Римский стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.
Философия Аристотеля. Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Материя и форма (эйдос). Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Сама по себе материя, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма имеет активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Материя - своего рода глина, чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Идея души. Душа есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип. Душа - энтелехия тела (целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность). Она не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. Именно душа придает смысл и цель жизни. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Теория познания и логика. Любое знание начинается с ощущений: Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Аристотель разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики. Об обществе и государстве. По Аристотелю, человек - политическое существо, т.е. социальное. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи - муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы - ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.
Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения. Римский стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм. Наиболее видным представителем римского стоицизма были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Сенека (4 г. до н.э.- 65 г. н.э.) получил всестороннее естественнонаучное, юридическое и философское образование, успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится воспитателем будущего императора Нерона. Все его работы посвящены этическим проблемам. В воззрениях на природу он придерживается дуализма материи и формы. В гносеологии Сенека является сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет свое начало в чувствах.
Все в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Центром его системы является этика. Основной принцип согласия с природой (жить счастливо - значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе. Сенека отвергает стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям: Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха перед смертью. К римским стоикам относится и император Марк Аврелий Антоний (121-180). Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. Основной целью человеческих стремлений должно быть подчинение «разумным законам природы в согласии с человеческим естеством». Марк Аврелий - последний представитель античного стоицизма, и по сути на этом стоицизм заканчивается. В его творчестве проявляются определенные следы мистицизма, который тесно связан с упадком римского общества. Стоическое учение, в частности подчеркивание необходимости «подчинить себя» (мировому разуму - логосу - богу), во многом повлияло на формирование раннего христианства. Эпикуреизм. Единственной материалистической философией в античном Риме был эпикуреизм. Наиболее выдающимся его представителем был Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 до н.э.), написавший философскую поэму «О природе». Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. В своем произведении защищает основные принципы атомизма. Единственным сущим Лукреций считает атомы, и пустоту. Атомам присуще движение. Он пытается обосновать отклонения от прямолинейного движения атомов. Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами. Лукреций пытается объяснить возникновение общества естественным образом. Первоначально люди жили в «полудиком состоянии», не зная огня и жилища. Развитие материальной культуры ведет к тому, что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Общество, общественная организация (право, законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей (теория договора).
Лукреций выступает против всякой веры в богов. Он критикует представление о жизни после смерти и все другие религиозные мифы. Вера в богов - это продукт страха и незнания естественных причин. В области этики Лукреций последовательно отстаивает эпикурейские принципы спокойной и счастливой жизни. Средством достижения счастья является познание. Чтобы человек жил счастливо, он должен освободиться от страха, в частности от страха перед богами. Неоплатонизм развивается в III-V столетиях н.э. в последние столетие существования Римской империи. Он является последним философским направлением, возникшим в период античности. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее видным представителем Плотин (205-270). Он считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы бытия. Это абсолютное бытие и оно непознаваемо. Все остальное, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия. Природа, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет). Много внимания Плотин посвящает душе. Она является для него определенным переходом от божественного к материальному. Душа - это нечто чуждое материальному, телесному. Материальный и чувственный мир – это неподлинное бытие. Теории познания. Единственным подлинным познанием является познание божественного. Оно постигается не чувственным познанием, не познаваемо оно также и рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному Плотин считает экстаз, который достигается лишь духовным усилием - душевным сосредоточением и подавлением всего телесного. Философия Плотина выражает безысходность и неразрешимость противоречий, которые становятся всеохватывающими. Это самый выразительный предвестник конца античной культуры. Таким образом, в античной философии впервые возникли практически все главные философские проблемы. В философском мышлении античности в более ясной форме, выражены мировоззренческие столкновения и борьба.
Контрольные вопросы: 1. Что говорил о материи древнегреческий мыслитель Аристотель? 2. Назовите философские течения эллинистической философии. СРС: 1. Что говорил о душе Аристотель? 2. Общество и государство, согласно Аристотеля. 3. Видный представитель неоплатонизма. СРСП: 1. Что Вы знаете о римском стоицизме? 2. Кто такой Тит Лукреций Кар? 3. Каких философов древнеримской философии Вы знаете? ГЛОССАРИЙ Аристо́тель -древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 г. до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Лицей, или перипатетическую школу). Демокра́тия (Democraty) (др.-греч. — «власть народа») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.. Лу́ций А́нней Се́не́ка – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Марк Авре́лий Антони́н — римский император (161—180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Мате́рия ( Compound ) (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу Необходимость (Need, Қажетілік)— характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности. Олига́рхия (Oligarchy) (греч. «власть немногих) — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала и скорее обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. Плоти́н — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Полити́я (Polity) - власть большинства. Форма общественного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма управления соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. Тирания (Tyranny) (греч. произвол) — форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Энтеле́хия (Entelechy) (греч. «осуществленность») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.
Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012. 2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014. 3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013. 4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014. Дополнительная: 1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010. 2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011. 3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014. 4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011. Интернет-источники: 1. Справочная система «Философия» - www.философия.kz. 2. www. «filosofia» kz 3. online.prg.kz 4. Электронная Философская книга // filosof.historic.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|