Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Натурфилософия древних греков.

Под античной философией понимаются направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах начиная с VI века до н.э. и кончая VI веком н.э.

В развитии античной философии можно выделить следующие этапы:

1. Становление древнегреческой философии (VII – V вв. до н.э.). В центре внимания стояли проблемы космоса, природы - данный период называют натурфилософским, созерцательным;

2. Расцвет древнегреческой философии (V-IV века до н. э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека;

3. Эллинистически-римская философия (III-VI века н.э.) - эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. Разгон императором Юстинианом в 529 г. философских школ в Афинах и, прежде всего, Академии Платона знаменует конец античной философии.

Первые признаки философского осмысления мира - произведения Гомера. Попытка объяснения возникновения мира содержится и в трудах Гесиода. Эти «дофилософские» воззрения были попыткой в форме мифа ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие силы определяют его развитие. Стремление рационально ответить на эти вопросы стоит у истоков греческой философии.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Основу мира представители милетской школы видят в определенном материальном начале.

Фалес из Милета ( 640-562 гг. до н.э.) много путешествовал и собирал все доступные сведения и знания. Интересовался астрономией, геометрией и арифметикой. Известно, что он предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н.э.

Основой всего сущего Фалес считал воду. «Все в мире происходит из воды». Стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 до н. э.) - ученик Фалеса. Он, прежде всего, изучал природу и утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное (aпейрон), и это ни воздух, ни воду, ни что-либо иное. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное, неопределенное. Согласно ему, вся материя живая.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 до н. э.) - ученик Анаксимандра. Первоосновой мира считаетнеограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. «Воздух начало сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается». Из воздуха затем возникает все остальное.

Другим центром как торговой и политической, так и культурной жизни малоазийской Греции был город Эфес (ныне Турция). Здесь также во второй половине VI в. до н. э. возникает сильная философская школа.

Гераклит из Эфеса. Он уступил своему брату царскую власть (которую наследовали члены рода Гераклита). Главный его труд «О природе» Основой всего Гераклит считает огонь. «Огонь есть основной элемент, все является видом огня». Огонь является символом динамики развития, постоянных изменений. Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, «в одну реку нельзя войти дважды». Его последователи (Кратил) утверждали, что «в одну реку нельзя войти ни одного раза».

Элейская школа. Следующим центром развития греческой философии в досократовский период становится город Элея.

Основателем элейской школы был Парменид (ок. 540-470 до н.э.). Свои взгляды и философские мысли Парменид излагал и в стихах. Чувственное познание дает образ лишь кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.

Парменид полностью исключает движение. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, т.к, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант исключается. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным.

Наиболее ярким учеником Парменида был Зенон. Истинным он признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Наиболее известным являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Речь идет не о реальном движении, а «возможности его постижения разумом». (Ахиллес и черепаха, летящая стрела и т.д.).

Пифагор и пифагорейский союз. Основатель школы – Пифагор (584 - 500 гг. до н.э.). Он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Пифагор первым обосновал, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов, катетов (теорема Пифагора). Пифагор и пифагорейская школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики.

Древнегреческие атомисты. Левкипп (ок. 500-440 до н.э.) выдвинул основные принципы атомистической философии. «Есть бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы, имеющие бесконечное множество форм». Существуют только - атомы и пустота. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Атомы движутся в пустоте.

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) был учеником Левкиппа. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще величину и тяжесть. Атомы сами по себе неизменны. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы порождают все сложное - огонь, воду, воздух, землю. Материя, по Демокриту, бесконечна. Развитие вселенной, порядок мира, все определено (детерминировано) механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для «случайности».

Сократ (469-399 до н. э.). В центр его философии - проблема человека. Одно из известнейших его изречений – «Я знаю, что ничего не знаю» - является объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Цель – это воспитание людей, смысл которого он видел в дискуссиях и беседах. Поэтому он не оставил никаких трактатов. О его воззрениях мы узнаем, прежде всего, из работ его учеников.

Сократ называет основные государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной он считает только аристократию.

2. Философия Платона.

Платон - настоящее имя Аристокл (427-347 до н.э.). В возрасте 20 лет Платон готовился участвовать в соревновании как автор трагедии, случайно перед театром он услышал дискуссию, которую вел Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. В саду, посвященном полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу - Академию, которая становится центром античного идеализма.

Философия Платона является качественно более высокой ступенью развития идеалистической мысли. Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаем своими чувствами, является лишь «тенью» мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира возникают и гибнут, идеи являются неизменными и вечными. Платон признает их подлинным, действительным бытием. Он объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола. Между миром идей и материей существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и вещей). Действительные, реальные вещи - это соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной материей (небытием).

Много внимания Платон уделяет вопросу «иерархизации идей». Выше всего стоит идея красоты, и добра. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах – «Пир», «Закон», «Федон» и «Федр».

Теория познания. Чувственное познание выступает как вторичное, несущественное. Истинное познание - это познание разумное. Ядром его теории является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей.

Душа бестелесна, бессмертна, она - не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело подчиняется ей.

Космогония. Космос не вечен, ибо был сотворен. Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является Земля, окруженная планетами и неподвижными звездами. Небесные тела Платон считает одушевленными существами, богами. И движение небесных планет вызвано именно их душами. Создатель (Демиург ) дал миру определенный порядок и последовательность.

Теория государства. Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: 1) правители - философы, 2) стратеги - воины, 3) производители- земледельцы и ремесленники, Им соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель- справедливость - не относится к отдельным сословиям, но является «надсословной» добродетелью.

Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия). К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции представляла диктатуру, направленную против аристократии.

Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь подражанием материальному миру, т. е. неподлинному бытию. Искусство должно служить укреплению могущества государства и развитию религии. Несмотря на свое негативное отношение к искусству, Платон выдвинул ряд мыслей (идея красоты, прекрасного, социальная функция искусства и т.д.), которые объективно способствовали дальнейшему развитию теории искусства.

4. Электронная Философская книга // filosof.historic.ru

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы развития древнегреческой философии Вы знаете?

2. Назовите философские школы древнегреческой философии.

3. Главные вопросы (тематика), интересующие древнегреческих философов.

СРС:

1. Характерные особенности древнегреческой философии. Их общие и специфические черты.

2. Что означает понятие «Космогония»?

3. Идеальное государство, согласно Платону.

СРСП:

1. Что Вы знаете об атомизме?

2. Что означает понятие «Эйдос» в древнегреческой философии?

3. Каких философов древнеримской философии Вы знаете?

ГЛОССАРИЙ

Анаксима́ндр Миле́тский (610 — 547/540 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена[1]. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.)

Анаксиме́н Миле́тский (585/560 — 525/502 до н. э., Милет) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.

Античная философия (аncient philosophy,антикалық философиясы) — философия эпохи античности. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

А́пейрон (греч. «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.

Апори́я (греч. безысходность, безвыходное положение) — это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности.

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц —атомов.

Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

Гесио́д (VIII-VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

Гоме́р (VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы[1]) и «Одиссеи».

Зено́н Эле́йский (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее, Лукания. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества.

Натурфилосо́фия (naturphilosophy, табиғаттың филосо́фиясы)(от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.

Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Пифагореизм — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции VI—IV вв. до н. э. Получило название по имени своего родоначальника Пифагора.

Сокра́т (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека

Фале́с (640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

Эйдос (др.-греч. — вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.

2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014.

3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013.

4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.

2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011.

3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.

4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.

Интернет-источники:

1. Справочная система «Философия» - www.философия.kz.

2. www. «filosofia» kz

3. online.prg.kz

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...