Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Культура архаического периода (VIII-VIвв.)

Греция в эпоху архаики и и ее влияние на мир.

 

Выполнил: Клименко И.Е.

студент II курса д/о

 

Научный руководитель:

к.и.н., доц. А.С Клемешов

Москва 2014

Содержание

 

Введение………………………………………………………………... 3

Письменность………………………………………………………….. 7

Поэзия…………………………………………………………………… 7

Религия и философия…………………………………………………. 10

Зодчество и Скульптура………………………………………………13

Вазовая живопись………………………………………………………15

Греческий алфавит……………………………………………………..15

Олимпийские игры………………………………………………………18

Историография…………………………………………………………. 21

Математика…………………………………………………………….. 23

Театр………………………………………………………………………23

Монеты…………………………………………………………………..24

Заключение

Список литератур


Введение

Архаический период в истории Греции (8-5. до н.э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Появился в ходе изучения греческого искусства и изначально относился лишь к временам Темных веков и классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, последовавший вслед за «тёмными веками»началось значительное расширение политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Эта эпоха стала временем быстрого и активного развития Древней Греции, в ходе которого были сделаны все необходимые условия и предпосылки для будущего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие перемены. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

Город-государство, греческий полис стал главной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления (т.е.такой поиск политического института)— монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Быстрое развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что активизирует рост ремесел в стране. Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация соседних и далеких земель, в результате чего территориально Греция разрастается до огромных размеров. Экономический скачок способствует увеличению рынка и торговых операций у которой главная опора- система денежного обращения. Появилась чеканка монет, которая ускорила эти процессы.

Произошли большие достижения и победы в становлении духовной культуры. В ее развитии абсолютную роль сыграло возникновение алфавитного письма, ставшего главным достижением культуры архаической Греции. Оно было сделано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной несложной и доступной, что позволило создать на редкость эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось громадным успехом.

В период архаики создаются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых главным есть чувство коллективизма соединятся с агонистическим (состязательным) началом, с становлением прав индивида и личности, духом свободы. Особую роль занимают патриотизм и гражданственность. Зашита своего полиса стала считаться, как высшая честь гражданина. В это же время также рождается символ человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению, данного образа, повлияли возникшие в 776 г. до н.э. Олимпийские игры. Они,проходили раз в четыре года в городе Олимпии и шли пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия. Занявший 1 место на играх пользовался большим успехом и получал значительные социальные гарантии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках). Трижды победивший в играх заказывал у известного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции — храм Зевса.

В архаическую эпоху возникли такие символы античной культуры, как философия и паука. Их отцом стал Фалес ее, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Одним из основателей античной философии и философии вообще как науки является также легендарный Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное значение.

Настоящий расцвет в эту эпоху происходит в поэзии. Величайшими памятниками античной литературы стали эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт — Гесиод. Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли творчество Гомера и античная поэзия приобрела свой классичисекий, идеальный образ.

Среди других поэтов особого выделения заслуживают произведения Архилоха, основателя лирической поэзии, его стихи наполнены личными страданиями и переживаниями, соединившие в себе трудности и невзгоды жизни. Сюда же относится творчество лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины. Творчество Анакреонта, воспевшей все прекрасное: красоту, чувства, радость, увлечение и веселье жизни, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.

Высокую ступень в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время развивается архитектура, стоящая на двух видах ордера — дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшую популярность получают два вида: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши- атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Главными элементами градостроительной структуры периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр), вокруг находились жилые кварталы домов. Главное место в застройке городов занимали храмы, которые сначала сооружались из сырцового кирпича и дерева, затем - из известняка, а с конца VI в. до н.э. - из мрамора. Создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю характерна строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, для нее характерны капитель с завитками - волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были - храм Геры в Олимпии, а ионического ордера - храм Артемиды в Эфесе.

В период архаики идет синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Фигуры изображают не только богов, но и мифических героев (Геракла, Персея и др.). Греческая керамика эпохи архаики удивляет своим богатством и разнообразием форм, красотой стиля. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентализующем, т.е. восточном стиле, который отличается красотой и причудой живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей. Своеобразная архаическая культура уложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.Типичными образцами, созданными ваятелями того времени, были скульптуры обнаженных юношей – куросов и целомудренно задрапированных девушек – кора. Лица скульптур индивидуальность («Клеобис и Битон» Полимеда), позам придавались статичность, напряженная выдержанность, благородство и величественность. В VI в. до н.э. появились украшения храмов. Мотивами для создаваемых композиций служили традиционные, художественно- измененые мифы, описанные Гомером исторические события и их участники. Большую роль в скульптуре играл оттенок. Раскрашивались отдельные части тела куросов и одежда. Иногда в глазницы вставлялись драгоценные камни.В вазописи в VI в. до н.э. известны чернофигурный стиль (основатель Эксекий) – черный лак наносился на красную глину, а также краснофигурный стиль (основатель Эпиктет) – росписная керамики, при которой изображения оставалось в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Поход второму стилю имел обращение художников к непохожим бытовым сюжетам («Девушка, направляющаяся к купальне» из мастерско Евфрония

Религия. Греческая религия по-прежнему выполняла соединяющую роль в обществе. Важный смысл при этом играл образ Аполлона в Дельфах. Этот культ дельфийской сакральной коллегии в греческом государстве было очень велик, но носил чисто- культовый характер, так как жрецы не участвовали в государственном управлении. В полисах выборные жрецы ведали таинствами и обрядами, в то же время осуществляя религиозное просвещение граждан. Важное значение в греческой религии играли культы Диониса и Деметры.

Целью курсовой работы является показать как изменился мир с архаикой какую Архаика внесла лепту в развития исскувства и как весь мир изменился с ней пройдя путь экспериментов как в математиматике так и в философии и в исскувстве тоже.

 


Глава 1. Культура архаического периода (VIII-VIвв.)

Письменность

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры 8-6вв. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 букв, каждый из которых имел твердо установленное фонетический смысл. Если в микенском обществе, как и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было доступно лишь немногим посвященным, которые входили в закрытый слой писцов-профессионалов, то теперь оно стало общим достоянием всех граждан полиса, так как каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для описания религиозных текстов, новая система письменности представляла собой лучшие эффективный способ передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Произошел быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них, например широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о. Питекусса, датируется третьей четвертью VIIIв., что позволяет отнести тот факт, что греки взяли основу у финикийцев в том же VIIIв., либо даже к концу предшествующего IX столетия.

В эту же эпоху (вторая половина VIIIв.) были созданы и, скорее всего, тогда же записаны или же по другому занесены в историю такие выдающиеся образцы монументального героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история греческой литературы.

Поэзия

Греческая поэзия гомеровского времени (VII-VIвв.) отличается чрезвычайным стилистическим богатством и разнообразием форм и жанров. Характерные для того времени эпосы известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония".

Получает широкую популярность и вскоре стало главным литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь разделенная на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.

Характерной отличительной чертой греческой поэзии архаического периода во всех основых ее категориях и стилях следует выразить ее ярко отмеченную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретному человеческой жизни(личности человека), к его внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко заметна уже в гомеровских поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что делает его "Илиаду" и "Одиссею" ktema eis aei, произведением навеки, вечной ценностью".

Интересное соединение героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее" стала главным базисом для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе сними, образовать цельную летопись мифологического предания, так называемый эпический "кикл" (цикл, круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм "Гомеру" и этим выделяла их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом.

Для греческой поэзии гомеровского времени характерно резкое измение центра тяжести поэтического рассказа на личность самого поэта. Эта концентрация ясно заметно уже в творчестве Гесиода, уже столь ярко в его поэме "Труды и дни".

Необычайно трудный, взявший в себя богатство и красоты человеческих чувств, мыслей и переживаний раскрывается перед нами перед нами в произведениях следующего за Гесиодом поколения греческих поэтов, писавших в разнообразных стилях лирики. Ощущение мира и войны, печали и радости, глубокого отчаяния и полной уверенности в будущем, описанные с предельной, неслыханной до того времени откровенностью и прямотой, взяли в себя основную мысль, и дошли до нас от этих поэтов в стихотворных отрывков, к сожалению не столь уж многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три строки).

Наиболее откровенной, можно сказать, очень подчеркнуто индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. В его стихи, ясно одно: индивид, снявший тесные связи древней родовых моралей, здесь явно противопоставляет себя обществу как самостаятельная личность, не подчиняюшиеся устоявшимся мнениям и законам.

Мнения такого рода должны были восприниматься как социально опасные и вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических порядков, так и среди поборников новой полисной идеологии, которые призывали сограждан к спокойности, разумности, любви к своему отечеству и выполнению законов. Прямым ответом на стихи Архилоха звучат наполные суровой твердлостью строки из "воинственных элегий" спартанского поэта Тиртея:

Славное дело - в главнх рядах со врагами сражаясь,

Храброму мужу в бою смерть за отчизну взять.

...............................................

Гордостью будет служить и для города и для народа

Тот, кто, шагнув широко, в первый продвинется ряд,

И наполнен упорством, забудет о бегстве бездарным,

Жизни своей не щадя и нескончаемой души.

 

Если Тиртей ставит на первое место самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть за родину свою (призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая в VII-VIвв. вела почти непрерывные войны со своими соседями), то другой выдающийся мастер элегического жанра и вместе с тем самый известный государственный деятель - Солон ставит на первое место среди всех гражданских Добрые поступки чувство ограниченности, или умение во всем соблюдать "золотую середину". В его понимании только сдержанность мудрость и благоразумие способны удержать граждан от алчности и алычностью за богатыми вещами, остановить порождаемые ими междоусобные распри и создать в государстве законную власть.

В то время как одни греческие поэты стремились отобразить в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти идеальный способ его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались забраться в устройство окружающей человека вселенной и разгадать загадку его рождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был известный нам Гесиод, который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение богов", попробовал отобразил данный миропорядок в его, исторической ступени развития от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному миру где главным был Зевс бог-олимпийцев.

Религия и философия

В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным, важным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было что ждет греков в будущий жизни и будет ли она вообще. На свою точку зрения этот мучительный вопрос пытались решить представители двух соединеных между собой религиозно-философских учений - орфиков и пифагорейцев. Как те, так и другие оценивали земную жизнь человека как сплошную полосу страданий, которые дал бог за грехи. Вместе с тем и орфики, и пифагорейцы верили в бесконечную жизнь души, которая, пройдя длинный отрезок изменений, входя в тела других людей и даже животных, способна очиститься от всей земных мучений и обрести вечного блаженства. Мысль о том, что тело есть всего лишь временная "тюрьма" или даже "могила" вечной души, оказавшая огромное воздействие на многих более поздних любителей философского идеализма и мистицизма, начиная от Платона и оканчивая основоположниками христианских догм, впервые возникла именно в лоне орфико-пифагорейской доктрины. В отличие от орфиков, более близких к широким большим массам и положивших в основу своего учения лишь несколько переделанный и новый миф о умирающем и возрождающем божестве живой природы Дионисе-Загрее, пифагорейцы представляли собой замкнутый аристократический клуб, враждебный демократии. Их мистическое учение носило гораздо более рафинированный характер, претендуя на возвышенную интеллектуальность. Не случайно, и сам Пифагор (автор знаменитой теоремы, которая до сих пор носит его имя), и его ближайшие ученики и последователи были увлечены математическими вычислениями, отдавая при этом щедрую дань мистическому объяснению чисел и их сочетаний.

И орфики, и пифагорейцы пытались исправить и очистить традиционные верования греков, заменив их более тонкой, духовно наполненной формой религии. Совсем иной взгляд на мир, во многом уже приближающийся к стихийному материализму, в это же самое время (VIв. до н.э.) развивали и отстаивали представители так называемой ионийской натурфилософии: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Все трое были уроженцами Милета - самого большого и экономически развитого из греческих полисов.

Что же произошло в Ионии в VII и в VI веках до н.э., спобствующее появлению таких интересных личностей? Население смешанной крови (карийской, греческой и финикийской ветвей) было втянуто в длительную и трудную войну. Какая кровь из этих трех ветвей течет в их жилах? В какой мере? Мы этого не знаем. Но это кровь чрезвычайно деятельная. Это кровь в высшей степени политическая. Это кровь изобретателей.(Общественная кровь) Фалес,говорят, предложил этому непоседливому и разобщенному населению Ионии образовать государство нового типа, федеративное государство, управляемое федеральным советом. Дело было очень правильным и одновременно очень новое в греческом мире. Его не стали слушать)

Этот беспорядок, залившый кровью ионические города, такая же, как происходившая в Аттике во времена Солона, стал, и надолго, главной силой всех изобретений в этой стране созидания.

Впервые в истории человечества милетские мыслители попытались представить всю окружающую их(вселенную) страну в образе канонически строго устроенной, саморазвивающейся и саморегулирующейся системы. Этот космос, как склонны были считать ионийские философы, не создан никем из богов и никем из людей и в принципе должен существовать вечно. Регулирующие им законы вполне понятны человеческому мышлению. В них нет ничего мистического, непостижимого. Таким образом был сделан большой шаг на пути от религиозно-мифологического восприятия существующего миропорядка к его изучению средствами человеческого мышления. Первые философы столкнулись с тема что считать1 считать: первоосновой, первопричиной первоисточником всех существующих вещей. Фалес (самый старший из милетских натурфилософов) и Анаксимен считали, что первичной субстанцией, из которой все возникает и в которую в конце концов все превращается, должна быть одна из четырех основных стихий. Фалес при этом отдавал дань воде, а Анаксимен - воздуху. Однако дальше всех прочих по пути абстрактно-теоретического осмысления природных явлений прошел Анаксимандр, безусловно самый умный из древнейших греческих философов. Первопричиной и основой всего сущего он объявил так называемый "апейрон" - вечную и бесконечную субстанцию, качественно не совмещалась ни с одной из четырех стихий и вместе с тем пребывающую в непрерывном передвижении, в процессе которого из апейрона выходят противоположные начала начал: теплое и холодное, сухое и влажное и т.п. Входя во взаимодействие, эти пары противоположностей порождают все доступные наблюдению явления природы, как живой, так и мертвой. Описанная Анаксимандром картина мира была совершенно новой и сообразной для той эпохи, когда она возникла. Она заключала в себе ряд ярко выраженных элементов материалистического и диалектического характера, в том числе мнение о всеохватной, постоянно меняющей свою форму первичной субстанции, довольно близкое современным представлениям о материи, мысль о борьбе противоположностей и их переходе друг в друга как главном источнике всего многообразия мировых процессов.

Греческие ученые прекрасно понимали, что наиболее надежной основой всякого знания служит именно труд(опыт), эмпирические изыскания и наблюдения. По существу, они были не только первыми философами, но и первыми учеными, основоположниками греческой и всей европейской науки. Старшего из них, Фалеса, уже древние называли "первым математиком", "первым астрономом", "первым физиком".Философия поставила такие вопросы как что первична дух или материя, существует ли бог, Какой главный смысл жизни,что такое истина,и др..

Зодчество и скульптура

В VII-VIвв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VIв. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). В то же время определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно он широко распространился на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, которая пользовалась особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Характерными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, является как суровая мощь и величественная масштабность, храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Наиболее изящными, стройными и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из "семи чудес света"), Аполлона в Дидимах недалеко от Милета.

Споссоб, гармонической сдержанности целого и его частей, четко обозначенный в самой конструкции в самой постройке греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей части греческого искусства - монументальной скульптуре, причем в обоих случаях можно с уверенностью говорить о социальной обусловленности этой важной эстетической идеи. Если храм с колоннадой, напоминающей ряды гоплитов в фаланге, понимался как модель и вместе с тем символ тесно соединенного гражданского коллектива, то пример свободного человека, являются важной частью этого коллектива, возник в каменных памятниках, как одиночных, так и объединенных в пластические группы. Их первые, еще особенно несовершенные в художественном смысле образцы появляются приблизительно в середине VIIв. до н.э. скульптура образа одного человека конца архаического периода представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.

Постепенно изменясь в передаче пропорций человеческого тела, добиваясь все большего жизненной похожести, греческие скульпторы VIв. научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

При всем похожести лучших образцов греческой архаической скульптуры почти все они подчинены определенному эстетическому правилу, изображая (все лучшие)прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или психических черт.

Вазовая живопись

Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, направлена на самого широкого любителя исскувства, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы, зависели от религиозных правил или от государственных законов. И это искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее отзывалось на всевозможные художественные первооткрывания и опыты. Из-за этого, именно этим объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VIвв. Именно здесь в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера. При этом не ограничивая сюжеты, которые были взяты из аристократической элиты (сцены пиршеств, гонках на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п.), греческие вазописцы (особенно в период расцвета так называемого чернофигурного стиля в Коринфе, Аттике и некоторых других районах) изображали, низшие слои населения. Изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь Диониса и даже нелегкий труд рабов в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились гуманистические и демократические черты греческого искусства, которые были приспособлены начиная с архаической эпохи и развились в исскувстве в других эпохах.

 

Греческий алфавит

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VIвв. по праву письма (новая система письменности). Алфавитное письмо, в чем-то взятое у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 букв, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан полиса, поскольку каждый из них мог легко понять навыками письма и чтения. В той разнице что от слогового письма, которое применялось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для создавания религиозных текстов, правил новая система письма показала собой воистину уникальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом принимали и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода. Старейшия из них, например широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о. Питекусса, датируется третьей четвертью VIIIв., что позволяет отнести взятие греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине того же VIIIв., либо даже к концу предшествующего IX столетия.

В это же время (вторая половина VIIIв.) были созданы и,, тогда же записаны такие выдающиеся образцы монументального героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история греческой литературы.

 

Крупнейшие изменения были внесены в развитие буквенно-звукового письма греками.(что произошло в эпоху архаики) Важнейшей их заслугой было то, что они впервые ввели особые буквы не только для согласных, но и для гласных.

 

В дальнейшем греческое письмо распадается на несколько видов, которые отличались отчасти алфавитным составом, но главным образом формой некоторых букв. Важнейшие из них — восточногреческое письмо, применявшееся в Восточной Греции и на малоазиатском побережье, и западногреческое письмо, применявшееся на Пелопоннесе, в Сицилии и в Италии. Западногреческое письмо было вытеснено восточногреческим, но на его основе возникло этрусское и латинское письмо. На основе восточногреческого письма в начале V в. до н.э., в Афинах сформировалось «классическое» греческое письмо; постепенно оно стало единственной системой для всей Греции,.

 

Считается почти установленным происхождение греческого письма от финикийского. Это подтверждается следующими доказательствами:

1) греческое письмо, так же как и финикийское, было буквенно-звуковым;

2) в древнейших греческих надписях (конец VIII — начало VII в. до н.э.) еще нет последовательного обозначения гласных («омега» отсутствует, «эта» нередко применяется в значении h и т.п.);

3) по своему звуковому значению, так же как и по форме, большинство греческих букв очень близко к соответствующим финикийским; особенно заметна эта близость в древнейших греческих памятниках;

4) очень сходны с финикийскими названия греческих букв; это, как правило, семитские слова, обозначающие предметы, форму которых напоминает буква; с греческим языком названия эти не связаны, не имеют в нем никакого смыслового значения;

5) одинаково в финикийских и древнейших греческих надписях направление письма (справа налево);

6) греческое письмо начало формироваться около IX в. до н.э., т.е. в эпоху расцвета Финикии и финикийского письма; при этом его формирование, видимо, происходило на островах Эгейского моря, находившихся под сильным финикийским влиянием;

7) о финикийском происхождении греческого письма упоминается в древнегреческих источниках (у Геродота, в Теосской надписи начала V в.); об этом, в частности, говорится в греческом предании о сыне финикийского царя Агенора Кадме. На это предание ссылается Геродот, указывая, что финикияне, пришедшие с Кадмом в Грецию, принесли грекам вместе с другими вещами, относящимися к культуре, также и письмена, употребление которых грекам ранее было неизвестно.

Но заимствовав финикийское письмо, греки впоследствии значительно изменили его. Самое главное стало, оказавшее огромное влияние на всю дальнейшую историю письма, состояло в том, что в греческом письме появились особые буквы для гласных звуков. Переход греков от консонантного к вокализованному письму был вызван тем, что корневые основы греческих слов (в отличие от финикийских) состояли как из согласных, так и из гласных звуков; многие греческие слова различались только гласными и при консонантном письме писались бы одинаково.

Но почему вокализация пошла в греческом письме не по пути преобразования консонантно-звуковых знаков в слоговые (как это произошло, например, в брахми и кхарошти), а по пути создания разных, особых знаков для гласных? Ведь, как уже отмечалось, слоговой путь — наиболее легкий путь вокализации консонантного письма.

Возникновение у греков особых знаков для гласных было обусловлено двумя благоприятными обстоятельствами. Во-первых, тем, что слоговое письмо неудобно для греческого языка с его многообразным слоговым составом и с наличием смежных и конечных согласных. Во-вторых, в финикийском алфавите имелись буквы (waw, jod, 'alef, ain, he, net), служившие для передачи отсутствовавших в греческом языке полугласных и гортанных звуков финикийской речи. При чтении греками финикийских текстов буквы эти, видимо, произносились как близкие к ним гласные греческого языка. Впоследствии же такое произношение закрепилось за этими буквами и при написании текстов на греческом языке.

 

Наряду с введением букв для обозначения гласных был изменен греками в соответствии с особым составом греческого языка и состав согласных букв, а именно:

1) две финикийские согласные буквы zade и kof в классический греческий алфавит не вошли; правда, в древнейшем греческом письме применялись буквы «сампи» и «коппа», близкие к zade и kof, но затем они вышли из употребления;

2) несколько финикийских согласных букв (zajin, sameh, sin, tet) изменили в греческом письме свое фонетическое значение;

3) три греческие согласные буквы («фи», «хи», «пси») не имели аналогичных букв в финикийском алфавите (в древнейших греческих надписях эти согласные буквы отсутствуют).

В своем классическом варианте греческий алфавит включал 24 буквы (17 согласных и 7 гласных) против 22 букв финикийского алфавита.

Олимппийские игры

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности в эпоху архаики. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным мероприятием. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного времяпрепровождения. Победа на Олимпиаде считалась особеннно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проходить другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота,Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...