему: «афазия амнестическая»

 

 

Выполнила:

Дубровская Ю.Ф.

 

 

Магнитогорск, 2017

 

Содержание

1. Понятие амнестической афазии 3

2. Причины возникновения амнестической афазии 4

3. Лечение амнестической афазии 14

4. Список литературы 15

 

 

1. Понятие амнестической афазии

 

Амнестическая афазия – речевое расстройство, заключающееся в нарушении номинативной функции речи. Больные затрудняются в актуализации слова-наименования для предъявляемого объекта. Нарушения называния могут проявляться в удлинении нарушены). Амнестическая афазия наблюдается при повреждении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария (Trousseau, 1864; Bateman, 1898).

Синоним: Афазия номинантная (лат. Nomina – назания, имена).

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово. Возникает при повреждении полей 37 и 40 (нижних и задних отделов теменной и височной областей). Как правило, сочетается с нарушением зрительных представлений. Больной описывает предмет, хорошо понимая его значение (на просьбу назвать ручку отвечает: «Это то, чем пишут»). В речи больного с амнестической афазией мало существительных и много глаголов.

 

 


2. Причины возникновения амнестической афазии

Если говорить о причинах развития данного патологического процесса, то к ним следует отнести сосудистые поражения головного мозга), опухоли, травмы, инфекционные заболевания (энцефалит, лейкоэнцефалит), болезнь Пика. Принято различать сенсорную, моторную, амнестическую, динамическую и семантическую афазии. В данной реферате мы уделим внимание амнестической афазии.

Наблюдается амнестическая афазия при повреждении задних отделов теменно-височной области левого полушария, главным образом угловой извилины (поля 37 и 40), и проявляется невозможностью называть предметы. При этом больной может правильно высказаться об их назначении (например, когда обследующий просит назвать демонстрируемый карандаш, больной заявляет: «Ну это то, чем пишут», и обычно стремится показать, как это делается). Подсказка помогает ему вспомнить нужное слово, обозначающее название предмета, при этом он может повторить это слово. В речи больного амнестической афазией мало существительных и много глаголов, при этом активная речь беглая, сохранено понимание как устной, так и письменной речи. Возможен сопутствующий гемипарез, на стороне субдоминантного полушария нехарактерен.

Затруднения в назывании предметов - единственный центральный симптом. Механизм этого нарушения лежит не в сфере сенсорных или моторных нарушений и не в сфере нарушения оптической памяти. Нарушение выбора слов, всплывших в сознании больного, по Лурия, является основным механизмом нарушения называния предметов.

Диагностика клинической формы амнестической афазии представляет значительные трудности. Спонтанная и диалогическая речь больных этой группы практически сохранена: фразовая, развернутая, без аграмматизма, хотя иногда можно отметить некоторое преобладание глаголов и других частей речи по сравнению с существительными. Затруднения в подборе нужных слов, которые выявляются при длительном общении, больные пре одолевают, используя речевые штампы и повторение сказанного. Автоматизированная и отраженная речь сохранена. Объем удержания речевого ряда на слух в пределах средней нормы - 5-6 слов. Понимание ситуативной речи и простых заданий хорошее. Отчуждение смысла слов часто отсутствует даже в сенсибилизированных пробах. Понимание сложных логико-грамматических конструкций не нарушено или нарушено очень легко. Трудности возникают при назывании сравнительно редко употребляемых в речи предметов и частей тела, проявляются также увеличением времени припоминания названия объекта. Часто встречаются вербальные парафазии и замена номинации указанием на назначение предмета. Литеральные парафазии отсутствуют. Подсказка и контекст помогают вспомнить слово. Письменная речь при амнестической афазии обычно не страдает, если очаг поражения не распространяется и не захватывает затылочно-теменные отделы левого полушария. В этом случае могут возникнуть специфические расстройства чтения и письма - оптическая литеральная алексия (неузнавание отдельных букв) или оптическая вербальная алексия (неузнавание слов), либо та и другая вместе, а также нарушение письма, связанное с нарушением зрительно-пространственного гнозиса.

Амнестическая афазия всегда сочетается с теменной симптоматикой, вследствие чего в клинике ее иногда называют "теменной амнестической афазией". Чаще всего это синдром Герстма - нанарушение счета, ориентировки в правом-левом, пальцевая агнозия и нарушение позы пальцев. Часто обнаруживаются нарушения схемы тела, конструктивного праксиса.

Указанный синдром обычно связывают с поражением задненижних отделов височной области и задненижних отделов теменной области левого полушария головного мозга (у правшей).

Описано шесть форм афазии по классификации А. Р. Лурии. В его классификации имеется еще одна — седьмая форма афазии — амнестическая, возникающая при поражении задневисочных — теменно-затылочных отделов мозга. В этих случаях затруднения в назывании предметов являются единственным и центральным симптомом. Механизм этого нарушения лежит не в сфере сенсорных или моторных нарушений, а в сфере нарушения оптической памяти. До сих пор механизм этой формы афазии мало изучен.

В течение многих десятилетий учение об амнестической афазии оставалось одной из наименее ясных глав неврологии. Дефект припоминания нужного слова-наименования предмета является одним из наиболее рано описанных симптомов (или форм) афазии, которые возникают при поражении теменно-затылочных отделов левого (доминантного) полушария. Клиническая картина амнестической афазии была описана многими авторами еще в XIX веке и начале XX века (Вернике, 1872; Лотмар, 1919, 1935; Иссерлин, 1932; Гольдштейн, 1926). Явления этой формы афазии, внешне во многом напоминающие нарушения вербальной памяти, в действительности, как показали дальнейшие исследования, имеют более сложный механизм нарушения. Изучение амнестической афазии поставило перед исследователями ряд вопросов, по которым долгие годы шла дискуссия: каковы природа и механизмы нарушения называния, каков симптомокомплекс, характеризующий чистую «amnesia verbalis», самостоятельная ли это форма афазии и т. д.? Эти вопросы и по сей день остаются дискуссионными. Крупнейшие неврологи XIX столетия при объяснении природы амнестической афазии и механизмов нарушения называния исходили из понятий узкого локализационизма, господствовавшего в то время в психологии, и с позиций ассоциационизма в понимании речи. Слово в то время рассматривалось как связь (ассоциация) звукового комплекса со зрительным образом предмета, а актуализация слова-названия предмета — как простое припоминание этой связи. К. Вернике, А. Лихтгейм, Д. Куссмауль и др. считали амнестическую афазию следствием нарушения связей между «центрами моторных и сенсорных образов слова» и «центром понятий», а К. Клейст и С. Хеншен полагали, что нарушение номинативной функции речи есть результат распада «центра памяти слов». Исследователи более позднего периода (первая четверть XX века) в трактовке амнестической афазии исходили уже из позиции гештальтпсихологии и рассматривали ее как следствие нарушения «категориального» мышления; именно поэтому, по их мнению, у больных с амнестической афазией нарушается оперирование со словом как с символом.

Наиболее распространенной в свое время была теория К. Гольдштейна, который относил процесс называния, в отличие от фразовой речи, к абстрактному виду деятельности. Он писал, что у больных «…слова перестают быть абстрактными символами идей, утрачивается абстрактная установка». И далее: «Мы пришли к заключению, что трудности нахождения слов у этих больных есть только выражение нарушения абстрактного» (Goldstein, 1948. С. 258).

Позиция отечественных исследователей в этом вопросе резко противоположна взглядам К. Гольдштейна, Л. С. Выготский полагал, что у подобных больных нарушен скорее путь от абстрактного к конкретному, чем наоборот. Исследования А. Р. Лурии (1969) показали, что дефекты называния являются следствием нарушения избирательности в системе вербальных связей, т. е. у больного при задаче назвать данный предмет (явление, объект) всплывает одновременно несколько альтернатив, которые становятся у него равновероятными. Нарушение выбора слова из нескольких слов, всплывших в сознании больного, по А. Р. Лурии, и является основным механизмом нарушения называния при амнестической афазии.

В. М. Коган (1962), также много занимавшийся этой проблемой, выводит амнестические расстройства из дезорганизации связей внутри речевой системы. Эта дезорганизация, по его мнению, может создаваться при затруднениях либо в области словесно-наглядных представлений, либо в области многозначности слова. Основным механизмом нарушения называния он считает жесткую направленность больного на один тип связей слова с предметом, неумение переключаться с одного способа поиска на другой.

Е. Д. Маркова (1961), исследуя клинику и патофизиологию нарушения называния при амнестической афазии, обнаружила, что в основе этого дефекта лежат нарушения межанализаторных связей, т. е. трудности в назывании возникают при подаче сигнала как через слуховой, так и через зрительный и тактильный анализаторы.

 

Афазия относится к неврологическим патологиям, при которых нарушается речь, но отсутствуют расстройства артикуляционного аппарата и слуха. Причины афазии кроются в нарушении мозгового кровообращения при инсультах, травмах, наличии опухолей и органических поражениях головного мозга. Отличительной чертой патологии является полное сохранение интеллекта и отсутствие нарушений речи в прошлом.

Афазия относится к приобретенным заболеваниям. В медицинской практике принято выделять несколько разновидностей отклонения, которые группируются в три основные категории:

§ частичное нарушение, при котором теряется возможность произносить названия определенных вещей (например, человек видит предмет, понимает его предназначение, но потеряна способность его назвать);

§ экспрессивное нарушение при котором теряется возможность воспроизводить речь (человек все понимает, но сказать не может);

§ импрессивное нарушение, при котором идет потеря способности понимать обращенную речь.

Разновидность афазии определяется тем участком головного мозга, в котором произошли изменения. Например, эфферентная моторная афазия — это патология экспрессивной речи (воспроизведения в целом), а амнестическая — нарушение воспроизведения отдельных названий.

Данное отклонение характерно в случае поражения нижней доли височной области доминирующего полушария. Название говорит само за себя: человеку трудно вспомнить название предмета, хотя хорошо при этом понимает его предназначение. Пример: он видит тарелку, знает, что из нее едят, но произнести название не может. Если помощник даст ему подсказку, то больной способен повторить слово, но в дальнейшем — снова забывает. Для речевых конструкций характерно отсутствие числительных и обилие глаголов. Читать и писать человек способен, как и раньше. Чаще всего причинами амнестической афазии становятся инсульты, органические поражения мозга и злокачественные опухоли.

 

Условно амнестическую афазию можно разделить на два типа:

§ акустико-мнестическую, при которой повреждается связь между памятью и слухом. В разговорной речи больной пропускает существительные, заменяет слова, разговор ведет медленно, без интонаций;

§ оптико-мнестическую, для которой характерно нарушение связи между зрением и центром памяти. Речь такого человека беглая, но в ней много замен понятий.

В чистом виде эти два типа афазий встречаются редко, чаще всего идет сочетание разных.

Невролог или афазиолог может предложить человеку пройти несколько несложных тестов, чтобы определить наличие и степень нарушений. К методам диагностики относятся:

§ просьба к пациенту рассказать о себе;

§ просьба повторить за специалистом ряд похожих по звучанию слов;

§ просьба перечислить дни недели, месяцы в году;

§ ответы на простые вопросы (назвать предметы, дать определение явлениям);

§ анализ возможности выполнить несложные просьбы;

§ чтение текста;

§ диктант;

§ анализ понимания грамматических конструкций, смысла пословиц.

Как дополнительные методы диагностики применяются энцефалография, магнитно-резонансная томография, ангиография.

По результатам таких простых тестов специалисту несложно поставить правильный диагноз и подобрать способы восстановления.

Речь является одной из форм высшей нервной деятельности человека, посредством которой люди общаются между собой. Расстройства этой функции мозга встречаются при различных ситуациях, связанных с тяжелыми неврологическими заболеваниями и повреждениями. В том случае, если у человека произошла частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, говорят о таком симптоме, как афазия. Изучение этого неврологического расстройства было начато еще в позапрошлом веке, но до сих пор остается ряд вопросов и тем для обсуждения ученых. В зависимости от поражения той или иной зоны коры головного мозга речевые нарушения могут проявляться по-разному, поэтому выделяют несколько основных видов афазий. Одним из относительно легких нарушений речи считается амнестическая афазия. В чем особенность этого неврологического симптома? Общие сведения Амнестическую афазию можно считать нарушением речи с минимальными потерями. В этом случае больной лишается способности быстро подбирать в разговоре нужное слово, забывает названия предметов, хотя может их описать, что затрудняет выражение мыслей и общение с окружающими. При этом у человека нет нарушения интеллекта и артикуляции, а слуховые данные сохранены. Такое состояние является симптомом поражения височно-теменно-затылочной области левого полушария. У всех больных с данным расстройством выявляется угнетение функционирования данной зоны коры головного мозга и снижение объема слухоречевой и (или) зрительной памяти. Некоторые специалисты используют термин амнестическая афазия для объединения двух разновидностей речевых нарушений. К ним относятся: акустикомнестическая афазия наблюдается при поражении средней височной извилины и патологического действия на зону слухового анализатора, в основе лежит сокращение объемов слухоречевой памяти; оптиконестичекая афазия — возникает при поражении соседних отделов височной и затылочной долей в левом полушарии, в отличие от предыдущей формы у больного не нарушается слуховое восприятие имен существительных, а страдают зрительные представления о предметах.

 

Откуда берется проблема

Основными причинами появления афазии являются заболевания или травматические повреждения, которые приводят к нарушению проведения нервного импульса к зрительному анализатору. Проблема может быть в центрах коры головного мозга или проводящих путях. В зависимости от причины речевые расстройства могут иметь постепенное развитие или быстрое течение. В первом случае в этиологии преобладают следующие состояния: опухолевые образования в соответствующем отделе головного мозга; инфекционные процессы (энцефалит, менингит); заболевания воспалительной природы (абсцесс мозга); длительно существующие патологические состояния, приводящие к приобретенным сосудистым или дегенеративным изменениям (болезни Альцгеймера, Пика). Быстрое развитие амнестической афазии встречается в следующих случаях:

- острые нарушения церебрального кровообращения (инсульты, тромбозы сосудов);

- травмы головы с выраженной спутанностью сознания при повреждении мозга;

- инфаркты;

- некоторые психические состояния.

 

Предрасполагающими для развития афазии факторами считаются: пожилой и старческий возраст; наследственная предрасположенность; общие заболевания (атеросклероз сосудов, ИБС, пороки сердца, гипертоническая болезнь, эпилепсия, частые атаки мигрени).

Амнестическую форму афазии бывает достаточно трудно распознать и диагностировать при первичном осмотре больного. У таких людей нет нарушения диалоговой речи, в том числе спонтанной, они строят фразы правильно, без грамматических ошибок, однако в их разговоре превалируют глаголы и практически отсутствуют существительные.

 

Характерными также являются следующие речевые особенности: множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи; затрудненный поиск нужного названия предмета или события; замена слова описанием его внешнего вида и функций; отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция; сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение); есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении. Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез. Выраженность клинических признаков может иметь разную тяжесть в зависимости от таких факторов, как: локализация очага поражения и его размеры; причина заболевания (например, инсульт характеризуется более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз сосудов); возраст пациента (у молодых людей больше возможностей для скорого и полного восстановления речи); наличие сопутствующих тяжелых заболеваний; особенности компенсаторных возможностей организма. Амнестическая афазия в чистом виде встречается реже смешанных форм, например, сочетания сенсорной и моторной афазий на фоне забывчивости слов при опухолях мозга или сосудистых заболеваниях.

Принципы лечения Терапия подобных состояний проводится после осмотра и обследования больного с применением таких методов, как МРТ или КТ, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга и т.д. Выбор метода лечения зависит от типа нарушения проведения импульса к анализатору. При выявлении непосредственной причины речевого расстройства проводится ее устранение оперативным путем (при опухолях, абсцессах мозга) или консервативными методами. Инсульты требуют немедленного и интенсивного вмешательства. Воспалительные и инфекционные процессы подлежат антибактериальной, гормональной и другим видам терапии по ситуации. Восстановление речевых функций обычно подразумевает участие логопеда, невролога и психиатра, это может длиться годами. Для каждого пациента подбирается индивидуальная комплексная программа, состоящая из медикаментозного лечения, занятий с логопедом, лечебной физкультуры и других мероприятий. Специалисты не всегда могут дать гарантии полного излечения, особенно у пожилых пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Редко бывают случаи спонтанного восстановления речи, например, у молодых людей с исходным хорошим запасом здоровья и высокими компенсаторными возможностями. Этапы коррекции Обучение и коррекция играют большую роль в восстановительной терапии больных с разными видами афазии, в частности с амнестической формой. Они направлены на постепенное увеличение объема слухоречевой и зрительной памяти пациента. Обычно работа проводится в несколько этапов: Занятия над предметной отнесенностью слов — изучение картинок с подписями под изображениями предметов, выяснение их функциональных назначений, сопоставление своих частей тела с нарисованными на картинках. Занятия по восстановлению ситуативно-обусловленной речи — выполнение речевых указаний, заполнение анкеты, нахождение предметов в комнате по инструкции, проведение беседы на тему определенной ситуации. Расширение границ слухоречевой и зрительной памяти — решение кроссвордов, загадок, составление рассказов на заданные темы по серии картинок и их записывание, пересказ услышанного или прочитанного произведения, запоминание адресов и телефонов вымышленных персонажей.

Амнестическая афазия - своеобразное нарушение способности называть знакомые предметы («потеря памяти слов», словесная амнезия). Больной как бы забыл название окружающих его предметов, вещей, явлений, животных. В речи человек использует совсем мало существительных, заменяя их глаголами, т.е. ему легче сказать, что делают данным предметом, чем вспомнить его название.

Встречается амнестическая афазия в любом возрасте - все зависит от причины, ее вызвавшей. Но все же чаще нарушения памяти связаны с прогрессированием дегенеративно-дистрофических изменений в веществе головного мозга, происходящими в процессе старения, поэтому наиболее характерны они в пожилом возрасте.

Патологический очаг при амнестической афазии находится в глубине белого вещества на стыке теменной, височной и затылочной областей (так называемый центр памяти) левого полушария головного мозга (у правшей).

 

Причины, способные вызвать амнестическую афазию:

 острая спутанность сознания, которая может возникнуть в результате острого отравления как внешними ядами, в том числе и лекарствами, так и внутренними (отравление токсинами, содержащимися в крови при острой почечной или печеночной недостаточности). Эти вещества повреждают ткань головного мозга, и наряду с потерей памяти наблюдаются и другие общемозговые симптомы (вялость, сонливость, дезориентация);

 черепно-мозговая травма, при которой время амнезии напрямую зависит от тяжести травмы, при сотрясениях головного мозга длительность нарушения памяти может составлять всего лишь 1-2 минуты, но при тяжелых травмах, захватывающих белое вещество в области центра памяти, амнезия может сохраняться довольно продолжительное время;

 болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти при болезни Альцгеймера нарастает постепенно как результат прогрессирования изменений в головном мозге;

 острое нарушение мозгового кровообращения, когда оно происходит вблизи центра памяти;

 хронические нарушение мозгового кровообращения;

 прогрессирование дисциркуляторной энцефалопатии;

 опухоли головного мозга;

 кратковременное нарушение памяти может наблюдаться после приступов эпилепсии и мигрени.

Информация к головному мозгу может поступать за счет зрительного либо слухового анализатора, в связи с этим клинически выделяют 2 формы амнестической афазии, в зависимости от того, какой путь получения информации извне больше всего пострадал.

1. Акустико-мнестическая развивается при повреждении связей между слуховым анализатором и центром памяти, появляется нарушение слухоречевой памяти (при поражении средних отделов коры височной доли):

 нарушение повторения набора слов в определенном порядке;

 речь скудная, в предложениях пропускаются слова (обычно имена существительные);

 вербальные парафазии - замена одного слова другим;

 речь замедленна, характерны большие паузы, во время которых человек старается вспомнить нужное слово.

2. Оптико-мнестическая афазия характеризуется разобщением между зрительным образом предмета и его названием из-за чего человек не может назвать предмет, но без труда описывает его предназначение. Возникает этот вид афазии при поражении области стыка височной и затылочной долей в угловой извилине. При этом основными становятся следующие симптомы:

 нарушение называния предмета при показе картинки;

 больные могут называть нужное слово при подсказке первой буквы либо первого слога названия;

 речь беглая, но смысл ее страдает из-за неточного употребления слов.

Деление на эти виды можно назвать условным, так как очень редко наступает поражение какого-либо одного небольшого участка мозга, поэтому в большинстве ситуаций наблюдаются сочетания различных видов афазий.

При амнестической афазии нарушен выбор слов, которые всплывают в сознании пациента. Тяжелые формы афазии распознать не составит труда, гораздо сложнее с легкими нарушениями памяти. Иногда то, что у человека проблемы с вспоминанием названий предметов, становится заметным только после длительного общения - такие люди хорошо находят синонимы к словам, которые не могут вспомнить, используют речевые штампы и заученные фразы.

 

 

3. Лечение амнестической афазии

Существуют случаи, что при наличии диагноза амнестическая афазия речь может спонтанно восстановится, но в основном, для нормализации речевой функции, требуется длительное и серьезное лечение. Особенность заключается в том, что в процессе лечения амнестической афазии принимают участие те участки головного мозга, в которых не имеется повреждений. На фоне этого основной упор делается на процессы зрительного и кинестетического анализа.

Первоочередно, квалифицированный специалист проводит ряд необходимых исследований, которые необходимы для выявления точной причины афазии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...