Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности




Оглавление

Процесс глобализации является одной из самых актуальных проблем на сегодня так характеризует состояние и развитие современной экономической системы. Все более острым становится вопрос развития стран с переходной экономикой и развивающихся, так негативные последствия глобализации отражаются на них больше.


1. Теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности

В современной науке выделяются различные виды развития, такие как экономическое развитие, социальное развитие, инновационное развитие, экологическое развитие. Экономическое развитие является одним из наиболее исследуемых вопросов современности и относится к важнейшим понятий макроэкономической науки. Экономическое развитие - это качественные изменения во времени в производственных процессах, системе счетов, структуре экономики и других сферах, связанных с народным хозяйствованием в стране или регионе. Необходимо отметить, что в данном определении не учтено влияние окружающей среды и необходимость пространственной координации изменений, построения пространственного каркаса экономики региона, страны. Важным показателем любого государства является социальное развитие - процесс изменения структуры, состава населения, его ценностей, уровня жизни, образованности, здоровья и других показателей жизни. В учебной литературе нередко используют термин " социально - экономическое развитие", подчеркивая тем самым тесную связь между уровнем экономического развития и решением социальных проблем региона. Социально - экономическое развитие - это процесс непрерывного изменения материального базиса производства, а также всей совокупности разнообразных отношений между экономическими субъектами, социальными группами населения. Социально - экономическое развитие - сложный противоречивый процесс, в котором взаимодействуют положительные и отрицательные факторы, а периоды прогресса сменяются периодами регресса. Политические и военные потрясения, социальные конфликты, экологические катастрофы могут приостановить развитие экономики любой страны, отбросить ее на несколько десятилетий назад, а иногда привести и к окончательной гибели, как это было с древними цивилизациями.

1.1 Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений

‫аключ‫ни‫

1.2 Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

2.3 Резуль‫а‫ы ‫пы‫н‫-эксперимен‫альн‫й раб‫‫ы п‫ разви‫ию гибк‫с‫и мышления с‫аршеклассник‫в в‫ внеур‫чн‫й учебн‫й раб‫‫е

1.3 Особенности процесса формирования исследовательской компетенции учащихся старшего школьного возраста
2. Процесс подготовки учащихся старших классов средних общеобразовательных учебных заведений к исследовательской деятельности

Право собственности - ϶то одно из основных прав человека.Во всех демократических странах мира право собственности является первым правом, которое защищается государством после естественных прав человека. Украина унаследовала отношение людей к праву собственности со времен советского союза, когда право собственности было вообще отсутствует, поскольку все имущество принадлежало государству, а граждане не могли приобретать власниcть на недвижимость, только на один автомобиль и вещи домашнего обихода. Только в конце существования СССР появилось право на приобретение одного жилого дома в собственность. Происходит постепенное осознание стоимости различных видов имущества, в связи с чем возникают манипуляции с ϶тим имуществом, например, объект права коммуналь ной собственности продается по минимальной оценке БТИ, хотя реальная рыночная стоимость имущества в несколько десятков раз больше, присваивается имущество территориальных общин.Внимание правозащитных организаций к проблемам реализации и защиты прав собственности на сегодня не является достаточным, ведь большинство споров сегодня рассматриваются в плоскости «власть-гражданин», а не гражданских отношений. Однако правовые условия и механизмы защиты права собственности определяются.

2.1 Задачи, содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности

Развитие любой экономической системы является процессом качественных социально - экономических преобразований, поэтому в работе понятие развития экономики региона сводится не только к достижению стабильных темпов экономического роста, но охватывает также существенное повышение жизненного уровня населения, включает в себя материальное благосостояние, образование, охрану здоровья (социальное развитие), защита окружающей среды (экологическое развитие) и т.д..

2.2 Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Изучение процесса глобализации имеет важное теоретическое и практическое значение поскольку ставит экономику в новые условия, меняет вектор ее развития. Формирование и развитие рыночной экономики в России диктует необходимость установления тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Также необходимо проведение такой международной и внутренней политики, которая позволит избежать или уменьшить уровень негативного влияния глобализационных процессов на национальную экономику страны.

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе

Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных факторов, в частности: влияние научно - технического прогресса, формирует новые виды услуг; масштабная структурно - технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70 -80 -е годы, связана с экономическим кризисом; урбанизация, порождает дополнительные потребности в услугах, прежде бытовых и социальных; массовая автомобилизация и компьютеризация, сформировали специальный сектор экономики услуг, увеличение расходов на услуги, связанные с формированием и развитием человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальное обслуживание); благоприятное ресурсное обеспечение, связанное с высокой нормой прибыли, быстрой окупаемостью, обеспечением рабочей силой.

Заключение

Обзор и анализ научной литературы позволяет нам сформулировать основные направления в исследовании проблемы. Среди отечественных, а так же зарубежных ученых, нет единого мнения относительно средств и методов исследования поставленной проблемы. Некоторые больше внимания уделяют теоретическим вариантам решения, некоторые делают упор на практической стророне вопроса. Мы можем со своей стороны согласиться с подходами как одной так и другой стороны. Ведь без теории не может быть практики, как и практика не может быть не подтверждена теоретическими изысканиями. Так вот, анализ критериев социального прогресса позволяет выделить специфические особенности современного мира, тенденции и перспективы его развития.

Список использованной литературы

 

Введение

 

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям.

Кроме того, это связано с постоянно, лавинно увеличивающимся объемом информации, которым вынужден оперировать современный специалист в любой области и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.

В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности.

Однако, несмотря на данные от природы способности к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности.

Как реакция на изменения, происходящие в обществе, в педагогике и педагогической психологии появился целый ряд новых научных направлений, в рамках которых разрабатывается проблема формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности (Г.С. Альштуллер, И.М. Верткин), теории воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (И.П. Иванов, В.А. Сухомлинский), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.), а такжеисследования по развитию одаренности и способностей школьников к исследовательской деятельности А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича, А.В. Хуторского, В.С. Мухиной, А.С. Обухова, А.И. Доровкого, Д.Б. Богоявленской и др.

В настоящее время одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки.Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а педагогу – проконтролировать прирост знаний и умений ребенка.

Это возможно через приобщение детей к исследовательской работе, организация которой при соблюдении ряда психолого-педагогических условий позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами.

Учебные занятия в школе, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все многообразие изучаемой науки. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет им получить более глубокие знания в области учебного предмета, чем содержится в базовом курсе средней школы, так как исследовательская деятельность учащихся способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.

Важное достоинство грамотно организованной исследовательской деятельности учащихся – способность вызывать естественное стремление ребенка к изучению окружающего мира. Её главная цель – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Эти умения необходимы для создания качественно нового и оригинального. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Таким образом, возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы образования и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности.

Несмотря на усиленное внимание к проблеме организации исследовательской деятельности учеников, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным. Анализ результатов педагогической практики показывает, что развитию поисковых и творческих способностей учащихся в системе школьного образования все еще не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе затруднениями в определении педагогических условий развития творческих способностей школьников в процессе изучения различных дисциплин, неподготовленностью самих педагогов к новым требованиям, которые предъявляют современные социально-экономические условия развития России к характеру организации учебно-воспитательного процесса.

Противоречия, лежащие в основе перечисленных факторов свидетельствуют об актуальности проблемы организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений и обуславливают необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Таким образом, проблема настоящего исследования: условия управления организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

В силу недостаточной разработанности заявленной проблемы исследования, а также учитывая ее актуальность и значимость, тема дипломной работы формулируется следующим образом: «управлении исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных школ».

Объект исследования – образовательный процесс средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе среднего общеобразовательного учебного заведения.

Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий, способствующих эффективной организации исследовательской деятельности в школе.

Достижению поставленной цели способствует решение сопутствующих задач исследования, среди которых основными являются:

- анализ состояния проблемы в современной психолого-педагогической литературе;

- определение сущности понятия исследовательской деятельности учащегося средней общеобразовательной школы;

- анализ предпосылок подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности;

- определение задач, содержания, форм и методов подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности;

- выявление критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеурочной учебной работе;

- разработка, подготовка и реализация программы опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе.

При формулировке гипотезы исследования мы исходили из того, что включение в учебно-исследовательскую, а затем и в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения.

Следовательно, если выявить условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности в школе, а именно:

– психологические условия:

1) формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности;

2) психологический мониторинг, тренинги по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников;

– педагогические условия:

1) высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей ученических исследоваий;

2) повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся;

3) применение нетрадиционных методик в обучении;

4) внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения;

5) спецкурсы по основам исследовательской деятельности;

6) индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов, то

с их учетомучитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей старшеклассников к научно-исследовательской деятельности.

Методологической основой работы являются:

– важнейшие философские положения о причинности и обусловленности познавательных процессов и активности личности;

– комплексный подход к анализу проблем обучения и воспитания с позиций смежных наук;

– ориентация на системный, деятельностный и личностный подходы в исследовании;

– выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и саморазвития личности школьника;

– разработка связи теории и практики, идей и их реализации;

– ориентация на новые педагогические концепции.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам организации исследовательской деятельности учащихся в рамках среднего общеобразовательного учебного заведения, а также нормативно-справочные и инструктивные сборники, материалы периодической печати, справочно-библиографические источники и т.д.

Теоретические основы проблемы организации исследовательской деятельностивсреднейобщеобразовательной школе получили освещениев трудах А.Н. Барановой, Е.М. Гуревича, А.И. Доровского, А.М. Карекцкой, А.В. Леонтовича, Т.М. Ковалева, А.С. Обухова, А.И. Савенкова и др.

В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющиеметоды научно-педагогического исследования:

– эмпирические методы:

• анализ и обобщение передового педагогического опыта;

• наблюдение;

• анкетирование;

• изучение и анализ школьной документации (по работе научных обществ учащихся);

• педагогический эксперимент и др.

– теоретические методы:

• теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы;

• изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта;

• абстрагирование, сравнение, синтез, аналогии, обобщение;

• классификация и систематизация;

• мысленный эксперимент.

Базой исследования послужили средние общеобразовательные школы№__ и№__г. ___, а также средняя общеобразовательная школа №_г. ____. Анкетированием было охвачено 84 старшеклассника, 32 ученика из которых приняли участие в опросе и тестировании на диагностирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Также в опросеучаствовали 10 учителей-предметников, 2 классных руководителя и родители 32 учащихся десятых классов МОУ СОШ №___г. _______.

Новизна работы заключается в выявлении критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе и определении психолого-педагогических условий эффективности организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что составленный нами список критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе и определении психолого-педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений могут быть использованы для повышения эффективности научно-исследовательской работы учащихся школ, что будет способствовать увеличению числа участников и призероволимпиад и научно-практических конференций не только школьного, городского и регионального, но и всероссийского уровня. Вследствие этого произойдет повышение престижа школы.

С учетом грядущего подушевого финансирования средних общеобразовательных учебных заведений этот фактор будет иметь большое значение для обеспечения их конкурентоспособности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.

Первая глава содержит теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности.

Во второй главе рассматриваются практические аспекты исследуемой проблемы, определяются критерии отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью, приводятся результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.

Заключение содержит выводы по проведенному исследованию.

 

 

Теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...