Производственный и хозяйственный инвентарь.
Производственный инвентарь – это предметы производственного назначения, с помощью которых создаются условия для осуществления и облегчения технологических операций: столы, верстаки, шкафы, стеллажи, лари и т.п. Хозяйственный инвентарь – это конторская и другая мебель, вешалки, гардеробы, телефонные аппараты, противопожарный инвентарь. В соответствии с п.5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» инвентарь должен быть отнесен в разряд основных средств, поэтому учет его поступления и выбытия (списания) ведется аналогично учету других основных средств. Ревизия производственного и хозяйственного инвентаря ведется в следующих направлениях. Документальная проверка оформления поступления, учета и списания инвентаря. Тщательной проверке должны подвергаться операции поступления, отпуска и списания инвентаря. Правильность и полнота оприходования инвентаря определяется на основании записей по дебету субсчета 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», счета 10 «Материалы» и по документам банка на перечисление денежных средств предприятиям-поставщикам инвентаря, а также путем встречной проверки у поставщиков. В ходе ревизии изучаются документальное и фактическое осуществление внесистемного учета инвентаря, наличие утвержденных норм запаса, отпуска. Расхода, проверяется обоснованность норм и их соблюдение. Важно проверить, все ли объекты инвентаря закреплены за материально-ответственными лицами, наличие заключенных договоров о материальной ответственности. Ревизор должен выяснить, какие сроки службы хозяйственного инвентаря установлены в организации, на каких основаниях и кто их определяет. Порядок инвентаризации инвентаря такой же, как и инвентаризация основных средств.
Ревизор должен проверить, не приобретались ли предметы хозяйственного инвентаря, не нужные организации. Обнаружив такие факты, необходимо определить размер причиненного ущерба и предъявить его к возмещению. Ревизор должен обратить внимание на наличие инвентарных номеров, состояние инвентаря. Инструменты. Ревизия инструментов проводится по таким направлениям: 1. Выборочная документальная проверка отнесения инструментов в состав основных средств либо материалов. В ходе ревизии необходимо определить, какими критериями руководствуется организация, принимая решение об отнесении инструментов к внеоборотным либо оборотным активам. В организации должен быть установлен и нормативно закреплен порядок такого разграничения. Ревизор должен выяснить, есть ли такой порядок и соблюдается ли он; утвержден ли в организации список лиц, отвечающих за инструменты, переданные в эксплуатацию, имеются ли в наличии договоры о материальной ответственности с такими лицами. 2. Документальная проверка оформления поступления, учета и списания инструментов. Тщательной проверке подвергаются операции поступления, отпуска и списания инструментов. Правильность и полнота оприходования устанавливается на основании записей по дебету субсчета «Инструменты» счета 10 «Материалы» и по документам банка на перечисление денежных средств поставщикам инструментов, а также проведением встречной проверки у поставщиков. В ходе ревизии проверяются: · Документальное оформление и фактическое осуществление внесистемного учета инструментов; · Есть ли утвержденные нормы запаса, отпуска, расхода; · Обоснованны ли нормы и соблюдаются ли они; · Маркируются ли инструменты и приспособления. Порядок инвентаризации инструментов и приспособлений такой же, как и порядок инвентаризации материалов.
Инструменты, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи инструменты заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. Инструменты, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются; на них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности. Ревизор проверяет, как оформлены акты на списание: указан ли состав комиссии, сроки использования инструментов, их стоимость; причина выбытия; сумма, подлежащая погашению виновными лицами; количество полученных и оприходованных в результате выбытия материальных ценностей; есть ли виза лица, утвердившего списание; правильно ли определены результаты от списания инструментов; своевременно ли отражены эти операции на счетах бухучета. Если инструменты проданы своим работникам, ревизор обязан определить, реализуются ли эти предметы по рыночным ценам, своевременно ли проводится оплата, не допускаются ли случаи отпуска без оплаты. Шины. Ревизия операций с шинами имеет свои особенности. Ревизор проверяет операции поступления, движения, списания автомобильных шин, а также состояние их учета на складе и в эксплуатации. По первичным документам и учетным карточкам ревизор определяет: · Не было ли отпуска шин со склада без учета количества возвращаемых негодных шин; · Правильно ли проводится оценка возвращенных из эксплуатации шин при их сдаче на восстановление, а также шин, полученных после восстановления. · Своевременно ли и правильно составляются акты для предъявления рекламаций заводам, осуществляется ли контроль за прохождением рекламаций и правильностью принятых по ним решений; · Всегда ли составляются акты на шины, вышедшие из строя по вине водителей, своевременно ли они рассматриваются должностными лицами, своевременно и правильно ли отражаются в учете суммы, подлежащие взысканию. В ходе ревизии проверяются документальное оформление и фактическое осуществление внесистемного учета шин. Ревизор обязан проверить реализацию шин своим работникам.
Порядок инвентаризации шин. Кроме ежегодной инвентаризации специальная комиссия не реже одного раза в квартал производит выборочную проверку наличия автомобильных шин на колесах автомобилей, в запасе и в оборотном фонде путем сличения фактического наличия шин по номерам с данными карточек учета работы автомобильных шин (по местам нахождения и материально ответственным лицам). Инвентаризация осуществляется путем осмотра каждой шины. В описях шины отражаются по тем же правилам, что и материалы. Допускается составление групповых инвентарных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с их распиской в описи. Шины, пришедшие в негодность и несписанные, в опись не включаются; на них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности дальнейшего использования в хозяйственных целях. ГЛАВА 10. РЕВИЗИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ Готовой продукцией считаются изделия, полученные в результате производственной деятельности организации и являющиеся конечным результатом производственного процесса. Отгрузка готовой продукции оформляется товарно-транспортными накладными, требованиями на отпуск продукции, пропусками, договорами, спецификациями. Отгрузка проводится бухгалтерскими записями в следующих регистрах:1) Главной книге; 2) журнале-ордере №11; 3) ведомости №16; 4) количественно – суммовых карточках, оборотных ведомостях. Основными задачами ревизии готовой продукции являются: · Выявление фактического наличия готовой продукции; · Контроль за сохранностью готовой продукции путем сопоставления фактических и бухгалтерских данных; · Выявление готовой продукции, частично потерявшей первоначальное качество; · Проверка соблюдения правил и условий хранения готовой продукции; · Контроль за соблюдением установленного порядка первичного учета готовой продукции; · Проверка правильности отражения в балансе организации готовой продукции. Документальная проверка правильности учета выпуска готовой продукции.
Перед ревизией готовой продукции необходимо ознакомиться с учетной политикой организации и установить: · Метод учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции; · Метод распределения затрат; · Метод распределения общепроизводственных расходов по видам выпускаемой продукции; · Метод распределения коммерческих расходов по видам выпускаемой продукции; · Порядок оценки незавершенного производства и готовой продукции; · Способ ведения бухгалтерского учета готовой продукции; Списание по счету 25 «Общехозяйственные расходы». Необходимо установить наличие приказа на материально ответственных лиц организации и договоров с ними, ознакомиться с договорами на реализацию готовой продукции, проверить бухгалтерский учет. Достоверность данных о фактически выпущенной продукции проверяют по 3 видам показателей: натуральным, условно-натуральным и стоимостным. Правильность оценки готовой продукции проверяют по аналитическому учету затрат на производство, калькуляциям себестоимости продукции, ведомостям выпуска, ведомости №16 «Движение готовых изделий, реализация продукции и материальных ценностей». При проверке правильности заполнения основных реквизитов приемо-сдаточной накладной обращают внимание на время сдачи продукции, оптовую цену, проверяется наличие подписей, подтверждающих прием и сдачу продукции на склад, подписи контролера ОТК. При необходимости сопоставляются различные экземпляры одной и той же накладной, находящейся на складе и в цехе (можно выловить подлоги и искажения данных о времени сдачи). При оперативно-бухгалтерском методе сопоставления данных складского учета проводится с данными сальдовой книги, ведомостью выпуска готовой продукции, первым разделом ведомости №16 или соответствующими компьютерными распечатками. Первичные документы на сдачу продукции из производства на склад и ведомости выпуска готовой продукции используются ревизором при проверке достоверности объемов по выпуску продукции заданной номенклатуры в соответствующей отчетности. Ревизия качества готовой продукции. Проверка должна проводиться по документам и фактическому состоянию вместе со специалистами и представителем ОТК организации. Более эффективна фактическая проверка. При выявлении фактов выпуска продукции низкого качества нужно установить период ее выпуска, количество и размер ущерба, причины и виновных лиц. По взаимосвязанным документам можно сверить количество и реквизиты изделий, поступающих от ревизуемой организации к организации – заказчику, а также использовать материалы инвентаризаций.
Инвентаризация готовой продукции – в целом не отличается от инвентаризации, проводимой на складе сырья и материалов. На больших складах при длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии готовая продукция может отпускаться материально ответственными лицами в процессе инвентаризации в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную инвентаризационную опись под названием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Товарно-материальные ценности, находящиеся на хранении, инвентаризируются совместно с собственными (отдельная опись). Ревизия операций по отгрузке готовой продукции. Необходимо в первую очередь установить следующее: · Соблюдает ли организация действующие правила упаковки, затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест; · Правильно ли оформляются документы на отгруженную продукцию, указываются ли все реквизиты изделий, вкладываются ли упаковочные документы, отражающие количество продукции в данном тарном месте. Иногда для установления количества вывезенной продукции могут проверяться документы железнодорожной станции. В процессе ревизии следует изучать рекламации и другие документы о недостачах или недовложениях готовой продукции при отпуске. Особенно тщательно должны проверяться документы по возврату забракованных изделий. При сопоставлении количества тары, списанной на упаковку продукции, с действительной потребностью в ней на выпуск учтенной готовой продукции можно выявить излишний расход тары. ГЛАВА 11. РЕВИЗИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Учет кассовых операций осуществляется на основании Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40. Банк России установил единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализаций помещений касс предприятий. 1. Кассы предприятий относятся к объектам и помещениям группы «А», оборудованным по высшей категории укрепленности. 2. Хранение денежных документов и ключей – дублеров. 3. Порядок ведения кассовых операций и транспортировка денежных средств. 4. Учет денежных средств. Кассовая книга формы КО – 4. 5. Кассовые ордера: приходный кассовый ордер (форма №КО–1) и расходный кассовый ордер (форма №КО–2). Работа с ними. 6. Порядок выдачи денег из кассы. Проверка состояния контроля кассы организации. Ревизор проверяет: · Проводятся ли ревизии в сроки, установленные руководителем предприятия; · Целесообразно проводить ежемесячно; · Обязательно при смене кассира; · Приказом назначается комиссия. Ревизию могут проводить учредители, вышестоящая организация, налоговые органы, аудиторские организации (по договору), банки. Ревизор рассматривает каждый случай таких проверок и фиксирует в отчете нарушения, данные использует при проведении ревизии. Ревизия кассы организации. Проводится внезапно. Во время ревизии прекращается прием и выдача денежных средств. Посторонние лица в кассу не допускаются. Перед началом ревизии у кассира проверяются: · Наличие обязательства о материальной ответственности; · Приказ о назначении на работу; · Расписка кассира об ознакомлении с Порядком ведения кассовых операций; · Акт ревизии денежных средств (наличных), марок, в преамбуле которого есть расписка кассира о том, что к началу ревизии все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию, оприходованы или списаны. Акт составляется в 2-х экземплярах, один – в бухгалтерию, другой – у кассира. При смене материально-ответственных лиц акт составляется в 3-х экземплярах. На момент ревизии все кассиры – раздатчики должны сдать деньги главному кассиру и расписаться в книге учета принятых и выданных кассирам денежных средств. В присутствии членов комиссии кассир вносит в кассовую книгу неотраженные кассовые ордера и выводит остаток. После проверки кассового отчета инвентаризационная комиссия приступает к подсчету фактического наличия денег и других ценностей. Главный кассир открывает сейф и в присутствии комиссии подсчитывает деньги и другие ценности, а затем их пересчитывает ревизор. Заявления кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, принадлежащих данной организации, во внимание не принимаются, а также расписки и неоформленные документы. В виде исключения разрешается засчитывать выплаченные суммы по платежным ведомостям, по которым выплата еще не закончена и не истек срок разрешительной надписи. Все предъявленные кассиром частные расписки и другие незаконные документы перечисляются в акте ревизии с указанием, когда, кому, для какой цели, сколько и по чьему распоряжению выданы деньги. Наличные деньги пересчитываются полистно по купюрам, пачки распечатать и проверить прямым счетом. Ревизор проверяет наличие в кассе денежных документов (марок, проездных билетов), бланков строгой отчетности, ценных бумаг. Фактические остатки сопоставляются с остатками по данным бухгалтерского учета. Если обнаружены недостатки или излишки, то у кассира берется письменное объяснение о причинах выявленных расхождений. Если недостача или излишки по кассе образовались в результате нарушения правил ведения кассовых операций или злоупотреблений, ревизор может потребовать отстранения кассира от занимаемой должности или передачи материалов на виновных лиц в правоохранительные органы. Наличие бланков ценных бумаг и других документов строгой отчетности проверяется по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров, по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. При проверке расходных и приходных ордеров, подшитых к отчету кассира, ревизор устанавливает наличие номера, даты и подписи. Документы, не соответствующие требованиям Положения о ведении кассовых операций, не признаются оправдательными. При обнаружении недостачи или излишка ценностей в кассе в акте ревизии указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Недостача взыскивается с кассира. Излишки кассы зачисляются в доход предприятия. Одновременно с ревизией кассы предприятия ревизор проверяет правильность отражения приходно-расходных операций на соответствующих счетах баланса. На каждом первичном документе или кассовом отчете бухгалтер предприятия должен указывать балансовый счет. Ревизор проводит сплошным или выборочным методом сверку оборотов по дебету и кредиту, а также остатков денег, показанных в кассовых отчетах, журналах, ведомостях и книгах. Одновременно с проверкой полноты оприходования полученных из банка средств следует определить, правильно ли отражены по кассе наличные деньги, внесенные в банк на счета ревизуемой организации. При анализе полноты и своевременности оприходования поступивших наличных денег из прочих источников рекомендуется проводить встречные проверки. Одновременно с кассовыми операциями следует проверять реальность денежных средств в пути. При ревизии этих средств сначала проверяется фактическое состояние денежных средств в пути на день ревизии путем тщательной проверки каждой квитанции банка или копии препроводительной ведомости на выручку, сданную в банк, но не зачисленную на расчетный счет организации на эту дату. Затем проверяются обороты, т.е. операции с денежными средствами в пути, посредством сверки квитанций банка или копий препроводительных ведомостей на сданную выручку с выписками банка о зачислении сумм на расчетный счет организации. Ревизия работы кассира–операциониста. Проверку начинают с того, что сопоставляют данные кассовых аппаратов с записями об этом в книге кассира-операциониста. Убедившись в идентичности этих показаний, в книге кассира-операциониста фиксируют показатели всех без исключения кассовых аппаратов на момент проверки, сумму выручки с начала работы (смены), фактическую сумму денег, результаты проверки. В случаях расхождения фактическая сумма выручки определяется по показаниям контрольной ленты кассового аппарата. Книги кассира–операциониста должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью. Кассир – раздатчик, ревизия его работы. Ревизор проверяет платежные ведомости, по которым выдается зарплата, есть ли на платежных ведомостях разрешительные надписи на выплату денег с указанием срока выплаты, есть ли расписка лиц, получавших деньги, или отметка «Депонировано», если деньги не получены. Выборочно следует проверять все ли внесенные в платежные ведомости лица являются работниками ревизуемой организации, нет ли среди них подставных лиц (сопоставить с данными учета личностного состава, табелей и др. документов). ГЛАВА 12. РЕВИЗИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ При проверке внутренней системы контроля дебиторской задолженности необходимо выяснить: · Соблюдается ли в организации порядок отгрузки продукции покупателям на условиях последующей оплаты только при наличии необходимых санкций; · Обсуждаются ли кандидатуры покупателей до выдачи им разрешения на отгрузку продукции на условиях последующей оплаты; · Учитываются ли мнения банка, гарантии третьей стороны; · Своевременно ли направляется дебиторам, нарушающим сроки оплаты, извещение о возникновении задолженности; · Установлен ли на предприятии лимит дебиторской задолженности; · Есть ли у персонала оперативная информация о текущей дебиторской задолженности; · Ставится ли на пакете документов на реализацию продукции отметка о проверке дебиторской задолженности покупателя. Ревизор проверяет, погашаются ли сразу после подписания платежного поручения сопроводительные оправдательные документы (штамп «Оплачено», дата и № платежного поручения). Кроме того, необходимо проверить, проводится ли анализ финансового состояния заказчика. Необходимо также изучить действующий в организации порядок разделения обязанностей согласно функциям: · Отгрузка по заказам; · Выписка счетов; · Предоставление разрешения на отгрузку; · Ведение синтетического учета; · Ведение аналитического учета дебиторской задолженности. Ревизор проверяет порядок сверки расчетов в организации. Проверка реальности и законности расчетов с дебиторами и кредиторами. Ревизор проверяет законность и реальность задолженности по расчетам с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, а также по внутриведомственным и внутрихозяйственным расчетам. Проверяются также своевременность регистрации счетов, счетов-фактур поставщиков и передачи их в отделы для акцепта, а также отслеживание этих документов специалистами отделов для соблюдения поставщиками договорных обязательств по ассортименту, количеству, комплектности и срокам отгрузки продукции, правильности цен, наценок, скидок. В ходе этой процедуры ревизор проверяет, правильно ли отражены в учете операции и реальна ли задолженность, своевременно ли составлены акты приемки, полностью ли оприходованы товарно-материальные ценности, не допускается ли по расчетам с поставщиками запрещенное взаимное перекрытие (сальдирование) в балансе сумм товаров в пути, задолженности поставщикам по счетам и по неотфактуренным поставкам. Необходимо выяснить следующее: · Какие меры принимаются по снижению дебиторской задолженности; · Производится ли взаимная сверка сумм задолженности с дебиторами и кредиторами; · Имеются ли подтверждения о размере долгов; · Нет ли фактов необоснованного списания задолженностей на результаты деятельности; · Не относятся ли на счет расчетов с дебиторами по претензиям недостачи, хищения, брак и порча товаров с последующим отнесением этих сумм на убытки под видом списания безнадежной дебиторской задолженности и несостоятельности ответчиков. Одним из важных моментов является проверка правильности и своевременности расчетов с финансовыми органами по налогам, сборам, отчислениям от прибыли и др. платежам, а также своевременность внесения в бюджет просроченной задолженности. Инвентаризация расчетов с покупателями. Такая инвентаризация проводится в соответствии с приказом Минфина России от 13 июня 1995 г.№49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Принципы инвентаризации расчетов аналогичны инвентаризации имущества. Основным при такой инвентаризации является факт подтверждения (согласование) задолженности с дебиторами (кредиторами) по результатам сверки задолженности (встречные проверки). Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. На основании ведомости № 16 необходимо составить перечень покупателей – дебиторов с просроченной задолженностью и сгруппировать их в порядок приоритетности получения от них оплаты (список должен составляться ежемесячно). Любые задержки платежа должны классифицироваться по времени так: · Менее одного месяца; · Более одного месяца, но менее 2-х; · Более 2-х, но менее 3-х месяцев; · Более 3-х месяцев. Анализ кредиторской задолженности по датам ее возникновения проводится с целью выявления просроченных задолженностей, а также задолженностей по которым истек срок исковой давности (3 года). Все данные анализа должны быть представлены в табличной форме. ГЛАВА 13. РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 1) Ревизия командировочных расходов. Для отражения расчетов с командированными лицами используются следующие регистры синтетического и аналитического учета: · Главная книга; · Журнал-ордер №7; · Журнал-ордер №1; · Кассовая книга. Ревизор проверяет правильность оформления и использования типовой формы командировочного удостоверения: наличие необходимых реквизитов, указание цели командировки, наличие отметок о прибытии и выбытии, заверенных печатью организации, в которую командирован работник. Ревизор проверяет правильность определения срока командировки, законность ее продления, правильность подсчета дней (полных суток) пребывания в командировке, правильность возмещения документально подтвержденных расходов (проезд, жилье, суточные). Дополнительные расходы (сауна, питание) должны быть санкционированы руководителем. Ревизор проверяет наличие и правильность ведения журнала регистрации командировок лиц, отбывающих и прибывающих в командировки в данную организацию. 2) Ревизия хозяйственных расходов. Ревизия подотчетных сумм тесно связана с ревизией кассовых операций и проводится чаще всего одновременно. Ревизию расчетов с подотчетными лицами целесообразно начинать с установления остатков задолженности этих лиц на конец ревизуемого периода. Для этого проводят инвентаризацию подотчетных сумм. Проверяется соответствие сумм, выданных подотчетным лицам из кассы организации путем сличения данных журналов-ордеров №1 и №7 за каждый месяц, а также соответствие сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и данными Главной книги за каждый месяц. Проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах и отраженных в авансовых отчетах, а также аналитических данных журнала-ордера №7 с авансовыми отчетами за конкретный период. Проверяются расходы на закупку материальных ценностей по оправдательным документам, правильность их заполнения (накладные, счета, товарные и кассовые чеки, приходные и расходные кассовые ордера, акты закупки). Ревизор обращает внимание на контроль в бухгалтерии выдачи денег подотчетным лицам только в пределах потребности. Необходимо проверить, не числится ли задолженность по подотчетным суммам на конец проверяемого периода за лицами, которые на момент ревизии уволены из организации. Ревизор проверяет, не было ли незаконных закупок материалов и инвентаря по завышенным ценам у частных лиц без накладных и товарных чеков. Если указанные ценности сразу списывались на издержки обращения, то проверяют обоснованность такого списания. Чаще встречаются нарушения: · Выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками организации; · Выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам; · Выдача денег на хозяйственные расходы лицам, не указанным в утвержденном списке организации; · Несвоевременное предоставление отчета об израсходованных подотчетных суммах. 3) Ревизия представительских расходов. При такой ревизии проверяется правильность их оформления. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение и величина расходов. К документам по оформлению представительских расходов относятся программа приема с указанием состава участников, плановая смета расходов, отчет о производственных расходах, первичные учетные документы, подтверждающие такие расходы (товарные и кассовые чеки, накладные, счета, акты закупок, авансовый отчет). Фактические расходы, отнесенные на себестоимость продукции для целей налогообложения, не должны превышать предельных размеров, установленных Минфином РФ. ГЛАВА 14. РЕВИЗИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК – 013 – 94 нематериальные активы составляют нематериальные основные фонды. В соответствии с ПБУ 14/2000 к нематериальным активам (НМА) относятся: · Исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, модели и селекционные достижения; · Исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных; · Исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; · Исключительные права автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; · Деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставной капитал организации. В учетной политике организации должны быть отражены: · Способы оценки НМА, приобретенных не за денежные средства; · Сроки полезного использования НМА (по группам); · Способы начисления амортизации по группам НМА; · Способы отражения в бухгалтерском учете амортизации, начисленной по НМА. Когда организация самостоятельно создает НМА для собственных нужд, учет затрат ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Постановка на учет НМА оформляется актом приемки-передачи по форме №ОС-4. На основании акта составляется инвентарная карточка учета нематериальных активов по форме №НМА-1. Синтетический учет НМА при журнально-ордерной форме ведется в журналах-ордерах № 10 и №13 и в ведомости учета нематериальных активов №17. Ревизия операций с НМА проводится сплошным способом. Проверяя правильность отнесения объектов учета к НМА, следует изучить договор, по которому приобретен объект. Наряду с договором ревизор проверяет: составление акта приемки-передачи и карточки учета НМА. В первичных документах проверяются правильность заполнения обязательных реквизитов, указание срока полезного использования, дата приема к учету (ввод в эксплуатацию, описание объекта, регистры бухучета). После проверки юридического оформления ревизор оценивает первоначальную стоимость НМА, проверяет, была ли проведена оценка НМА, полученного в качестве вклада в уставной капитал, стоимостью свыше 200 МРОТ независимыми экспертами, не включены ли в стоимость НМА общехозяйственные расходы, непосредственно не связанные с приобретением (созданием). Если ревизор не доверяет системе внутреннего контроля за НМА, проводится инвентаризация (на основании приказа руководителя, инвентаризационной описи (форма №ИНВ-1), регистров синтетического учета по счету 04 «Нематериальные активы», Главной книги). Фактическое наличие определяется на основании первичных документов, подтверждающих права организации на использование нематериального актива, охранных документов. Учетные данные берутся из ведомостей, регистров синтетического учета и Главной книги. При необходимости ревизор проводит проверку тождественности показателей отчетных форм по НМА, данных отчетности и Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета. Ревизор должен убедиться, что НМА используются в производственной деятельности, приносят доход. Ревизор проверяет соответствие установленных сроков полезного использования, способа и норм амортизационных отчислений требованиям ПБУ по учету нематериальных активов. Для проведения проверки используются карточки формы №НМА-1 и первичные документы. Поверяется, не проводится ли начисление амортизации законсервированных нематериальных активов. ГЛАВА 15. РЕВИЗИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ Направления ревизии капитальных вложений: Проверка наличия проектно-сметной документации выявляется инвентаризацией и встречной сверкой. Фактическое наличие проектов, смет, рабочих чертежей определяется путем обязательного просмотра и анализа этих документов, изучения записей в книге или ведомости регистрации документов, поступивших в организацию. Особое внимание – на своевременность поступления рабочих чертежей, их комплектность, качество технической документации. Ревизор должен проанализировать утвержденные проекты, просмотреть на стройке карточки регистрации проектов. Необходимо проверить, не ведется ли беспроектное строительство (путем инвентаризации рабочих чертежей и проектной документации). Ревизору необходимо установить качество документации. Для этого изучают претензии подрядной строительной организации к качеству проектов, смет, а также анализирует эти документы. Ревизор проверяет обоснованность плана капитальных вложений. Проверка подрядного договора на выполнение строительных работ – еще одно направление ревизии: 1). Своевременность заключения; 2). Оперативный учет за выполнением договорных условий строительства; 3). Своевременность выявления нарушения договорных обязательств сторонами, его подписавшими. Сроки претензий по договорному подряду определены ГК РФ и нормативными актами. Важнейшей задачей ревизии договорных взаимоотношений между подрядчиком и заказчиком является проверка состояния расчетов заказчика с подрядчиком за выполненные работы и по авансам. После ознакомления с планом капитального строительства на изучаемый период ревизор последовательно выясняет: · Своевременно ли были заключены генеральные договоры с подрядчиками и поставщиками оборудования; отведен и передан ли в срок подрядчику земельный участок под застройку; · Передана ли генподрядчику проектно-сметная документация, включая рабочие чертежи; · Как и кем осуществляется технический надзор; · В каком порядке проводится приемка поступающего оборудования, как организовано его хранение; · Как выполняются подготовительные работы по обеспечению нормальной эксплуатации вводимых объектов и производственных мощностей. Проверка правильности определения объема выполненных работ имеет исключительно важное значение. Материалами для проверки служат данные актов приемки выполненных работ, акты инвентаризации незавершенного строительства. В процессе ревизии важно выявить факты завышения объемов и стоимости выполненных работ. Методы и приемы проверки: · Контрольный обмер фактически выполненных работ; · Сопоставление объема работ, указанного в актах приемки и актах инвентаризации незавершенного строительства, с объемом работ, указанных в оплаченных рабочих нарядах; · Встречные проверки по расчетам; · Проверка сопутствующих операций, связанных с выполнением и сдачей выполненных работ. Датой ввода в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией. На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи, а также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательные работы по неосуществленному строительству составляются описи. Для этого используется техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства ми другая документация. Инвентаризация проводится посредством контрольных обмеров, при этом фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны сопоставляться с данными локальных смет, с данными учета соответствия служб заказчика и подрядчика. Инвентаризация оборудования к установке фактически осуществляется в 3 этапа: 1) инвентаризация оборудования на складе; 2) инвентаризация смо<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|