Основные школы Древней Индии.
Влияние религии на формирование и развитие древнеиндийской философии. Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. – индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется 3 этапа развития индийской философии: ведический – первая пол. 1 тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновение раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический – вторая пол. 1 тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. отношений в форме варно- кастового деления общества); классический – с первого тыс. н.э. и вплоть до XVII – XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры). Источники ведического периода – обширные и многослойные тексты Вед (II–I тыс. до н.э.), записанные на языке ариев – ведическом санскрите. Веды представляли собой священные тексты – шрути, которые были результатом откровения мудрецов – риши и выражали идеологию брахманизма, а затем индуизма. Ведический комплекс составляют: - Ригведа (Веда гимнов); - Самаведа (Веда напевов); - Яджурведа (Веда жертвенных формул); - Атхарваведа (Веда атхарванов, жрецов огня, содержащая различные и заклинательные тексты). В эпический период создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI – V вв. до н.э.) появляются шесть философских школ – даршан, основывающиеся на признании священности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака–локаята.
Основные школы Древней Индии. Школы Древней Индии подразделяются на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные – признающие авторитет Вед: 1. Ньяя - существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Во вселенной существует бесчисленное множество душ, связанных с материальными атомами. Бог Ишвара (высшее духовное начало) не является создателем атомов, но он создает сочетания атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Ньяя признает 4 способа познания: ощущения, вывод, аналогию и свидетельства других людей и авторитетов. 2. Вайшешика – атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. Истину дают восприятие, вывод, память и интуиция. 3. Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга, выполнение обрядов и подчинение ограничениям и запретам. Миманса признавала существование духовного и материального начал во вселенной. 4. Санкхья – признает существование во вселенной двух первоначал: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Каждое живое существо состоит из 3 частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело является средоточием кармы и следует за пурушей, пока она не достигнет полного освобождения от воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа. 5. Веданта (буквально «завершение Вед»). В мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является чистой иллюзией. Основные методы познания – интуиция и откровение. Целью познания является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.
6. Йога (санскр. - соединение) – религиозно-философское учение. Йога считает главным на пути слияния индивидуальной души с божеством – это система упражнений, ведущих к состоянию мистического экстаза и полного транса, где исчезает реальный окружающий человека мир. Эти упражнения помогают обрести или подчинить себе сверхъестественные силы. Упражнения йоги вошли как один из путей «спасения» в большинство религий Индии (в т.ч. и в буддизме). Неортодоксальные – не признающие авторитета Вед: 1. Чарвака – локаята - индивидуальный материализм. Считают, что мировая религия не нужна, существует только то, что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия). 2. Джайнизм – основатель странствующий проповедник по имени Джина Махавира. «Джина» (Победитель). В 30-летнем возрасте начал вести жизнь странника. Он раздал свое наследство, странствовал двенадцать лет и достиг состояния «всеведения» - полное знание о мире богов, людей и животных. С этого момента Джина стал проповедовать. Учениками Джины становились даже брахманы. Женщины также основали монашескую общину его последователей. Он умер примерно в середине V в. до н. э. Своеобразие джайнизма - в нем мало мифологии, а учение выражено в более рациональной форме. Джайнисты отрицали Веды и ритуал жертвоприношения, влияние богов на судьбы людей. Основная идея - человеческие поступки «уродуют» дживу (индивидуальная душа), делают ее несовершенной, а, значит, закрывают путь к нирване («затухание», «остывание»). Помочь другому в достижении самосовершенствования ничем нельзя. Друзья и родственники не могут никому помочь, так как не могут испытать чужих страданий. Человек рождается один и в таком же одиночестве умирает, а затем возрождается в другом теле. Джайнистские монахи носят марлевые повязки, чтобы при ходьбе случайно не проглотить насекомое. Они фильтруют воду, сметают специальной метелкой муравьев и червяков, боясь их раздавить. Джайнистским монахам запрещено есть мясо. Джайнистам-мирянам запрещено заниматься земледелием, чтобы не навредить растениям и насекомым, обитающим в почве. Еще интереснее, что джайнистским монахам нельзя разжигать огонь, чтобы не уничтожать живое. Но его нельзя и погасить, чтобы не уничтожить сам огонь. Аскетическая практика - строгий пост, доводимый до религиозного самоубийства, а также строгая регламентация жизни через систему запретов.
Первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – непринесение вреда всему живому. Буддизм первая по времени возникновения мировая религия, начавшая формироваться в Индии в середине II тыс. до н.э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама из княжеской семьи Шакьямуни (родился в 563 г. до н. э.). Его отец, желая, чтобы царевич стал великим монархом, поместил его в роскошном дворце, полностью изолировав сына от страданий внешнего мира. Однажды во время охоты царевич встречает похоронную процессию и понимает, что все люди смертны; встречает больного и понимает, что никто не может избежать болезней; встречает нищего и осознает, что бедность может быть уделом каждого; встречает мудреца, погруженного в созерцание и понимает, что единственный путь к постижению сути страданий и избавления от них - путь самоуглубления и размышления. Тогда Сиддхартха тайно покидает царский дворец и становится отшельником аскетом. Пройдя путь аскета, он понял, что путь этот так же не приводит к освобождению от страха болезни, старости и смерти, как и путь удовольствия. И Будда находит свой, «срединный путь». Однажды Сиддхартха сидел под деревом и сосредоточенно размышлял. Внезапно он испытал состояние необыкновенной ясности сознания и «увидел» истину. Так в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стал Буддой, т.е. Просветленным, или Пробужденным. Через 7 дней Будда рассказал людям о том, что открылось ему. Эта первая проповедь состоялась в городе Бенаресе. Именно тогда Будда поведал о четырёх благородных (арийских) истинах:
1. Жизнь есть страдание. Оно охватывает все её стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря – всё проникнуто страданием. 2. Причина страдания – желания, привязанности, влечения; стремление к приятному и отвращение от неприятного. 3. Тем не менее, существует состояние, свободное от страданий. Это состояние – нирвана, непостижимое для обыденного рассудка. 4. Существует путь, ведущий к достижению нирваны – Благородный Восьмеричный Путь, включающий в себя следующие этапы: 1) правильное видение или правильная вера. 2) правильная мысль. 3) правильная речь. 4) правильное действие. 5) правильный образ жизни. 6) правильное усилие. 7) правильное внимание. 8) правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания – медитацию. Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом. В течение последующих 45 лет Гаутама Будда учил людей жить нравственно, т.е. в согласии с миром, людьми и с самими собой. Его идеал конкретная жизненная программа, которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте самого Будды. В этом смысле Будда – воплощенный нравственный идеал. Ожесточенные споры между различными философскими школами вызвали к жизни науку об искусстве спора, об источниках знания и о достоверном знании - логику. Контрольные вопросы: 1. Какие этапы развития индийской философии Вы знаете? 2. Что составляет Ведический комплекс? 3. Какова роль буддизма в формировании духовной жизни индийского общества? СРС: 1. Характерные особенности древнеиндийской философии. Их общие и специфические черты. 2. Основные элементы буддизма как философского направления. 3. Запреты (ограничения) джайнизма. СРСП: 1. Назовите ортоксальные школы Древней Индии. 2. Биография Сиддха́ртха Гаута́мы. 3. Благородные истины буддизма. ГЛОССАРИЙ Атман – понятие древнеиндийской философии и религии, синоним индивидуальной души. Ве́ды (санскр. - «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Брахманизм - религия древней Индии, появившаяся и сформировавшаяся в первом тысячелетии до н. э. на территории полуострова Индостан. Религия с множеством богов (политеизм), его можно считать переходной формой от Ведической религии к Индуизму. Название свое Брахманизм получил от имени одного из главных богов, Брахмы.
Варна – закрытое социальное сословие. Карма (санскр. – действие, дело, жребий) - закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения. Махабха́рата» (санскр. «Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) — древнеиндийский эпос. Нирва́на (санскр. «угасание, прекращение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре. Рама́яна (санскр. «путешествие Рамы») — древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого в традиции индуизма принято считать легендарного мудреца Вальмики, имя которого упоминается ещё в ведийской литературе как одного из учителей Тайттирии-Пратишакхьи. Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть - в бесконечном перерождении души. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012. 2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014. 3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013. 4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014. Дополнительная: 1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010. 2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011. 3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014. 4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011. Интернет-источники: 1. Справочная система «Философия» - www.философия.kz. 2. www. «filosofia» kz 3. online.prg.kz 4. Электронная Философская книга // filosof.historic.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|