Философские школы древнего Китая.
«Золотым веком» китайской философии является период VI-III вв. до н. э. В это время возникли шесть школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилософов и школа имен. 1. Моизм. Основателем этого течения считается Мо-Цзы (479-400 г.г. до н. э.). Основу теории Мо-Цзы составляет рационалистическое объяснение воли Неба: Небо - одно для всех, поэтому все равны между собой и изначально свободны. Небо выступает за мир, порядок и справедливостъ, и его примеру должны следовать все правители. Мо-Цзы о государстве: • идея естественного происхождения государства в форме общественного договора; • идея выборности правителя; • проявление правителем заботы о своем народе; • введение внутри общества тотального контроля и доносительства для поддержки единообразия во всех сферах жизни. В правовой сфере Мо-цзы предлагал: • на первом месте он располагал 10 моральных принципов, отражающих волю Неба; • второе место занимали хорошие традиции; • третье место отдавалось законам. Мудрый правитель, руководствуясь этими нормами, не должен забывать о наказании и награждении по заслугам. 2. Легизм («фа-цзя») -законники. Основоположником этого направления был - Шан Ян (390-338 г.г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате «Книга правителя области Шан». Доктрина Шан Яна основана на утверждении о заведомо порочной природе человека. Главные постулаты этой доктрины: • идеальное государство - восточная деспотия с неограниченной властью правителя, опирающегося на административный аппарат, армию и репрессивные органы; • доминирующая роль принадлежит закону; • основной способ достижения соблюдения законов - наказание. Целью проведения внешней политики - покорение других народов.
Цель проведения внутренней политики – достижение порядка в государстве. Порядок внутри страны достигался при помощи следующих методов: • путем применения жестокого наказания; • установлением тотального контроля и коллективной ответственности за правонарушение. 3. «Школа имён» (кит. мин-цзя) – V-III вв. до н. э. Главные представители Дэн Си, Гунсунь Лун. Основная проблематика школы имён - это соотношение «имён и реалий» (мин-ши). В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. 4. Школа «инь-ян» (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан. 5. Конфуцианство. Конфуций (551-479 г.г. до н.э.) исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок. В центре его социальной утопии стоит цзюнь-цзы - «благородный муж», идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители - святые «совершенномудрые» правили в древности. Результатом их правления являлось совершенное общественное устройство и передача культурности (вэнь). Жэнь – гуманность. Гуманность предполагает сдержанность, скромность, доброту, чувство справедливости, но главное – любовь к людям. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Сяо – «сыновняя почтительность, почитание старшего брата». Эта заповедь заняла центральное место в учении Конфуция. Если все государство сверху донизу организовать как одну большую семью во главе с верховным отцом – государем, то никаких противоречий между народом и правящим классом не будет. Культ сяо создал в Китае подлинный культ семьи, равного которому, не было нигде.
Ли – переводится это слово как «благопристойность», «правила», «ритуал». Ли включали в себя правила поведения на все случаи жизни. Правила ли не позволяли никому, от рядового человека до императора, отступить ни на шаг от заданных норм. Смысл правил ли - это абсолютное и полное послушание. Чжи - «разумность», «знание», «хитроумие», «мудрость», «интеллект». Чжи – исконно присуще природе человека, это его способность участия в совершении добрых дел. Знамя учения Конфуция: государство – большая семья. В Китае, благодаря Конфуцию, сложилась особая система этического управления. Учение Конфуция уже при его жизни получило большую известность. У Конфуция было более трех тысяч учеников, которые шли к нему со всех уголков Китая. Конфуций пытался претворить свои идеи в жизнь. Он принял приглашение работать в царстве Лу, но внедрить свою систему идеальных общественных отношений он не смог. Порвав с царем Лу, Конфуций странствовал в течение ряда лет, предлагая свои услуги разным дворам, но нигде не нашел признания. Разочарованный, он вернулся к Лу, где и умер в возрасте 73 лет. 6. Даосизм. Основатель Лао-цзы. Ему приписывают авторство книги «Дао дэ цзин» – «Книга о пути и добродетели», ставшим главным каноном даосизма. Дао – одна из важнейших категорий даосизма и всей китайской философии. Переводится это слово как «Путь». В даосизме Дао – это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао – это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Дао никому не ведомо, оно не доступно для органов чувств. Оно постоянно и неисчерпаемо. Великое Дао порождает все через дэ. Дэ - это качество, определяющее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Если Дао все рождает, то дэ все вскармливает. Концепция У вэй – Недеяние. У вэй – это отсутствие целеполагающей деятельности. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление. Мудрый правитель следует Дао, опираясь на естественные свойства вещей, и не пытается упорядочить Поднебесную. Отступление от Дао и Недеяния приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии и смуте.
Дао не имеет никаких границ и разделений, в Дао – все противоположности гармонизированы, нет противопоставления на объект и субъект. Весь мир подобен хору или оркестру, где звуки сливаются в одно целое, в космическую гармонию. Итак, даосизм – это философия единства со всем миром, это путь существования человека, в котором духовное начало и физическая природа рассматриваются в единстве. Это единство невозможно объяснить только с рациональных позиций, его можно понять с помощью чувства и невмешательства в великий покой бытия. Несмотря на то, что китайская философия носила умозрительный характер, ей было присуще стремление выстроить цельную картину мира, воплощающую в себе единство человека, космоса-природы и общества. Контрольные вопросы: 1. Какие особенности древнекитайской мифологи Вы знаете? 2. Назовите философские школы древнекитайской философии. 3. Главные вопросы (тематика), интересующие древнекитайских философов. СРС: 1. Характерные особенности древнекитайской философии. Их общие и специфические черты. 2. Основные идеи в «Книге Перемен» – «И - цзин». 3. Значение м смысл метода познания «У-вэй» - недеяние. СРСП: 1. Значение основных понятий конфуцианства. 2. Что означает понятие «Дао» в даосизме? 3. Что говорил Мо-Цзы о государстве? ГЛОССАРИЙ Даоси́зм (Daosizm)- учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Древневосточная монархия (Ancient oriental monarchy)— первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Инь и ян — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии. В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого и т.д. Книга Перемен (Book of Changes, Өзгерістің кітабы) (более правильно Канон Перемен; И цзин)— является наиболее ранним из известных истории китайских философских текстов. Принят конфуцианской традицией в II веке до н. э. как один из канонов конфуцианского Пятикнижия.
Конфуциа́нство (Confucianism)— этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Мо Ди (кит. или Мо-цзы) — древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин. Мои́зм (мо-цзя) (Moizm)— древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. . Натурфилосо́фия (Naturfilosofèÿ), (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Шэньши кит. буквально — «учёные мужи, носящие широкий пояс» (символ власти в древности) — одно из четырех официальных сословий императорского Китая. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012. 2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014. 3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013. 4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014. Дополнительная: 1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010. 2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011. 3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014. 4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011. Интернет-источники: 1. Справочная система «Философия» - www.философия.kz. 2. www. «filosofia» kz 3. online.prg.kz 4. Электронная Философская книга // filosof.historic.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|